Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Алекс+  

Дата создания поста: 13 января 2016, 04:30

Сравнительная история. Евродикость

Честно
говорю, спер из одного ЖЖ (правда, давно в 2010г). Много букв

Рассмотрим свидомый и общечеловековский тезис о кровавой и
жестокой российской истории, в отличие от истории цивилизованного Запада. Должен
сказать, что сами понятия жестокости и кровавости истории довольно
дилетантское, с трудноуловимыми критериями. Ну да мои скромные записи на
научность и не претендуют...



Скажу сразу, что история средневековой Европы (как
и Руси) смотрится красиво лишь в фильмах про Д`Артаньянов, Бражелонов и т. п. А
также в бреднях либерастов (в случае Европы). А вообще история была грязной (и
в прямом смысле тоже) и КРОВАВОЙ. Процитирую Горянина



Некоторые вещи помогает понять искусство.
Историки культуры давно признали, что даже в античных, библейских и
мифологических сюжетах европейские художники отражали реалии окружавшей их
жизни. И эти реалии ужасают. Посмотрите на гравюры Дюрера и Кранаха. Вы
увидите, что гильотина существовала за два века(!) до Французской революции. Вы
увидите, как в глаз связанной жертве вкручивают какой-то коловорот, как
вытягивают кишки, навивая их на особый вал, как распяленного вверх ногами
человека распиливают пилой от промежности к голове, как с людей заживо сдирают
кожу. Сдирание кожи заживо - достаточно частый сюжет не только графики, но и
живописи Западной Европы, причем тщательность и точность написанных маслом
картин свидетельствует, во-первых, что художники были знакомы с предметом не
понаслышке, а во-вторых, о неподдельном интересе к теме.




Достаточно вспомнить голландского живописца
конца XV - начала XVI. вв. Герарда Давида.



И далее "Гравюры Жака Калло с гирляндами
и гроздьями повешенных на деревьях людей - отражение не каких-то болезненных
фантазий художника, а подлинной жестокости нравов в Европе XVII века. Жестокость
порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже
после Средних веков (которые были еще безжалостнее). Тридцатилетняя война в
XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов -
историки спорят - населения одной ее южной части. Папа римский даже временно
разрешил многоженство, дабы восстановить народное поголовье"

"Что касается России, она на своей
территории в после ордынское время подобных кровопусканий не знала даже в
Смуту".



Более того, Россия - почти единственная
страна, не допустившая свойственного позднему европейскому средневековью
сожжения заживо тысяч людей (Российское законодательство Х-ХХ веков, т. 3, М.,
1985, с. 259).



И вновь Горянин

"На протяжении почти всей истории
человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без
погружения в специальные исследования даже трудно представить себе
западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности. Немецкий юрист
и тюрьмовед Николаус-Генрих Юлиус, обобщив английские законодательные акты за
несколько веков, подсчитал, что смертную казнь в них предусматривали 6789
статей. Еще в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков,
каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в в
своем дневнике в 1826 г.,
насколько он поражен тем, что по следам восстания декабристов в России казнено
всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников
о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном
мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.



А теперь возьмем самый древний свод нашего
права, "Русскую правду", он вообще не предусматривает смертную казнь!






далее, о "диких монголокацапах"

Из "Повести временных
лет" мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь
для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов (т. е. по
западному наущению), но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси
жестоких наказаний. Впервые понятие смертной казни, которая предусматривалась
за измену, за кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в
посаде, появляется у нас в XV веке в Псковской судной грамоте и в Уставной
Двинской грамоте. То есть, первые шесть веков нашей государственности прошли
без смертной казни, мы жили без нее дольше, чем с ней. Понятно и то, почему
данная новация проникла сперва в Двинск и Псков. Двинск - это ныне
принадлежащий Латвии Даугавпилс (а в промежутке - Динабург), да и Псков
неспроста имел немецкий вариант своего имени (Плескау). Оба города были,
благодаря соседству с землями Тевтонского и Ливонского Орденов, в достаточной
мере (гораздо теснее, чем даже Карпатская Русь или Литовская Русь) связаны с
Западной Европой. Новшество постепенно привилось. Но даже в пору Смуты смертная
казнь не стала, как кто-то может подумать, привычной мерой наказания. Земский
собор Первого ополчения 1611 года запрещает назначать смертную казнь "без
земского и всей Земли приговору", т. е. без согласия Земского собора. Судя по тому,
что ослушник обрекал на казнь себя самого, нарушение правила об обязательности
утверждения смертного вердикта Земским собором было одним из самых страшных
преступлений. Едва ли такие ослушники находились.

