Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 8

вернуться на 107 стр. списка тем

Лана Свет  
КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ
Лана Свет
Дитя инженерного гения и подневольного труда, неприступная оборонительная линия, на которой был остановлен враг, искусственная река, сделавшая Москву портом пяти морей, и главный столичный водопровод... Все это о канале имени Москвы - одном из самых впечатляющих технических сооружений России и мира.
Лана Свет  
ЗАЧЕМ ПОНАДОИЛСЯ КАНАЛ?
Лана Свет
Канал имени Москвы - этоводная дорога, соединяющая реку Москву с верховьями Волги - самой могучей и полноводной реки Европейской России. Вообще-то, говоря, всякий, кто хоть немного знает географию, осведомлен о том, что Москва - река и так соединена с Волгой, или, правильнее сказать, является рекой бассейна Волги. В Коломне Москва впадает в Оку, в Нижнем Новгороде Ока впадает в Волгу. Какой же смысл соединять эти реки еще раз?
Причина первая - транспортные нужды. Чтобы попасть изМосквы в Тверь по воде ( через Оку) придется сделать огромный "крюк" в сотни километров. А ведь с севера Волгаподходит к Москве очень близко, всего примерно на 100 километров. Реки же, впадающие в Волгу и в Москву, сходятся еще ближе. Как велик был соблазн построить короткий водный путь из столицы в Тверь, Кострому, Ярославль! Ведь реки испокон века играли в России роль важнейших путей сообщения. Впрочем, до поры до времени каналы в нашей стране известны не были, и корабли преодолевали водоразделы рек по суше. ю волоком. Только Петр I, побывав в Голландии и увидев, как много значат для этой страны искусственные ыоднфе пути, загорелся идеей заменить волоки каналами. Правда, эти идеи так и идеями и остались. В 1722 году Петр поручил инженеру Вилиму Генингу разработать варианты соединения Верхней Волги с Москвой - рекой, но дальше этого дело не пошло.
О петровских планах вспомнили 100лет спустя, когда нужда в развитии транспортной сети стала еще больше. В 1825 году приступили к строительству Храма Христа Спасителя. Строительные материалы для него доставлялись с верхней Волги.
Тогдато и было принято решение воплотить один из проектов Петра I в жизнь. Без малого 20 лет шли работы по строительству водного пути между рекой Сестрой, впадающей в Волгу, и рекой Истрой, впадающей в Москву-реку. В итоге на свет появилась гидротехническая система, включавшая в себя Сенежское водохранилище, около 70 км спрямляющих и соединительных каналов и 41 шлюз.
Однако первый опыт строительсква канала Москва - Волга в целом можно признать неудачным. Рассчитанная на пропуск маломерных судов, система Сестра - Истра не выдержала конкуренции с недавно построенной Николаевской железной дорогой и к 1860 году была полностью заброшена.
Кто знает, как долго пришлось бы дожидаться попытки номер два, если бы не чрезвычайные обстоятельства. Транспорт транспортом, но к началу 20-го века во весь рост встала жгучая проблема: огромный город хотел пить.
Лана Свет  
СМЕРТЬ МОСКВЫ - РЕКИ
Лана Свет
Когда Юрий Долгорукий выбирал место для своей новой крепости, он, конечно же, не мог представить, что у места слияния Москвы и неглинки однажды встанет многомиллионный город. Обладай князь пророческим даром, он наверняка поискал бы для Москвы речку пополноводнее. Даже отдав права столицы Санкт - Петербургу, Москва продолжала оставаться экономическим центром страны. На берега ее реки селилось все больше и больше людей, вырубались леса, устраивались луга, пашни, пастбища. Из-за нарушения, как сейчас говорят, экологического баланса Москва - река начала мелеть. А город с его постоянно развивающейся промышленностью и растущим огромными темпами насилением требовал воды. Для питья, для гигиены, для промышленных нужд. У реки отбирали чистую воду, а возвращали ей помои и нечистоты. После того как к западу от Москву в 1903 - 1911 годах была построена Рублевская водонасосная станция, качавшая воду в Московский водопровод, Москва - река в черте города превратилась в умирающую, едва текущую лужу. Нынешние москвичи и гости столицы России вряд ли поверят, что в те времена в некоторых местах реку можно было перейти в брод. Если, конечно, у кого-то возникало желание запачкать сапоги в вонючем или. Стало окончательно ясно, что Москва - река не способна удовлетворить потребностей города в воде. Река практически выпита, но где же взять воду? В Волге! В огромной реке, до которой всего - то сотня километров! Вот и вторая, возможно, главная причина того, почему канал все - таки построили.
