Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Французский клуб
Ещё из истории русской эмиграции во Франции


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 3

вернуться на 9 стр. списка тем

Лего  
Ещё из истории русской эмиграции во Франции
Лего
Нашла в " русском очевидце"
"Альбатрос". Русская киностудия в Париже

Кира Сапгир 0:21, 12 декабря 2017Зарубежная РоссияРаспечатать
В Париже в российском Центре на набережной Бранли состоялся премьерный показ документального фильма "Альбатрос. Русская киностудия в Париже", посвященного русским эмигрантам-кинематографистам, основавшим в 1920-е годы во Франции киностудию "Les Films Albatros".


Создатели фильма - кинокомпания "Russian Affair Production" (Франция) совместно с российской компанией ООО "Киностудия Соль", при поддержке Министерства Культуры РФ, при участии французского телеканала Histoire, киностудии Studio Albatros Productions (Франция), при совместной работе с Французской Синематекой, Французским Фондом Кино и киностудией Мосфильм.

Декабрьским вечером в Центре на Бранли собрались потомки "белых русских" - так величают по сей день во Франции изгнанников первой волны, столетие назад выброшенных на другие берега революционным цунами.

Сто лет спустя их потомки бок о бок с кинематографистами и деятелями культуры Франции смотрели феерический документальный фильм, отснятый французским телеканалом "История". На просмотре присутствовали директор "Истории" Патрик Бюиссон и режиссёр фильма Александр Моакс.


Выступает Робер Оссейн

- Я хочу поговорить с вами о странной птице под названием Альбатрос, - сказал режиссер фильма А. Моакс. Эта птица пролетела тысячи километров, чтобы приземлиться на парижских мостовых. То была птица-корабль, увозивший на себе тысячи жизней и судеб. Имя этой птицы - Альбатрос. Я влюбился во всех этих незнакомцев - (перефразируя Вийона) изгнанных отовсюду, ныне принятых всеми. И я говорю собравшимся здесь потомкам этих перелетных птиц: мой фильм - это ваш фильм.

Я благодарю всю мою команду орнитологов - Патрика Бессона, душу телеканала "История", копродюсера фильма Николая Ярошенко, российского продюсера г-на Ковалевского, актрису Машу Мериль (урожденную Гагарину), которая дала этому фильму свой голос...

Фильм начинается документальными кадрами "окаянных дней" - запев к рассказу о фантастической одиссее, начавшейся ночью 8 февраля 1920 г. в холодной и голодной Ялте. Оттуда отчалил корабль, груженный коробками с кинопленкой, камерами, сундуками с декорациями и костюмами. Пассажиры корабля - продюсеры и режиссеры, сценаристы и актеры, операторы и декораторы - держали путь на чужбину, во Францию, сбежав от большевизма.



"Ермольев-синема" в Монтрей

Во Францию их всех привез Иосиф Николаевич Ермольев (1889 - 1962), один из первых русских кинопредпринимателей, который работал сначала с французской фирмой Пате, а в 1912 г. создал собственное киноателье в Москве.

После революции, для которой, как известно, кино было важнейшим из искусств, было принято решение о национализации кинопромышленности. И тут Ермольев понял, что единственный выход - исход. Когда пароход с изгнанниками отбыл из Крыма, уже в дороге Ермольев начал работать - "бегство, мол, еще не повод для простоя".

Фирма Пате отдала ему в аренду просторный стеклянный ангар, находившийся на парижских выселках, в Монтрейе. Некогда павильон являл собой парник, наскоро переделанный в студию фирмой Пате.

Несколькими годами ранее там работал Жорж Мельес. Вскоре Ермольев откупил помещение у Пате. Прошло совсем немного времени, и захудалая студия превратилась в блещущий новизной центр, оснащенный современной аппаратурой. Первые же фильмы "великого немого", вышедшие из студии в Монтрейе, сопровождал грандиозный успех!

Под стеклянными сводами студии операторы снимали, насвистывая марши, чтобы крутить равномерно ручки аппаратов. А перед их камерами шло сказочное шествие актеров и актрис во главе с супер-звездой.


Иван Мозжухин

Этой звездой был роковой красавец и актер громадного таланта Иван Мозжухин. Он работал по системе Станиславского и пользовался огромным успехом у зрителей. О нем, как и о Саре Бернар, говорили, что нужно непременно увидеть, как артист умирает.

Изначально студия, созданная И. Ермольевым, называлась "Ермольев-синема". Название "Альбатрос" появилось позже, когда на студию пришел уроженец Одессы, талантливый кинопродюсер Александр Каменка (18 мая 1888 г., Одесса - 3 декабря 1969 г., Париж).

"Мое место не перед камерой, а сзади нее", - говорил Каменка, продюсер Божьей милостью. В сравнении с прочими семья Каменки в эмиграции благоденствовала. Каменка-старший успел перевести деньги во французские банки, и на них его сын А. Каменка создал свою студию. А в 1918 г. Жорж Клемансо приглашает старшего Каменку возглавить фонд по реституции после I Мировой войны.



