Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
МУЗЫКАНТЫ НА ТРОНЕ


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 9

вернуться на 107 стр. списка тем

Лана Свет  
МУЗЫКАНТЫ НА ТРОНЕ
Лана Свет
Среди российских императоров встречаются и выдающиеся правители, и посредственоти, и откровенные неудачники. Но кое-что их объединяет. И это - любовь к музыке.
Лана Свет  
"ФРАНЦУЗСКАЯ ПЛЯСКА" АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
Лана Свет
В допетровской Руси с музыкой были кое-какие проблемы. Князь Курбский уверял, что Иван Грозный пел и плясал вместе со скоморохами. И это было серьезное обвинение в адрес царя.
Когда самозванец Лжедмитрий I вступил в Москву, рядом с ним находились поляки. Православные священники запели псалмы, а поляки ударили в литавры и заиграли на трубах. Народ чуть не оглох и явно остался недоволен.
Находясь в Польше, Лжедмитрий полюбил европейскую музыку. И привез с собой оркестр из 40 музыкантов. В день свержения самозванца началось избиение поляков. Кое-кому удалось спастись. Но музыкантов перебили всех до единого. А мертвому Лжедмитрию вставили в рот дудку. Как видим, европейская музыка москвичам пришлась не по вкусу.
Помня об этом, первые Романовы относились к музыке с опаской. Алексей Михайловчи признавал только церковные песнопения. Он запретил скоморошество и изгнал музыкантов - потешников из царских палат.
Впрочем, запрет продержался недолго. Алексей Михайлович даже велел поставить балет - "французскую пляску". Правда, он хотел, чтобы балет был без музыки. Ему объяснили, что это невозможно. И поведали, что музыка звучала при дворе византийских императоров. Этот аргумент сработал. Царь посмотрел балет, а впоследствии полюбил органную музыку.
Как известно, Петр I начал военную службу барабанщиком в Преображенском полку. И этому ремеслу, как и любому другому, обучился на совесть. По словам современников, Петр "барабанил с большим искусством". Помимо этого, он играл на гобое и волынке. А также, несмотря на сложное отношение к церкви, нередко пел в церковном хоре.
К опере и сложной европейской музыке Петр I оставался равнодушным. Он любил, чтобы было громко и незатейливо. А вот при Анне Иоанновне в обиход вошла театральная и концертная музыка. Для опер построили театр на тысячу зрителей. Кстати, туда пускали всех желающих, кроме пьяных и грязно одетых.
Лана Свет  
СКРИПАЧ НЕ НУЖЕН
Лана Свет
Правление Елизаветы Петровны поэт Гавриил Державин назвал "веком песен". Музыка при дворе звучала непрерывно, без нее не обходились ни балы, ни маскарады, ни праздники. Императрица издала специальный указ: " После полудня быть музыке: по понедельникам - танцевальной, по средам - итальянской, а по вторникам и в пятницу быть комедиям".
При Елизавете впервые была поставлена опера на русское либретто, к тому же исполненная русскими актерами. Видимо, недаром императрица выбрала в любовники певчего - Алексея Разумовского. Она и сама обладала несомненными музыкальными способностями. Говорили, что императрица сочинила несколько песен, которые затем зачислили в "народные",
Петр III почти профессионально играл на скрипке и участвовал в концертах. Кроме того, он создал в Ораниенбауме оперный театр и школу, в которой итальянцы обучали русских оперному искусству.
Как видим, император очень любил музыку. И когда его свергли с престола, он просил оставить ему крипку, собаку, арапчонка и Елизавету Воронцову. Все - за исключением Елизаветы Воронцовой - ему оставили. К сожалению, поверженный император недолго наслаждался игрой на скрипке - его убили приближенные Екатерины II.
Екатерина -в отличие от мужа - была ннапрочь лишена музыкального слуха. Тем не менее она внесла свой вклад в русскую музыкальную культуру. Императрица сочиняла оперные либретто. На ее слова написаны несколько комических опер и историческое представление "Начальное управление Олега".
Лана Свет  
ХОЧУ НЕ ФОРТЕПЬЯНО, А ТРУБУ
Лана Свет