Лана Свет  
ЧЕРЕЗ ГРЯДУ!
Лана Свет
Еще в начале 20-го века стало ясно, что без больших строек Москве не обойтись. Задыхавшемуся от траспортных проблем и нехватки воды мегаполису требовалось метро и был крайне необъодим новый источник воды. Однако в последующие два десятилетия стране было не до суперпроектов.
Сначала Россия вовлекла себя в Первую мировую войнй, потом е лихорадило революциями и войной гражданской, затем большевитское правительство СССР, обещавшее народу светлое будущее, укрепляло свою власть железом и кровью. Но какие бы знамена ни развивались над страной, воды в Москве - реке не прибавлялось. Нужно было срочно что-то предпринимать. В июне 1931 года было принято решение о строительстве канала Москва- Волга. Это был единственный надежный способ обеспечить столицу СССР водоц для питья и промышленных нужд. Кроме того, согласно проекту канал должен был стать важнейшим путем, по которому могли бы следовать крупнотоннажные речные пароходы и баржи.
Легко решить - трудно сделать. Ведь канал - это не канава! Волга-то близко, но между ней и Москвой - рекой тянутся живописные холмы Клинско - Дмитровской гряды. Они поднимаются на 60 метров над уровнем Москвы - реки. Как преодолеть эту преграду? В одном из проектов предлагалось запрудить Волгу гигантской плотиной. создать водохранилище с высоким уровнем воды, а из него прорыть 230 - километровый канал, по которому вода самотеком поступала бы в Москву. При этом водохранилище поглотило бы огромные территории, а глубина канала составила бы 35 метров! От проекта отказались, как от слишком трудоемкого, дорогостоящего и технически сложного. Выбор был сделан в пользу другого - Дмитровского проекта. Канал станет не самотекущей рекой, а сложнейшей гидросистемой, в которой волжская вода с помощью насосов будет постепенно подниматься вверх, а затем, после преодолеия водораздела, отпраится вниз, к Москве. Канал, таким обазом, будет представлять собой последовательность ступеней (бьефов), которые сначала пойдут вверх от Волги, а затем опустятся к Москве- реке. Разумеется, ни одно судно не сможет перепрыгнуть ииз одного бьефа в другой. Поэтому между ступенями на канале сооружаются шлюзы - специальные камеры регулируемым уровнем воды. После тог как кораль заходит в шлюз и за ним закрываются ворота, вода в щлюзе поднимается или опускается до уровня следующего по ходу бьефа. Затем открываются другие ворота шлюза, и судно продолжает движение.
Дмитровский проект был утвержден Советом народных комиссаров 1 июня 1932 года, а 3-го сентября на Химкинском участке начались земляные работы.
Лана Свет  
КАКОЙ ЦЕНОЙ?
Лана Свет
Канал надо было строить - это бесспорно. Прошло уже несколько лет, а страна, и особенно ее столица, до сих пор извлекает огромную пользу из этого уникального сооружения.
К ожалению, коммунистическое правительство СССР, строя грандиозные планы индустриального переустройства страны, слишком высоко ценило тонны, километры и кубометры и слишком незко - человеческую жизнь.
Огромная, еще по большей части крестьянская страна с многодетными семьями, представляла собой безграничный источник дешевых и неприхотливых рабочих ркю Так счиала большевитская верхушка во главе с Илсифом Сталиным.
