Низшие ценности, как правило, стереотипны, удобны и эффективны, быстро поднимают настроение. Они легко отключают критическое "Я" человека, притупляют его сознание, выходят зачастую на подкорку эмоций и чувств.
В противоположность низшим, высшие ценности содержат в себе нонконформистский дух, требуют не останавливаться на достигнутом, продолжать обустраивать землю (быт, бытие) и чистить себя под Человека.
По справедливому замечанию В. С. Соловьева, "человек, который довольствуется своею человеческою ограниченностью и не стремится выше, неизбежно тяготеет и ниспадает до уровня животности"17'. Соотношение высшего и низшего в ценностной иерархии подчиняется также принципу "своего другого". Сформулировать его можно так: любая культура, в том числе и культура элитарная - а это все ценности, ценностно-смысловые формирования - по-настоящему креативна, добивается значительных успехов лишь тогда, когда она испытывает потребность, ее не оставляет желание постичь то, что ей противостоит, что находится по ту сторону, по краям ее собственного исторического опыта. Системные связи и зависимости общества делают высшее и низшее двойниками. Несмотря на противоположные знаки качества, по высшему можно узнать низшее и наоборот: чем выше и идеальнее становится высшее, тем ниже и прагматичнее становится низшее. Рвется, по сути, коммуникативная связь, а с ней пропадает и надежда на историческое подтягивание низшего к высшему. Более того, низшее начинает огрызаться, завидовать и мстить, заражая вирусом массовости, или уподобления себе, своим понижающим критериям и целям, и высшее. Как результат, общество время от времени погружается в революционный хаос, может быть и справедливо называемый праздником "униженных и оскорбленных". (с)