Ручей Черторый ( он же Чертолье и Черторье) - самая древняя в Москве подземная речка. По его имени получила название местность поблизости от его впадения в Москву - реку ( ныне Пречистенка).
По легенде, Черторым сам ручей был назван из-за того, что в свою наземную бытность тек в овраге под стенами земляного города, и после дождя картина наблюдалась малопривлекательная - "как черт рыл". Меж тем некоторые мистически настроенные московские краеведы уверены: Чертолье - не от слово "черт", а от слова "черта". Поскольку это место - своего рода портал, врата в иной мир, в мир богов и духов, а еще - место силы, где соединяется видимое и невидимое.
На правом берегу Черторыя ( который сейчас заключен в подземную трубу), в районе современных Обыденских переулков, много веков назад располагалось древнее городище и языческое капище (жертвенник) Перуна, покровителя княжеской дружины и воинского дела. По преданиям, здесь повелителю грозы и грома приносились кровавые жертвы. Но сейчас на этом месте находится Храм Илии Пророка Обыденного. Как так получилось?
В место, где сейчас стоит храм, будто бы попал однажды в грозу молодой князь и дал обет: если жив останется, "об один день" выстроит храм в честь Ильи Громовержца.
Жив он остался. И слово свое сдержал - построил обыденный, то есть созданный за один день работы деревянный храм.
А Перуново городище снесли в 1360 году. Позже на месте деревянной построили каменную церковь Ильи Обыденного. То есть получилось так, что пророк Илья пришел на смену богу Перуну.
Но, по всей видимости, последнему такая "замена" не понравилась - и он отомстил москвичам. По одной из версий, именно гнев божества стал причиной великого " всехсвятского" пожара, случившегося в столице в 1365 году.
Началось все с того, что в Чертолье загопелась церковь ( якобы Перун метнул в храм молнию), а неожиданно налетевший сильный ветер разнес искры и горящие головни по городу.
Особенно пострадал близлежащий Кремль и лепившиеся возле него одна на другую деревянные избы.
По другой версии, причина пожара была куда прозаичнее. Дело в том, что в тот год в Москве уже с ранней весны солнце пригревало, как в середине лета. А в саму летнюю пору и вовсе сушь стояла великая. Как бы то ни было, но после случившегося христианские церкви в Чертополье строить опасались.
Кстати, кроме Перуна, были у этих мест и другие "хозяева". Так, на месте впадения Черторыя в Москву - реку располагалось капище богини смерти Марены. А находившийся неподалеку Сивцев Вражек (овраг), по дну которого протекал правый приток Черторыя - Сивка, считался владением Велеса, бога земли и подземелий.
Слово "сивцев" или "сивый" у древних славян ассоциировалось с зимой. А зима - то время, когда власть над миром переходит к богам подземелья. Кстати, Козье болото, из которого вытекает Черторый, - также стихия Велеса.
После принятия христианства Велес "преобразовался" во Власия, покровителя скота. Отсюда и название расположенных ныне на территории бывшего Чертополья Власьевских переулков, и одноименная слобода, и соседняя Остоженка ( остожье - пастбище).
Иными словами, в древние языческие времена здесь, на одной территории "обитали" Перун, Велес и Марена! Не самое безобидное трио, согласитесь. Не потому ли долгое время не задавалось великое строительство в этих местах? Вспомним первый храм Христа Спасителя, снесенный в 1931 году, так и не построенный большивитский "собор" - Дворец Советов и появившийся на его месте бассейн "Москва", который в свою очередь был снесен в 1994 году.
Чертополье словно не принимало их. Уж не скопившаяся ли с языческих времен мощная энергетика мешала тому?
Но не будем опережать события: до того как на левом берегу Москвы - реки появился первый храм Христа Спасителя, здесь долгие годы существовал Алексеевский женский монастырь, у которого была своя удивительная история. На Чертопольский холм этот монастырь переехал с Остоженки после разрушительного пожара в XVI веке. До того Чертополье было частью слободы опричников Грозного : монастырь поставили чуть ли не на месте двора самого Малюты Скуратова.
Казалось бы, монахини "отмолили" место - своими молитвами изгнали негативную энергетику и старых владельцев места силы. Но тем не менее на протяжении всей его истории - а в Чертополье монастырь просуществовал около трех столетиц - его почему-то преследовали неприятности. Так, в Смутное время в 1612 году монастырь был разорен поляками. К 1625 году его восстановили, но через четыре года он вновь сгорел и был отстроен заново в 1634 году.
