Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Домик брачных аферистов
Как маршал Тухачевский


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 26

вернуться на 921 стр. списка тем

Orgasmatron  
Как маршал Тухачевский
Orgasmatron
"убивал" классическую советскую артиллерию

Личность Михаила Тухачевского до сих пор вызывает много споров. Видный советский военный деятель, один из первых маршалов страны, в 1937 г. он был осужден по делу "антисоветской троцкистской военной организации", признан виновным и расстрелян. Но спустя 20 лет, когда к власти пришел Никита Хрущев, дело пересмотрели и Тухачевского реабилитировали.

В рамках данной статьи я не буду пытаться доказать виновность или невиновность Тухачевского. В рамках данной статьи мы оценим деятельность (некоторые ее аспекты) Михаила Николаевича на посту начальника Вооружения РККА, и посмотрим на него глазами его подчиненного конструктора пушек Василия Грабина.

В 1933 г. Грабин работал в крупном конструкторском бюро, занимавшемся созданием классических артиллерийских систем. Неожиданно для него и его товарищей поступил приказ сверху бюро подлежит ликвидации. Конструкторам, инженерам, техникам предлагалось самостоятельно найти себе работу в любой отрасли промышленности. Грабин был потрясен, и вместе с другими конструкторами решил просить помощи у Тухачевского:

"... Все вместе мы составили письмо на имя М. Н. Тухачевского, занимавшего в то время пост начальника Вооружения Красной Армии: "Свершается ошибка... Просим помочь исправить ее".
С этим письмом я поехал к начальнику Вооружения, но его не застал. Долго ждал в приемной, так и не дождался, оставил пакет дежурному адъютанту. На другой день приехал снова. Узнал, что письмо Тухачевский читал, но никакой резолюции не наложил.

... Этот эрудированный, высокообразованный в военном отношении человек не возражает против того, что классическую артиллерию пытаются заменить динамореактивной. Что же это такое? - думал я.- Случайность? Или кто-то сбил его с толку?".

Неизвестно, кто сбил Тухачевского с толку, но бюро было ликвидировано, а сам Тухачевский никак не помог. Более того он, ярый приверженец использования исключительно динамореактивной артиллерии, делал все для того, чтобы "убить" артиллерию классическую. В 1935г. у Грабина и Тухачевского состоялся на эту тему принципиальный разговор:

"Тухачевский обратился ко мне с вопросом, как я расцениваю динамореактивную артиллерию, иначе говоря, безоткатные орудия.

Я ответил приблизительно так: безоткатные орудия имеют то преимущество, что при одинаковой мощности они легче классических пушек. Но у них есть и ряд недостатков, при этом существенных, которые совершенно исключают возможность создания всей артиллерии на этом принципе. Динамореактивный принцип не годится для танковых пушек, казематных, полуавтоматических и автоматических зенитных, потому что при выстреле орудийный расчет должен уходить в укрытие - специально вырытый ровик. По этой же причине динамореактивный принцип не годится и для дивизионных пушек: они не смогут сопровождать пехоту огнем и колесами. Безоткатные пушки могут и должны найти широкое применение, но только как пушки специального назначения...

- Вы только поймите, какие громадные преимущества дает динамореактивный принцип! - с горячностью заговорил Тухачевский.- Артиллерия приобретет большую маневренность на маршах и на поле боя, и к тому же такие орудия значительно экономичнее в изготовлении. Это надо понять и по достоинству оценить!

... Разговор становился все острее и острее. Не мог я согласиться с доводами Тухачевского, они были слабо аргументированы. Но и мои доводы, по-видимому, не убеждали его. После долгих дебатов Михаил Николаевич сказал:
- Вы молодой конструктор, подающий большие надежды, но вы не замечаете того, что тормозите развитие артиллерии. Я бы посоветовал вам еще раз более тщательно проанализировать вопрос широкого применения динамореактивного принципа, изменить свои взгляды и взяться за создание безоткатных орудий.