В XIX веке все импеарторы были тонкими ценителями музыки. И каждый умел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Павел I играл на клавишных и пел. Его жена Мрия Федоровна была хорошей пианисткой и арфисткой. Увлечение музыкой передалось и их детям.
Александр I довольно неплохо играл на скрипке. Его брат Николай I отдавал предпочтение духовым инструментам - флейте, валторне и корнету. Он участвовал в домашних концертах, которые проходили в Зимнем и Аничковом дворцах.
Перед концертом Николай I репетировал вместе с композитором Алексеем Львовым, автором гимна "Боже, царя храни". Правда, репетиции занимали всего несколько минут - на большее у поглощенного делами императора попросту не хватало времени.
Превыше всего Николай I ценил свою военную службу. Армия - это и любовь императора, и предмет его постоянной заботты. Которая вылилась и в то, что Николай I сочинил некоторое количество военных маршей.
В царствование Александра II в Петерберге открыли Консерваторию и Мариинский театр, названный в ччесть жены императора Марии Александровны. Она покровительствовала музыкантам, но больш, как говорится, по должности. По словам современников, императрица "Музыки не ценила и не любила ее". А вот император играл на фортепьяно.
Александра III принято изображать таким неотесанным мужланом. Но он был большим знатаком и любителем музыки. Хотя его "путь в музыканты" оказался нелегким и тернистым.
Будущему императору шел всего третий год, когда он потребовал, чтобы ему купили трубу. Конечно же, трубу купили. Но вскоре отняли. Матери Александра - Марии Александровне - труба казалась недостаточно изысканным инструментом.
В 12 дет Александра усадили за фортепьяно. Выяснилось, что вкусы матери и сына решительно не совпадают. Четыре года сын мучил и инструмент, и учителей, и окружающих, но так ничему и не выучился.
Видимо, фортепьяно казалось Александру слишком изысканным, каким-то немужскиминструментом. И он стал брать уроки игры на трубе. По примеру деда - Николая I.
Если с фортепьяно ничего не вышло, то на трубе Александр играл превосходно. В 1872 году он создал "Хор наследника цесаревича Александра Адександровича", позже ставший "Обществом любителей духовой музыки. Сам наследник постоянно участвовал и в репетициях, и в концертах. Однажды концерт "Хора" собрал 250 слушателей.
Лана Свет  
НАСЛЕДНИК - БАЛАЛАЕЧИК
Лана Свет
Вступив на престол, Александр III закончил выступать на сцене. Но увлечение музыкой не исчезло. Импертор очень любил Чайковского и помогал ему материально. Петр Ильич посвятил 12 романсов жене Александра III - Марии Федоровне.
Кроме классической музыки, император любил цыганскую песню. Любил ее и Николай II.
Мы видим, что в XIX веке прослеживается некоторая закономерность. Либеральные императоры, склонные к реформам - Александр I и Александр II, - играют, соответственно, на скрипке и на фортепьяно. А консерваторы, скторонники жесткого порядка и дисциплины - Николай I и Александр III - предпочитают "военные" духовые инструменты.
Николай II, в общем-то был консерватором. Но играл на фортепьяно. Хотя и редко. Его супруга Александра Федоровна тоже играла на фортепьяно, но еще и пела. Ее подруга Анна Вырубова уверяла, что императрица обладала чудесным контральто. Но Николай II почему-то слушать чудесное контральто жены не любил.
Александра Федоровна росла в Германии и в Англии. Поэтому удивительно, что она страстно полюбила такой музыкальный инструмент, как трехструнная балалайка. Во дворцы баалалаечников не приглашали, слушали их бычно на императорской яхте "Штандарт".
Балалайку полюбил и наследник Алексей. И выучился играть на ней. Уроки игры на балалайке были включены в учебный план цесаревича на 1917 год. К этим урокам Алексей так и не приступил - в 1917-м стало не до балалаек.
Лана Свет  
Информация
Лана Свет
АВТОР: Г. Сташков
ЖУРНАЛ: Русская история 12 2018

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