В 1831 году император Николай I самолично определил место, где находиласт обитель, под строительство Храма Христа Спасителя - в память о наполеоновском нашествии. В 1837 - 1838 годах все постройки были снесены, а монастырь переведен на тогдашнюю окраину, в район нынешнего метро Красносельская.
При выемке грунта под новый храм полностью уничтожили два древних русских кладбища - такое вмешательство не могло пройти для энергетики места бесследно. Да еще, по преданию, монахини, покидая монастырь, прокляли всех инициаторов и строителей.
Согласно легенде, когда 17 октября 1837 года в старых стенах Алексеевского монастыря завершилось последнее богослужение, и уже все было готово к отъезду, игуменья Иулиания, выйдя из церкви, приказала приковать себя цепями к дубу, росшему посреди монастырского двора, и отказалась покинуть святую обитель. Настоятельницу силой заставили подчиниться приказу. Но уходя из монастыря, она сказала, что ничего святого на этом месте больше никогда не будет.
Вскоре после этого, в первый же день разборки монастыря, рабочий, снимавший крест смкупола храма, сорвался и разбился насмерть на глазах потрясенной толпы.
А что было дальше всем хорошо известно. Храм Христа Спасителя все-таки был построен. Строительство продолжалось почти 44 года: заложенный в 1839 году, храм был освящен лишь в 1883 году. Но чуть больше, чем через полвека, в разгар сталинской реконструкции в 1931 году здание было размешено. По воспоминаниям потрясенных свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоявшие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.
В атеистическом СССР на замену храму должен был прийти Дворец Советов - здание высотой более 500 метров, с актовым залом на 20 000 мест, увенчанное 75- метровой статуей Ленина. Но из грандиозных планов удалось воплотить только фундамент.
Началась война - проект так и не реализовался.
Чтобы фундамент не пропадал, соорудили плавательный бассейн под открытым небом " Москва", существовавший с 1960 по 1994 годы. По этому поводу в народе ходила поговорка: "Был храм, потом - хлам, а теперь - срам".
Спустя годы Храм Христа Спасителя был все же заново отстроен. Что примечательно, он был возведен не на том же участке, а неподалеку от прежнего места. Возможно, потому "призраки прошлого" больше не беспокоят святилище. И в истории Чертополья наступил счастливый конец.
В XIX веке, когда устраивали бульварное кольцо, ручей Черторый стал мешать, и его заключили в трубу. Сейчас коллектор тянется от Козьего болота ( Патриаршие пруды) вдоль Гоголевского бульвара через Пречистенку до Москвы - реки. Сейчас этот маршрут знаком лишь диггерам - исследователям подземелий. И они отзываются об этихиместах как о малоизученных, непредсказуемых, а то и проклятых.
В Чертолье существовало немало так называемых "убогих домов" - моргов и мест упокоения самоубийц, неопознанных покойников, умерших странной смертью, которых не хоронили на обычных кладбищах. В XVII веке здесь заложили деревянную церковь - Спаса Нерукотворного Образа, "что на убогих домах". В 1934 году церковь снесли и, по воспоминаниям местных, по всему Чертополью ещё долго находили мешки с черепами и костями тех "неправильных" мертвецов.
Сегодня на месте храма находится одна из московских школ. Сторожа рассказывают: в темное время суток здесь иногда можно столкнуться с загадочными тенями, услышать странные звуки - шепот и шорох...
К западу от Московского Кремля наблюдается любопытное соседство географических названий, имеющих как языческую, так и христианскую основу.
С одной стороны - Черторье, Чертольские улицы, Волхонка. С другой - Власьева слобода и два Власьевых переулка ( Власий - христианский святой, с которым народное двоеверие с давних времен объединило бога Велеса), Пречистенка.
Последняя сначала имеговалась Чертопольской, а позже получила свое новое название - по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранящейся в Новодевичьем монастыре. Дело в том, что эта улица возникла из дороги, по которой цари ездили из Кремля в монастырь к чудотворной святыне. Набожный царь Алексей Михайлович сказал, что не подобает пути к обители Пречистой Божией Матери носить название, упоминающее сатану. И 16 апреля 1658 года вышел указ, повеливающий Чертопольские ворота называть Пречистенскими, а Чертопольскую улицу - Пречистенской. Со временем новое имя переиначили на московский лад - Пречистенка.