Как военный человек, обязанный соблюдать субординацию, я должен был прекратить полемику. Конечно, мои доводы вызвали у Тухачевского неудовольствие".

Практика войны показала, что Тухачевский глубоко заблуждался. Реализация его идей могла иметь фатальные последствия для всей советской артиллерии, и сегодня это ни для кого не секрет. Вопрос только в том, насколько искренен он был в своих заблуждениях.

Сам Грабин своих мыслей не этот счет не высказывает. Но в его воспоминаниях есть еще несколько эпизодов, помогающих лучше оценить личность и характер Тухачевского. Приведу один из них.

В 1935г. новое и молодое конструкторское бюро Василия Грабина с разрешения Наркомата тяжелой промышленности создало три опытных образца пушек. Пришло время испытаний. Когда Грабин приехал на полигон, он с удивлением обнаружил, что выставлены только две пушки. Не было той, на которую возлагали самые большие надежды, которую в его бюро с любовью называли "желтенькой" (из-за цвета окраски). Грабин пишет:

"Отсутствие "желтенькой" пушки меня прямо-таки резануло по сердцу... Я побежал к Дроздову [начальник 2-го отдела Артиллерийского управления].
- Почему вы распорядились не устанавливать на позиции нашу третью пушку?
Он заявил, что не может ее поставить.
- И так стоят две ваши пушки, вполне достаточно. Нет нужды ставить еще третью.
Мои объяснения и просьбы успеха не имели.

... 13 июня приехал на полигон Тухачевский. Он тоже отказал. Очень было досадно. Что еще можно сделать? У него власть, у меня только просьба. У него на петлицах по четыре ромба, а у меня только две "шпалы". Кого же еще просить? Ведь это главные устроители смотра. Остается только обратиться к Ворошилову, но его здесь нет. А мне было известно, что смотр намечен на 14 июня.

После отказа Тухачевского я испытывал состояние, близкое к отчаянию. В самом деле, можно ли было спокойно отнестись к тому, что созданное нашим коллективом с таким трудом, с таким напряжением перечеркивалось одним махом даже без объяснения причин. Видя всю безвыходность нашего положения, я заявил Тухачевскому, что при докладе руководителям партии и правительства скажу, что нашу третью пушку закрыли в сарае и все мои просьбы вплоть до обращенных лично к начальнику Вооружения не привели к положительному результату.
- Так и скажете? - спросил Тухачевский.
- Да, так и скажу.
- Хорошо, мы поставим вашу третью пушку, но стрелять из нее не будем..."

Спустя год эта "желтенькая" превратилась в 76-мм дивизионную пушку (Ф-22) и три года была в серийном производстве. На тот момент аналогов ей не было.

Трудно объяснить поведение Тухачевского. В лучшем случае, безосновательный запрет на испытание пушки - это самодурство, в худшем - вредительство. При этом Грабин не раз пишет, что Тухачевский, безусловно, был эрудированным и высокообразованным в военном отношении человеком. Высокообразованный человек, и такое предвзятое отношение, такие фатальные для артиллерии заблуждения?

Уместным будет напомнить, что Грабин в итоге стал главным артиллерийским конструктором Великой Отечественной войны. Более 80% всех пушек, использовавшихся в советских войсках, были разработаны либо в его конструкторском бюро, либо по его чертежам. Гений этого человека подтвердило время. Тухачевский же, как видим, в бытность начальником вооружения, препятствовал претворению идей Грабина в жизнь.

В общем, справедливо ли был осужден Тухачевский, это отдельный разговор. Но то что его деятельность ослабляла вооруженные силы СССР (умышленно или нет), это факт. Ну а воспоминания Грабина штрихи, дополняющие портрет Михаила Николаевича как военачальника. Прямо скажем, неидеальный портрет.

Источник: Грабин В. Г. Оружие победы. - М.: Политиздат, 1989.

Автор: Дмитрий Голубов. VkCom/russkiy_analizknig

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