Жизнь и быт рабочих, строивших канал, участники событий описывали так:"В общежитиях грязь, холод, в щели на стенах сообака проскочит, осенью во время дождей бараки текли..." А ведь речь идет о аемных работниках - тех, кто пришел работать на стройке добровольно. Чего уж говорить о людях, которых на строительство канала пригнали наильственно. А их было немало! Начина с лета 1933 года врялы строителей канаоа вливаются тысячи и тысячи "красноармейцев", а попросту заключенных исправительных лагерей. Эти люди, переброшенные с завершенного строительства Беломорско-Балтийского канала, содержались в Дмитлаге - лагере, обустроенном в районе города Дмитров. Позже Дмитлаг был преобразован в систему более мелких лагерей.
Прочитав эти строки, ты, возможно, скажешь: " А что плохого в том, что бы заставлять преступников работать на лаго общества? Воровал, грабил, мошенничал - будь добр, потрудись теперь для людей, которых ты держал в страхе, лишал имущества!" Все это справедливо. Но, во-первых, для многих из тех, кто был приговорен судом к лишению свободы, строительство канала обернулось на деле медленной казнью. Условия труда "красноармейцев" были настолько тяжелыми, что многие умирали, находя последний приют в братских могилах по берегам канала. А разве справедливо казнить того, кто приговорен к тюрьме? Ну а, во - вторых, далеко не каждого, кто отбывал наказание в эпоху Сталина, можно назвать настоящим претупнком. Значительное числло "красноармейццев" были осуждены по 58-й статье Уголовного кодекса за " антисоветскую агитацию". Это значит, что они угодили в лагерь за критику порядков в СССР и его руковоства. В любой цевилизованной стране критика правительства - это не преступление, а право гражданина. Но у нас в то время все было не так. Более того, многие люди, осужденные по 58-й статье, вообще ничего не имели против властей. Их просто обвиняли в "антисоветской агитации", иногда по злонамеренному доносу. Но никаких возможностей оправдаться у простого человека практически не было. Органы НКВД охотно верили доносам, так как держать народ в страхе и пополнять ряды "красноармейцев" было их главной задачей.
"Подвиги" бойцов ВОХРа - подразделений, охранявших заключенных, были увековечены в скульптурных группах на сооружениях шлюза 2. И тольо в совсем недавнее время, в 1997 года, на берегу канала был установлен поминальный крест. Это памятник не тем, кто охранял, а тем, кого охраяли. Тем, кто сложил голову на великой стройке, не выдержав нечеловеческого перенапряжения сил.
Лана Свет  
НЕ ТОЛЬКО ТАЧКА
Лана Свет
На первом этапе строительства канала преобладал ручной труд и использовались весьма примитивные инструмены, вроде лопат и тачек. Но в процессе стройи и по ходу решения сложнейших инженерных задач росла доля механизированного труда. Постепенно строительство канала Москва- Волга стало одной из наиболее техниически оснащенных строек современности. На строительстве канала работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ. 240 бетономешалок, 1100 элетровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе канала были подведены железные дороги, по которым можно было увезти почти пятьдесят тысяч тонн груза.
По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ опутала паутина телефонных и телеграфных проводов.
К весне 1937 года было вынуто 151, 4 миллиона кубометров земли, 56 миллионов кубометров гравия, песка и глины. Уложена 3 110 000 кубометров бетона и железобетона. Почти шесть с половиной миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камне ( это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения кнала потребовалось 35 тысяч тонн металоконструкция, 2 350 000 кубометров лесоматериалов, 850 000 тонн цемента, около 7 000 000 миллионов штук кирпича.
Наиболее впечатляющими сооружениями, конечнро же, стали шлюзы. Их глубина - пять с половиной метров, длина - двест, ширина - тридцать метров. Днище шлюза. ю толщиною пять метров составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота предтавляли собой щиты. ю которые помогали удерживать воду в камере. И нижние, и верхние ворота изготавливались из металла и обшивались деревом. Как и многие "ударные стройки" того времени, строительство было завершено в рекордные сроки. 17 апреля 1937 года канал был заполнен волжской водой, 2 мая по нему прошла первая флотилия теплоходов и катеров, а 15 июля состоялось открытие первой навигации.