Русь, а затем Россия, не была, разумеется, идеальнейшим местом на Земле в то
жестокое время. Однако здесь к человеческой жизни относились с большим
пиететом, нежели в "просвещенной" Европе

"Если сравнивать количество казней, совершаемых в России того периода, с
количеством казней на Западе в XVI веке, то можно убедиться в том, что Европа
своей жестокостью значительно превосходила Россию. Например, в Германии при
Карле V было казнено около 100 тыс. человек. Одному лишь судье фон Карпцов
пришлось вынести около 20 тыс. смертных приговоров. В Англии при Генрихе VIII
было повешено 70 тыс. упрямых нищих (при общей численности населения 4, 5 млн
человек)." С. Г. БУЯНСКИЙ. Смертная казнь : все "за" и
"против" . А, к примеру, общее число казненных при Иване Грозном
историки оценивают в 4-5 тысяч человек. Правда, справедливости ради сюда

можно добавить и 3-4 тысячи жертв карательной экспедиции против Новгорода.

Число казненных при царе Алексее Михайловиче Тишайшем историки оценивают в
7-109 тысяч человек (включая бунтовщиков Разина). При Петре I-м, не меньше (но и
вряд ли намного больше, после стрелецкой расправы (2-3 тысячи человек, по
другим данным около тысячи) массовых казней не было. Подавляя восстание
Кондратия Булавина, царские военачальники воздерживались от массовых казней дабы
не озлоблять весь Дон...

Но влияние Европы на отношение к человеческой жизни дало себя знать в поведении
царя европолюба, при строительстве Питера было заморена уйма народу. Сколько
же? Трудно сказать...

Из "Истории Санкт-Петербурга". Одним из многочисленных и наиболее
устойчивых мифов, сложившихся о Петербурге начальных лет его существования,
является всеобщая убежденность в том, что Северная столица воздвигнута на
многочисленных костях ее первых строителей. Иностранцы, современники петровской
эпохи, сообщают основанные на бытовавших слухах огромные цифры людских потерь
вплоть до 300 тысяч человек. Подробный обзор этих сведений см. в монографии:
Беспятых Ю. Н. Иностранные источники по истории России первой четверти XVIII в.
(СПб., 1998. С. 397-398). Как подчеркивает названный автор, "все эти цифры
легендарны и проверке не поддаются".

Автор классического труда по истории Северной столицы XVIII в. П. Н. Петров в
конце XIX в. усомнился в этих цифрах, сочтя их сильно преувеличенными. С ним
согласны позднейшие исследователи. Так, крупнейший специалист по истории
строительства Петербурга С. П. Луппов
писал в 1958 г.:
"... болезни и смертность среди рабочих на строительстве Петербурга были
обычным явлением, и если потери людьми выражались не десятками тысяч человек,
как писали иностранцы, то по всей вероятности, погибали тысячи". Новейший
историк москвичка О. Г. Агеева также отмечает, что сообщаемые в иностранных текстах
цифры "огромны, и, учитывая общую численность Петербурга (1720-е годы
около 40 - 50 тыс.), невероятны". Опираясь на сведения "Ведомости о
перспективной дороге" (1716
г.), исследовательница полагает, что за 1703-1715 гг.
"могло умереть 1932 человека", то есть ежегодно "около 150
человек", очень толковое исследование, кстати.