Вначале это было чисто русское кино

В дальнейшем там ставили свои фильмы французы. В числе французских режиссеров - Марсель Карне, Жан Эпштейн, Марсель Л'Эрбье, Абель Ганс. В студию приезжал Шаляпин (1923 г.).

Студия "Альбатрос являла собой некий фаланстер, о чем рассказывается в фильме. В "Альбатросе" работали не только профессионалы высокого класса, но и такие, что в России кино вовсе не занимались.

"У людей не было работы, и их соотечественники из "Альбатроса" братски помогали им, старались пристроить на работу в студии", - объясняет за кадром Маша Мериль. - "И порой царский генерал становился портным, священник - поваром, казацкий атаман - фонарщиком, а университетский профессор физики - электриком..."

В студии "Альбатрос" крутили экзотические фильмы: "Лев Моголов", "Шахерезада", "1001 ночь, "Дом тайн" и т. д. Сейчас трудно представить себе, но в этих ныне молчащих павильонах снимались феерические сцены - дворцы и темницы, балы и бури - блистающий черно-белый немой мир!

Для французского кино концепция "Альбатроса" была абсолютно новой. Французские создатели фильмов в то время для своих лент просто рисовали декорацию, на фоне которой шло действие: например, актер с поварешкой появлялся на фоне нарисованной кухни.



Русские принесли во Францию свои методы и секреты

Для декораций они использовали световой фон: благодаря стеклянным отражателям и мраморным пластинам декорации достигали магической иллюзорности. Другое отличие - съемки шли по диагонали, а не прямо, что давало иллюзию перспективы и глубины.

Еще отличие - подобно американскому, "Голливуд на Сене" (так называли киностудию в Монтрейе ) имел постоянной актерский состав - одни и те же актеры переходили из фильма в фильм. Каменка не желал идти на поводу у вкусов обывателя: его фильмы были элитарными, и что существенно, полнометражными.

В "Альбатросе" работал гениальный декоратор, художник по костюмам и творец афиш Борис Билинский. Его афиши остаются до сегодняшнего дня одними из самых красивых в истории кинематографии.

Сейчас большая часть работ "Студии Альбатрос" хранится во Французской Синематеке. Эта некоммерческая организация является одним из крупнейших и старейших киноархивов мира. Именно благодаря их стараниям фильмы "Лев Моголов", "Костер пылающий" и "Кин или гений и беспутство" были сохранены, отреставрированы и дошли до наших дней. Сейчас в Синематеке находится более 40 из 60 фильмов, снятых в "Альбатросе".

Величию "Альбатроса" пришел конец после того как "Великий немой" заговорил. Случилось это в 30-х годах одновременно с великим кризисом, потрясшим мир между войнами. Над "Альбатросом" сгустились тени, и в предвоенные годы студия прекратила существование.

Но свято место пусто не бывает

В наши дни студия не пустует. В "Альбатросе" свила гнездо новая стая перелетных птиц из России, уже советской. Здесь устроили себе мастерские русские художники-эмигранты третьей волны. Их взял под свое крыло Люсьен Шемла - нынешний директор ассоциации "Альбатрос". И сегодня там вновь бьет ключом артистическая жизнь: перформансы, выставки, спектакли!

"Можно сказать: "Альбатрос" - на самом деле самая настоящая птица Феникс", - шутит Люсьен Шемла.

Небосклон французского кино украшают русские звезды - в их числе Жак Тати, Марина Влади, Милен Демонжо, и Робер Оссейн, патриарх французского кинематографа, почтивший своим присутствием нынешний показ в Центре на Бранли.

Робер Оссейн пркрасно говорит по-русски, однако свой приветственный спич предпочел произнести по-французски:

"Мой родной язык - русский; другой родной язык - французский", - сказал актер, - "но я буду говорить по-французски, иначе, боюсь его забыть (смех в зале). Но, говоря серьезно, - я взволнован и счастлив увидеть этот фильм о моих собратьях из России, компатриотах Достоевского и Толстого, в этом великолепном Центре. А еще - не удержусь и оповещу всех вас, что 30 декабря мне стукнет 90 - а я до сих пор не крашу волосы (смех, аплодисменты). И еще одно признание: в самом скором времени я собираюсь поставить спектакль, где будут участвовать актеры самых разных национальностей, говорящих на множестве языков... Если Бог захочет".

- Будет ли Ваш фильм демонстрироваться в кинотеатрах? спрашивает РО Патрика Бюиссона.

- Боюсь, что в ближайшем будущем "Альбатрос" в кинотеатрах показан не будет. Этот фильм наш эксклюзив, и мы рассчитываем показывать его у себя! - ответствует г-н Бюиссон."(с)
Лего  
И что не вместилось
Лего
" - Какое значение, на Ваш взгляд, имеет этот фильм для современников?

- Этот фильм, созданный в юбилейный год столетия русской революции, помогает нам взглянуть под особым углом на современную ситуацию в мире, в частности на иммиграцию и ее интеграцию в иной среде. Именно в этом контексте опыт русских изгнанников особенно интересен, как пример не просто ассимиляции, но и взаимообогащения наших двух культур... Ибо, как прошлое неразрывно связано с настоящим так и История есть ни что иное как непрерывное обновление и вечное начало!

