Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

"ЕЖЕ" от 29 мая 2017 г.
Мне тут рассказали...

вернуться на список записей

29
Май 2017

Мне тут рассказали...

Про экскурсию. Продолжаем путевые заметки.

Мало кто помнит, но прошлой осенью я рассказывала тут про поездку в Вышний Волочек, где появилась первая в России гидросистема, созданная талантливым бурятом Михаилом Сердюковым. Именно он, путем опроса местного населения, составил карту на которой расчертил будущие каналы и плотины. И именно по этому водному пути пошли в Санкт-Петербурх товары да материалы аж с самой Волги. И вырос город на Неве.

Но! одним из самых трудных для прохода было Ладожское озеро. Каждый год более сотни барок тонули в этом бурном северном водоеме. И решил Петр сделать обход. И повелел вырыть Ладожский канал. А после того, как он обмелел и стал приходить в негодность, при Александре втором был прорыт еще один. И стали они с тех пор зваться Староладожский и Новоладожский.

Вот по двум последним я и попутешествовала.
Староладожский привязан к Шлиссельбургу, Новоладожский- к Новой Ладоге. И там, и там - гранитные стенки, целая система шлюзов, кое-где сохранились металлические механизмы, которые поднимали затворы. Прекрасные мосты, стоящие на колоннах (!), в некоторых местах - даже разводные.
При этом барки по каналам тянули лошади. И до сих пор там натоптанные дороги, "бечевые пути".

Удивляет то, сколько интересных инженерных решений было применен при строительстве. А это, на минуточку, 1720-е годы!

Если применять современные понятия, то менеджмент каналов был отличным. Например, вдоль Новоладожского, через каждые 26 верст были построены типовые "караулки", где жили и трудились команды Канального полка. Здания эти с красивой архитектурой, двухэтажные, с толстенными стенами. В полку было около 700 служащих. В их задачи входило обустройство, починка механизмов, обеспечение чистоты и соблюдение правил судоходства.

Для сравнения - пока мы на надувном моторном катере мчались по каналу со скоростью 23 км. в час, суровые водные ГАИшники нас остановили и оштрафовали возницу аж на 300 рублей, за превышение скорости в два раза. Оказывается, по каналу можно плавать не быстрее 10 км. Иначе, говорят - берега размываются.

Поездка по Староладожскому включила в себя еще и посещение села Кобона. Вообще, все названия в этих местах - из ингерманландского, а то и шведского. Точного перевода Кобона нет, но что-то вроде "быстрая река". Место это интересно своей церковью с необычным крестом и тем, что именно туда приходила "дорога жизни". Крест на церкви сделан каркасом, в который вставлены куски хрустального стекла. И на солнце он всегда сиял, являясь маяком для рыбаков, коими являлись тут все. Во время ВОВ он был и помощником и врагом. Потому что на него ориентировались как наши самолеты, так и фашистские.
Когда ленинградцев вывозили через Ладогу по самому короткому пути до Кобоны, их помещали в эту церковь. Они там 1-2 дня приходили в себя, и потом их транспортировали дальше. Прошло через нее более миллиона блокадников. Поначалу кобонцы кидались разбирать их по домам и пытались кормить, что приводило к смерти. Потому и решили размещать их всех там.

В Кобоне есть частный музей на дайвинговой турбазе. Увлеченные люди поднимают со дна много чего от тех времен. Из 20 поднятых полуторок собрали одну, полностью из родных деталей. Остановлюсь здесь, советую побывать в этом музее.

А вот по Новоладожскому мы доплыли до деревни Сумское. И тут мы опять вспоминаем Ингерманландию. Сумская раньше была Суомским рядком. Рядками называли в 17 веке деревни, из которых жители не занимались сельским хозяйством, а ходили в подРЯД. Так что жили в этой деревне финны, которых нанимали лоцманами и другими полезными наймитами. Сейчас там живут в основном дачники. Дороги туда нет от слова совсем. Еду привозят по звонку добрые люди из Новой Ладоги.

По ходу движения видно, что в окрестных к каналам деревнях сохранились традиционные постройки с финскими акцентами. Домам более 150 лет, но хозяева большинства из них удивительно бережно относятся к сохранности и даже не покрывают их набившем оскомину сайдингом.

Подытоживая, замечу - все три экскурсии позволили мне "закольцевать" эти гидросистемы в ту стройную картину, которая показывает, как решали транспортные проблемы и логистику на Северо-Западе до появления паровозов.
Кстати, самый "молодой" Новоладожский эксплуатировался до 1962 года.

В общем, есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам )

Интервью давала: ЭтоСвета  

Поделиться с друзьями

Комментарии:

Нойе Вент  
+.
.Y.  
Вот только не надо про талантливых бурят.
Lo  
+
Щасвирнус  
Что-то не верится..)

Тут на голубом глазу утверждают, что до октябрьского переворота страна Россия была сугубо аграрной, население неграмотно и забито, инженерной мысли не было в принципе - и что только гениальные реформы и разум Ленина, с приспешниками, вывел Россию на светлый путь.

Что мы сейчас с прискорбием и наблюдаем - весь этот горький катаклизьм.
ComoЧебурашке  
+
Агностик  
Создана вышневолоцкая водная система была все-таки голландцами, а калмык Михаил Иванович лишь починял её помаленьку. Но это неважно. Такого размаха у голландцев никогда не было, площади у них не те. Потом и Мариинская система, потом Беломор-Балтийская, потом Волго-Дон - из варяг в греки. Но вначале был всего лишь трехкилометровый канал по волго-балтийскому водоразделу в месте традиционного волока, аккурат в Вышнем Волочке.

На чем вы, Света, ездили по Староладожскому каналу, не очень понятно. Могу предположить, что на велосипеде. Там рядом дорога грунтовая идет, она шире канала. Еще двадцать лет назад канал выглядел как заболоченная канава, через которую в принципе можно и перепрыгнуть. Но нужды прыгать нет, ибо мостики в нужных местах. А за мостиками - Новоладожский. Тот уже вполне солидный, даже купаться можно, и баржи ходят.

За экскурсию спасибо, немножко покопался в литературе, освежил пройденное, узнал новое. Решил для себя пройти по воде этим путем, по Мсте так места вообще замечательные.
Юрий  
Врёшь!
Самая первая гидросистема появилась в Москве.
Виадук по над Яузой рекой, в районе пр. Мира апосля ст. м. ВДНХ в сторону области
Веденский  
Значит, паровозы все-таки появились? Надо же.

Конечно, я изучал гидродирамику, заслонки, задвижки. С водой шутки плохи. Обрыв шпилек крепления турбины гидроагрегата послужил причиной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Вода вытеснила воздух и 75 человек погибло ((

А пока вы плавали, 27 мая Санкт-Петербург отпраздовал трехсот четырёхлетие. Ура! Виват!! ))
Император Империи  
У меня 2 бурятки было.
Но я все равно люблю кыргызок.
Император Империи  
Поставлю +
Кто вам еще правду еще скажет
В глаза
Суровую и без прикрас.

За любовь!
Веденский  
Я Свете рекомендовал Фореста. Там все, и жызнь, и слёзы, и лубофь.

Но тут, понимаешь, бобры плотину строят. А хвороста не хватает.

Ваш комментарий:

Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