Во всяком случае, после Петра массовых казней и прочих гекатомб Россия не знала
до Пугачевского бунта. Здесь при подавлении восстания было казнено от
нескольких сот (А. С. Пушкин "Замечания к бунту") до нескольких тысяч, из
одного студенческого реферата в Сети. Поскольку автор не подкрепил свои цифры
какой-либо ссылкой, я его не запомнил. Косвенное указание на то, что царские
карательные войска казнями не злоупотребляли:

"После подавления восстания Пугачева в Оренбургской губернии в десятках
сел и деревень, жители которых примкнули к бунтовавшим, участвовали в погромах
и убийствах помещиков и священников или не оказали пугачевцам сопротивления,
были поставлены колеса на столбах и виселицы с пустыми петлями. Сделано это
было "в страх на будущее время" (Евгений Анисимов "Народ у
эшафота").



Теперь немного пристальнее посмотрим, что же в эти времена происходило у наших
западных соседей



Франция. Жакерия 1358год



Бунтовщики громили поместья, жгли замки, жестоко умерщвляя их обитателей,



Карл Наварский неделю не решался атаковать восставших, и в конце концов пошел
на хитрость - пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову
и не обеспечил свою безопасность заложниками. Его тут же схватили и заковали в
цепи, и деморализованные крестьяне были разбиты и практически все убиты.

Начались массовые казни и преследования. До 24 июня было умерщвлено не менее 20
тысяч человек и резня пошла на убыль только в августе, когда сеньоры испугались
что будет некому убирать урожай. По разным оценкам, казнено было от 40 до ста
тысяч участников восстания.

В 1413 году произошло восстание кабошьенов в Париже. Сторонники Бургундского
дома умело использовали недовольство народа королевскими чиновниками для
уничтожения в ходе погрома нескольких видных членов противной партии.
Арманьяки, жестоко подавив восстание(по разным оценкам, казнив от 5 до 10 тысяч
человек)., вызвали резкую антипатию парижан

Вторая половина 15-го века, эпоха Людовика XI, перед которым Иван Грозный
почтительно снял бы головной убор. Казни, казни, казни...

Следующий, XVI-й век, запомнился многим убийствами в Варфоломеевскую ночь, оценки
числа жертв колеблются от 3 до 50 тысяч. Однако и без этой неприятной для
французов страницы истории крови в этом веке лилось с избытком.

1548 год восстания против налогового гнета в Бордо, Гиении нек. др. провинциях.
Казнено только по приговорам судов больше тысячи. А ведь главный каратель
коннетабль Монморанси любил обходиться без судебной волокиты... Для сравнения, восстание
в Москве годом раньше, во время которого бунтовщики на несколько дней
захватывали столицу, стоило жизни лишь нескольким вожакам, не считая погибших
непосредственно во время беспорядков. Напомню, что правил у нас тогда не кто ни
будь, а Иван-IV, сейчас известный как Грозный.

1559 год-заговор Лареноди, раскрытый. Убито в бою или взято в плен и казнено
2-3 тысячи человек (Википедия). После этого, в течение почти 60 лет Францию
сотрясает череда религиозных войн католики vs гугеноты. Итоги-десятки тысяч
убитых, свыше 200 тысяч бежавших из страны.

XVII век-восстание "босоногих" в Нормандии,"красных
колпаков" в Бретани, ряде других мест. Казнены многие тысячи (Б. Поршнев)

Применяя легко и непринужденно смертную казнь, галантные французы проявляли
порой недюжинную фантазию в её способах.

Таковы, например, получившие по своей жестокости историческую известность казни
Равальяка в 1610 году и Дамиена в 1757 году. Равальяка положили на спину на
эшафот и крепко прикрепили цепями все части тела, затем к руке его, привязали
орудие преступления и жгли ее серным огнем, затем клещами рвали в разных местах
тело и лили в раны расплавленный свинец, масло и серу, потом каждый член
привязали к лошадям и заставляли их тянуть сначала небольшими порывами, а потом
из всех сил, пока эти части не оторвались; наконец, все части тела были собраны
и сожжены, а прах развеян по ветру. казнь Дэмиена





Однако всё изложенное
меркнет, разумеется, перед кровавым сиянием Великой Французской Революции.