Лана Свет  
НЕПРЕСТУПНЫЙ РУБЕЖ
Лана Свет
Уже через четыре года поссле открытия канала ему, как и всей стране, предстояло выдержать суровое испытание. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Когда немецко - фашистские войска рвались к Москве, гидротехнические сооружения канала были эффективно использованы в борьбе с врагом.
В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище ( из этого водохранилища на Волге как раз и выходит канал). Выполняя указания командовани Калининского фронта и руководства канала, работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены ббыли повернуть назад.
Когда немецкие части начали наступление на участке Клин -Рогачево - Дмитров, Командующий Западный фронтом Г. К. Жуков отдал распоряжение о затоплении пойм рек Сестры и Яхромы. 28 ноября 1941 года работники канала под артобстрелом врага раскрыли водосбросы и, используя также насосные станции, начали сбрасывать воду в реку Яхрому. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала в реку Сестру. Реки вышли из берегов и затопили огромные территории к западу от канала. От Волги до Яхромы на пути немецких войск возник труднопреодолимый водный рубеж. Так удалоь выиграть время. В начале декабря войска Первой ударной армии перешли врешительное настпуление и совместно с другими войсками разгромили противника и отбросили его от Москвы, и от канала. А уже в мае 1942 года по каналу было восстановлено движение судов.
Лана Свет  
КАНАЛ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Лана Свет
Сразу после окончания строительства канал назвали просто "Москва - Волга". Свое нынешнее название "Канал имени Москвы" он получил лишь в 1947 году - в год 800-летия столицы. Канал берет свое начало на правом берегу Волги, у бывшего села Иваньково. В этом месте сооружена бетонная плотина, которая перегородила Волгу, высоко подняв ее воды и образовав Иваньковское водохранилище, или Московское море. Море это разлилось на 120 км в длину и 8 км в ширину. Именно из этой гигантской "чаши" и происходит гепрерывная "подпитка" канала. Отсюда путь волжской воды, как уже говорилось, идет вверх по ступенькам. Подъем на более высокую ступень осуществляется с помощью насосных станций, оборудованных мощными пропеллерными насосами.
Движение вверх заканчивается шестым шлюзом в районе города Икша. Дальше начинается водораздельный бьеф. Здесь располагается ряд связанных друг с другом водохранилищ - Икшинское, Пестовское, Клязьминское, Химкинское. Еще два водохранлища - Истринское и Акуловское - стоят в стороне от судоходной трассы и предназначены для городского водопровода.
Водорздельный бьеф находится на 36 метров выше уровня Москвы - реки. Чтобы спуститься с такой высоты и попасть из Химкинского водохранилища в Москву - реку, кораблю придетсяя миновать еще два шлюза. В районе бывшего села Щукино канал сливается с Москвой - рекой.
Впрочем, это еще не все. Для того чтоы наполнить Москву - реку волжской водой и поднять уровень воды в ней, ниже по течению реки был сооружен Карамышевский гидроузел, включающий в себя плотину ( она поднимает уровень воды в реке на 6 метров), гидроэлектростанцю и шлюз. Еще одна плотина установлена на юго - востоке Москвы, в Перерве.
Благодаря каналу в европейской части Росси была создана единая глуюоководная речная система. Москва стала портом пяти морей: Балтийского, Черного, Каспийского, Белого и Азовского. Ежегодно по каналу проходит более 27 млн. тонн грузов. ю осуществляется перевозка более 600 тыс. пассажиров.
По каналу подается 60% всей потребляемой Москвой воды. За год гидротехническими сооружениями канала перекачивается около 2-х миллиардов кубометров воды. В 2006 года на канале прошло 66 тыс. шлюзований с участием 170 тыс. судов.
Лана Свет  
Информация
Лана Свет
Журнал: Юный эрудит июль 2007
Лего  
Дед мужа
Лего
Канал этот строил. Такая честь была ему оказана всего лишь за то, что был церковным старостой. 8 детей от первой жены, которая умерла, с родившихся уже от второй - бабушки мужа. ( 5 была беременна тогда) остались на попечении молодой жены. Как они все это вытянули и... но пережили как - то. Даже домой вернулся.

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