Фото: Flickr Ambassade Russie"(с)
Дон Румата  
Лего,
Дон Румата
давно хочу тебя спросить...
Зараннее прошу у всех прощения...!!!

А разве можно считаться русским... в полном смысле этого слова... Не нюхая навоз и портянки, не матерясь в очередях за хлебом и водкой, не коля дров чтобы выжить, а не мясо пожарить, не ходящие ходя в туалет "за кустик" ... не... не...?

Разве можно считаться альпинистом не сорвавшись со скалы и не ощутив свободного падения за мгновение до осознания, что "-Хрен вам всем! Я ещё раз сюда полезу!"

Русский, это не нация! Русский - это диагноз которым гордятся! Это состояние выживших и готовых выживать!
Это субкультура, от которой отшелушиваются все, не заражённые этим идеологическим вирусом.
"Да, скифы мы, да азиаты..."(С)

Разве можно оставаться русским, став цивилизованным?
Лего  
Румата, ты считаешь, эмигранты
Лего
" первой волны" всего этого не испытывали?
Альпинисты- ну ты сам занимался им, в горы ходил, срывался?
У меня в семье и муж занимался и дочка скалолазание. Да и знакомые многие занимались. Знаешь, не все обязательно срывались. Или ты считаешь, цивилизованные люди разных - всяких национальностей не испытывали ощущения свободного падения? Или им не приходилось выживать в сложных условиях. Да представители всех наций через это проходили.
А русские- ну не знаю, для меня это принадлежность к определенной русской культуре, литературе. Всех, и татар и евреев и ещё кучу народа, населяющих Россию.
Дон Румата  
)))
Дон Румата
Культура, это прекрасно...
Но культура - посыпка на куличе!
А бытовая жизнь далека от культуры, к счастью!!! ибо мы бы не смогли противостоять "цивилизации" ))) буть мы культурными.
Варвары всегда подавляли цивилизацию!
А альпенизм - это просто аллегория.

(и не забывай включать мои посты, а то линейка диалога смотрится нелепо)
Лего  
Румата, а как тогда
Лего
О сегодняшней российской жизни? Ведь вполне богато и цивилизовано народ живет. Все стали вдруг " не русскими"? Ну и французы когда- то были варварами, разрушившими римскую империю. Все народы через это проходили.
Дон Румата  
Лего,
Дон Румата
Москва и Питер, это не Россия!!!
В глубинке, коей 70% населения (!!!), 19 век только на подходе (((
Живут натуральным хозяйством, инцест - норма жизни, "дед Гитлера победил, а прадед Наполеона", "Катька с конём спала и Аляску продала", "Чингисхан 100 лет назад здесь проходил" ...)))
НеПросто Мария  
Вообще-то иммигрант...
НеПросто Мария
Но это уже не важно...
(Иммигрант и эмигрант по своим значениям - антонимы. Они могут выступать в качестве конверсивов, то есть слов, которые - в силу одинаковой предметной соотнесенности и прямой противоположности их значений - описывают ситуацию "зеркально" в зависимости от позиции говорящего - участника взаимно обусловленного процесса, события.
Так и об одном и том же человеке можно сказать, что он иммигрант - для той страны, в которую он переселился, и эмигрант - для той страны, которую покинул.
НеПросто Мария  
Извините...
НеПросто Мария
Цитата, конечно)))
Лего  
Мария, мы же говорим о русских,
Лего
Покинувших Россию. Для российской истории они и есть эмигранты. Для французской и других стран- иммигранты.
Helga  
Кажется я уже писала,
Helga
есть мнение, что по национальностям сейчас следует делить ро языку, на котором человек разговаривает (думает если хотите). Потому что язык серьезно определяет менталитет.
С другой стороны, разных людей хватает в каждой национальности.
Лего  
А как "делить по языку"
Лего
Билингвов и трилингвов? Мои дети и внуки вот не замечают вовсе, на каком языке они говорят.
Helga  
Именно поэтому
Helga
Написала - думает.
На каком языке думает.
Хотя все конечно условно.
Лего  
Так думают люди тоже на разных языках.
Лего
Для этого и билингвов быть не надо. Смотря о чем думаешь. если о работе, например, и работаешь на другом языке, то на нем и думаешь. А часто ребёнок не может сам определить, на каком языке думает.
Определение национальности сейчас действительно довольно сложный вопрос, особенно когда ребёнок рождается в многонациональных семьях, да ещё при этом сама семья живет в третейстране. Действительно предлагают часто определять по " родному языку ", по тому, на котором мать разговаривала с ребёнком с его рождения и на котором он сам заговорил впервые. Но тоже очень " тонкий" вопрос. Мне кажется, в будущем вообще в официальных документах только гражданство останется ( во Франции сейчас так) . А национальность будет для " домашнего употребления". В российских документах тоже национальность сейчас вроде не указывают. В свидетельстве о рождение национальность ребёнка ведь как и раньше, не пишется? ( я не видела свидетельства нового образца).

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