Цитирую "В 1789 году, накануне Великой Французской революции, Франция
насчитывала 27 млн. жителей, что составляло 15% населения Европы, и уступала по
численности населения на континенте лишь России (тогда в Англии проживало 18
млн. чел., в раздробленной на множество мелких княжеств Германии проживало 24 млн.
немцев). В ходе Великой Французской революции 1789-1794 гг., а затем
наполеоновских войн Франция понесла чудовищные людские потери. Только при
подавлении роялистского мятежа в Вандее 1793 года, погибло свыше 400 тыс. чел.,
десятки тысяч французов погибли на гильотине в период революционного (а затем
"белого" контрреволюционного) террора, несколько сот тысяч роялистов
эмигрировали из страны, а наполеоновская эпопея стоила Франции более двух
миллионов жизней."

Виктор Гюго говорит о "миллионе жертв Дантона и Робеспьера". В
офф-лайне мне попадались цифры от 600 до 900 тысяч. Возьмем среднюю цифру в 700
тысяч человек. Если произвести пересчет на численность населения, ВПОЛНЕ
СОПОСТАВИМО С ЧИСЛОМ ЖЕРТВ СТАЛИНСКОГО РЕЖИМА, ВКЛЮЧАЯ ГОЛОДОМОР(!!!).

С одной только поправкой то, на что Сталину потребовалось лет двадцать с гаком,
Робеспьер, Сен-Жюст, Дантон исхитрились проделать ЗА ПАРУ ЛЕТ.

В XIX-м, казалось бы, достаточно просвещенном и гуманизированном веке, история
французская всё такая же дикая по своей жестокости. Беспощадное подавление
восстаний 1832, 1848 года (расстреляно около половины из более чем 15000
повстанцев, взятых в плен). Как примета нового времени, безудержная жестокость
при покорении заморских территорий (Тонкин, Алжир, Петля Нигера, Тимбукту и мн. др.).

Ещё процитирую Горянина "в 1834 в Париже произошло выступление, не слишком
мощное, республиканцев против Луи Филиппа. У дома 12 по улице Транснонен был ранен
офицер, и в наказание все жители дома, включая женщин и детей, были зверски
убиты (Многие вспомнят литографию французского художника О. Домье, отразившую
эту бойню). В России 1834 года такое, согласимся, было совершенно невозможно."



Парижская Коммуна... О ней цитата из стихов автора "Интернационала"
Эжена Потье

"Как хлеб, кося людей в тот май, он памятен навек! версальцы сняли урожай в
сто тысяч человек"



Думаю, с прекрасной Францией всё ясно, а посему перейдем к Англии.



Англия



Эта "старейшая демократия Европы"(с) Либерасты демшиза явила
миру примеры беспрецедентной подлости и жестокости к своему народу. Лишив в
процессе Огораживания, земли и жилья огромные массы крестьян, превратив их в
бродяг и нищих, власть затем отправляла их на каторгу и на виселицу ЗА
НИЩЕНСТВО И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. Правда, всё по закону:

"Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвинённых в
бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Их бичевали,
клеймили, отдавали в рабство (на время, а в случае побега - пожизненно, при
третьей поимке казнили). Главными жертвами этих репрессий были крестьяне,
согнанные с земли в результате огораживаний. Начало "кровавым законам" положил
статут 1495 Генриха VII. Особой жестокостью отличались статуты 1536 и 1547. Закон
1576 предусматривал организацию работных домов для нищих. Парламентский "Акт о
наказаниях бродяг и упорных нищих" 1597 дал окончательную формулировку закона о
бедняках и бродягах (действовал в таком виде до 1814). Аналогичные законы
существовали и в др. странах, вставших на путь капиталистического развития в
16-18 вв. (Нидерланды. Франция). "Кровавые законы" не могли приостановить роста
пауперизма и бродяжничества. Но они достигали другой цели: подавляли
сопротивление экспроприированных, превращали согнанных с земли крестьян в
людей, готовых к наёмному груду на любых условиях."

Кроме бродяг и нищих, демократической петли и либерального топора отведали
множество участников многочисленных восстаний доведенных до отчаяния людей. Уота
Тайлера, Кета Роберта, 1607 года и др.

А. Горянин "Будете в Лондоне - купите билет на обзорную экскурсию по центру
города в открытом автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения
по-русски. У Гайд-парка вы услышите, что там, где сейчас "уголок оратора",
находилось место казней. Казни были основным общественным развлечением
лондонской публики в течение многих веков. Главная виселица имела какое-то
(забыл) шутливое имя (Common Gallows-startracker). Повод для юмора был налицо:
там, на разновысоких балках была 21 петля, так, что получалось подобие дерева.
То ли она напоминала англичанам елку с украшениями, то ли что-то еще. И
виселицы работали без простоев, недогрузки не было при каждом правителе. Но
есть в английской истории и особо знаменитые властители, при которых Коммон
Гэллоуз, равно как и другие плахи-эшафоты работали по стахановски"

Это:

Ричард III, воспетый Шекспиром, начавший карьеру с убийства малолетних сыновей
своего скончавшегося брата Эдуарда IV-своих конкурентов на пути к трону. На
троне он блестяще продолжил кровавую карьеру...



Генрих VIII, кровавый упырь, незаурядный даже по меркам английской
средневековой истории. Только по одному закону о бродяжничестве при нем было
казнено раз в пятнадцать больше человек, ЧЕМ ЗА ВСЕ ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО, около
72 тысяч...

"Редко кому из сколько-нибудь значительных фигур при дворе (с. 148) Генриха
VIII удавалось избежать тюрьмы или казни." и далее.

Когда Генрих VIII умер, придворные не осмеливались сразу в это поверить. Они
думали, что кровавый король лишь притворился спящим и слушает, что они говорят
о нем, чтобы, встав с постели, отомстить им за дерзость и непокорность. И
только когда появились первые признаки разложения тела, стало ясно, что тиран
уже больше не встанет." (Ивонин Ю. Е., Ивонина Л. И. Властители судеб
Европы: императоры, короли, министры XVI - XVIII вв. - Смоленск: Русич, 2004)



"Мария I Кровавая, 1516-58, дочь Генриха VIII от первого брака его с
Екатериной Арагонской, усердная католичка, 3 августа 1553 по смерти Эдуарда VI
королева, руководила кровавой католич. реакцией, 1554 вышла замуж за Филиппа II
исп." (Брокгауз и Ефрон). Добавлю от себя, что Кровавой её прозвали не
зазря, только по приговорам инквизиции за её правление было казнено более
тысячи человек.



Любострастная Елизавета Тюдор (казнившая, по подсчетам английского историка У.
Коббета, за один год больше народу, чем католическая инквизиция за три века) (William
Cobbett The History of Protestant Reformation in England. London, 1980)



И наконец-лорд-протектор Оливер Кромвель, кровавый вурдалак, вполне
заслуживающий места на одной полке с Гитлером, Сталиным, Пол Потом и др.

Во время его правления население Англии насчитывало 5 миллионов душ (Если у
кого есть более точные данные- Welcome!)

Так вот, жестокое подавление его "железнобокими" восстаний диггеров, левеллеров,
кровавые экспедиции в Шотландию и (особенно) в Ирландию стоили жизни по меньшей
мере полумиллиону человек (Барг М. А., Кромвель и его время, М., 1950), т. е
десяти процентам населения. Сталин скромно отдыхает в сторонке, об Иване
Грозном с Петром I ДАЖЕ, И ГОВОРИТЬ НЕЧЕГО...

"Ирландские историки полагают, что от прежнего числа жителей уцелело не
более одной шестой... Если принять даже ту цифру, какую дают английские
писатели, более трети всего населения Ирландии, то все же придется сказать, что
она является ужасающей; пропорционально равную, едва ли представит число лиц,
погибших при нашествии любого из восточных завоевателей - Чингисхана, Батыя или
Тамерлана" (Энциклопедический словарь Русского библиографического института
Гранат, том 9. М.,
[1911], стб. 94)

Отчет Кромвеля английскому парламенту о проделанной работе в Ирландии: "Я
приказал своим солдатам убивать их всех... В самой церкви было перебито около
тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты
головы..." (Джон-Ричард Грин "История английского народа", т. 3, М., изд.
Солдатенкова, 1892, с. 218)

За Кромвелем числятся и такие славные деяния, как запрет театров, тотальное
военизирование страны с разделом на 12 генерал-губернаторств, вооруженной
охраной дорог и мн. др. После его смерти благодарный народ вздернул труп
лорда-протектора на виселице и затем четвертовал...

В XIX веке англичане, надо отдать им должное, лили кровь больше в дальних
странах Индии, Бечуаналенде, Бирме и др. Но зато уж лили, так лили!

А. Горянин:

"Английские офицеры, привыкшие охотиться на лис, за неимением таковых
охотились в Тасмании на аборигенов, и не заметили, как убили всех до
единого."

А уж как они подавляли сипайское восстание, сколько народу положили при захвате
Сянгана и Коулуна, опиумных войнах, на трибунал, подобный Нюрнбергскому, вполне
хватило бы...



Далее буду краток, за неимением места-всё же это пост, а не диссертация! Упомяну
лишь Испанию, Германию, Швейцарию...



ИСПАНИЯ



Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко
прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным "лицом
Инквизиции", наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским
человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое, сколько,
человеческого материала "врагов народа" было использовано более рационально.
Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас, куда большее количество
"общественно полезных" приговоров образовавшейся в Испании "экономической
инквизиции". Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено
97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину
перед Господом. (Инквизиция в Испании была упразднена лишь Наполеоном аж в 1808
году)

Герцог Альба, казнивший десятки тысяч "еретиков" как в Нидерландах, так
и в собственной стране.

Конкистадоры, уничтожившие и разграбившие богатейшие империи майя, ацтеков, инков.

Таков вклад родины Сервантеса и Лопе де Веги в мировую историю...



Германия



Истребление полабских славян, пруссов и жемайтов. Во время религиозных войн, вырезание
до половины населения захваченных городов (Пфаль, Луттер, Мюнстер).

Десятки тысяч казненных во время Крестьянской Войны (1524-1525).

Ужасающая свирепость уголовного права, по сравнению с российским (см. выше).



Немного о Швейцарии



Ян Гус, Иeроним Пражский, Джордано Бруно, Джулио Ванини - самые известные
жертвы католической Инквизиции (в случае первых двух жертв инквизицию, видимо,
надо писать с маленькой буквы, так как он существовала только de facto, без
этого названия). Но в массовом сознании существует устойчивый миф, который
может помешать понять происходящее в средние века. Это миф о том, что еретиков
и ведьм сжигала только Инквизиция. Если исследователи считают, что охоту на
ведьм спровоцировали папские буллы - значит, виноваты только католики. А всякие
там протестанты - лютеране и кальвинисты - белые и пушистые. Знающие историю
своей страны среди швейцарцев могли бы с этим поспорить.

Действительно, некоторым "протестантского костра" удалось избежать.
Мало кто помнит, но в лапы реформаторов попадал и Джордано Бруно. В конце 1576
года Бруно угораздило приехать в протестантскую Женеву. Да не просто приехать,
а пойти учиться в академию этого, как тогда называли, "протестантского
Рима". В академии Бруно был поражен невежеством профессора философии,
считавшегося гордостью университета и школы. Острый на язык Бруно написал
небольшую книгу, где подверг уничтожающей критике ряд выдвинутых этим
профессором положений, доказывая, что только в одной лекции тот допустил 20
грубейших философских ошибок. В августе 1579 книжка вышла, и Бруно арестовали.
К тому времени Мигель Сервет был уже Кальвином сожжен, и этот яркий пример
"нравственности и терпимости" кальвинистов вынудил Бруно понять всю
безвыходность своего положения и заставить себя исполнить все, что от него
требовалось. Но он слишком долго и пылко пытался отстаивать свои философские
убеждения, и дело принимало все более опасные формы. Когда Бруно одумался и
полностью признал свою "вину", было уже поздно. Его на две недели,
отлучили от церкви, выставили у позорного столба в железном ошейнике, босым, в
рубище, на коленях, так чтобы любой мог над ним издеваться. После этого ему
разрешили просить прощения и заставили изъявить благодарность. На всю жизнь он
впитал неприязнь к "реформаторам". Едва о них заходила речь, его
охватывала ярость. Но не от их рук было ему суждено страшно погибнуть двадцать
лет спустя. Впрочем, в методах казней все христиане друг от друга практически
не отличались. В жестокости протестанты зачастую давали фору самой святой
Инквизиции.



Посмотрим, помогла ли еретикам и ведьмам Реформация, стало ли легче жить
простому народу, уставшему от "ига папства". Кальвину удалось изгнать
из Женевы католиков, устранить соперников, и на протяжении 1540-1564 гг. он
фактически правил городом. С 1541 года "женевский Папа" устанавливает
религиозную диктатуру и властвует вплоть до смерти. В Женеве была создана такая
диктатура, о которой папство могло лишь мечтать. Кальвин, памятуя
"блаженны нищие" (а именно так было в оригинале у Матфея, без
"духом", это древнейшая вставка-толкование)*, был против излишнего
обогащения. Один раз он даже сказал, что народ надо держать в бедности, иначе
он перестанет быть покорным воле Божьей. Все граждане были подчинены придирчивой
повседневной опеке в общественной и личной жизни. Нарушение дисциплины каралось
(по решению консистории или синода) различными мерами наказания вплоть до
смертной казни. Нельзя было петь светские песни, танцевать, вволю есть, а тем
более пить, ходить в светлых костюмах. Были введены ограничения даже в еде и
одежде, страшным проступком считался громкий смех на улице. За непосещение
церкви полагался штраф, сомнение в той или иной христианской
"истине", как ее трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. При
этом костры Инквизиции Кальвина уже не устраивали - слишком мягкое наказание.
Слишком быстро успевал умереть гадкий еретик. При Кальвине появляется мода,
жечь неугодных на "медленных кострах" - на сырых дровах. Позже именно
такой способ утверждения истинной веры будет практиковаться в России.
Человеческая жизнь словно потеряла всякую цену в Женеве. Но еще ужаснее была та
жестокость, которой отличалось само судопроизводство. Пытка была необходимой
принадлежностью всякого допроса - обвиняемого пытали до тех пор, пока он не
признавал обвинения, подчас в мнимом преступлении. Детей заставляли
свидетельствовать против родителей. Иногда простого подозрения достаточно было
не только для ареста, но и для осуждения. В поисках еретиков Кальвин был
неутомим. Хотя количество жертв, сожженных на кострах, не впечатляет по
сравнению с общим числом сожженных в Европе, но Женева была городом маленьким
(примерно 13 тыс. к приезду Кальвина), так что процент был не только выдержан,
но и превышен. Именно поэтому многие стали называли Женеву "протестантским
Римом", а Кальвина - "протестантским женевским Папой".



Первые годы правления Кальвин расправлялся в основном с еретиками, но уже через
четыре года вспомнил о ведьмах. Уже в 1545 году более 20 мужчин и женщин были
сожжены на костре по обвинению в колдовстве и распространении различных
болезней. О моральном облике горожан Кальвин тоже не забывал, и в 1546 г. был осужден целый
ряд высших должностных лиц города, в том числе генеральный капитан и первый
синдик, за такое страшное преступление, как участие в танцах. Дело, правда,
ограничилось суровым внушением и принесением публичного покаяния.



Одним из "клиентов" Кальвина стал открывший кровообращение Мигель
Сервет. Открытие кровообращения это вам не танцы, тут покаянием не отделаешься,
и Кальвин годами ждал возможности расправы с ученым. За семь лет до ареста
врача, 13 февраля 1546 года, Кальвин писал своему другу Фарелу: "Недавно я
получил от Сервета письмо с таким набором бредовых измышлений и хвастливых
заявлений, которые меня просто поразили и которых я раньше никогда не слышал.
Он берет на себя смелость предложить мне приехать сюда, если мне это угодно. Но
я не намерен ручаться за его безопасность, ибо, если он приедет, я не позволю
ему уехать отсюда живым, если, конечно, мой авторитет имеет хоть какой-то вес"
(Henry С. Sheldon. History of the Christian Church..
Vol. 3 (Hendrickson Publishing, Inc. Edition, Second Printing, 1994). P. 159, Ш). Через семь
лет Кальвин дождался исполнения своей мечты.



Но почему для Кальвина Сервет стал злостным врагом христианства номер один?
Какие именно "бредовые измышления" угораздило Сервета сообщить
Кальвину в своем письме? Как и в случае с Джордано Бруно, мнения разделились -
атеисты считают, что Сервета сожгли "за науку", а христиане - за ересь.
Но если в случае с Бруно больше правы христиане, что, конечно, ни разу их не
оправдывает, то в случае с Серветом, видимо, правы и те и другие. Правда
христиане до сих пор не понимают, в чем была истинная ересь Сервета.

Добавлю, что последний случай сожжения заживо на костре в благочестивой
Швейцарии отмечен в 1816 году...



А сейчас я немного обижу пламенных внештатных пропагандистов потомакского
обкома.



США



Не очень давно в США вышла книга "Американский холокост, завоевание нового
мира". Ее автор, Дэвид Стэннард подсчитал, что образование США сопровождалось
самой страшной этнической чисткой в истории человечества, за четыреста лет
пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около ста миллионов(!) корённых жителей.(David E. Stannard. American Holocaust: the Conquest of the New World" Oxford University
Press. 1993.).

Жестокость и мародерство солдат Гранта и, особенно, У. Шермана во время
Гражданской Войны (по оценкам историков, не менее ста тысяч загубленных
нон-комбатантов).

Бандитизм на международной арене (Марк Твен прозвал свою страну "Соединенные
Линчующие Штаты"). С середины XIX ВЕКА ПОД ЛОЗУНГАМИ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОБОДЫ, СТО С
ЛИШНИМ случаев агрессии против независимых стран. В большинстве случаев дело
заканчивалось приведением к власти своего "смотрящего", ихнего сукина
сына. Лишь в паре случаев можно говорить о реальной защите демократии, Корея и
Гренада...



Огромный вклад в развитие РАБОТОРГОВЛИ, в виде наличия богатейшего рынка
сбыта. Участие в этом позорнейшем явлении объединило все великие европейские
державы. Все, кроме России.

На некоторых сайтах говорится о том, что за четыре века число жертв
работорговли составило СТО МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. Возможно, эта цифра завышена. Хорошо,
пусть не сто, пусть десять, пять миллионов. Так вот, среди этих миллионов
человеческих жизней нет НИ ОДНОЙ на совести России. Чего не скажешь о США, Англии,
Франции, Испании, Португалии...

Вывод, сведения о жестокости российской истории несколько преувеличены (особенно
на фоне других).

Комментарии:

olga  
А как же моя любимая цитата
из Ярославовой правды?
Того, кто запашет заливный либо пойменный луг, князь повелевал "убити в пся место" (как собаку).
По-моему, совершенно справедливо!
Нет вот князя Ярослава на нынешних "дачников", прости господи...
Алекс+  
Ольга
Охх Ольга.. Не быть тебе царицей!! Той Ольгой, что Русь спасла, а быть тебе девчонкой что парня родила!!!

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