В XIX веке все импеарторы были тонкими ценителями музыки. И каждый умел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Павел I играл на клавишных и пел. Его жена Мрия Федоровна была хорошей пианисткой и арфисткой. Увлечение музыкой передалось и их детям.
Александр I довольно неплохо играл на скрипке. Его брат Николай I отдавал предпочтение духовым инструментам - флейте, валторне и корнету. Он участвовал в домашних концертах, которые проходили в Зимнем и Аничковом дворцах.
Перед концертом Николай I репетировал вместе с композитором Алексеем Львовым, автором гимна "Боже, царя храни". Правда, репетиции занимали всего несколько минут - на большее у поглощенного делами императора попросту не хватало времени.
Превыше всего Николай I ценил свою военную службу. Армия - это и любовь императора, и предмет его постоянной заботты. Которая вылилась и в то, что Николай I сочинил некоторое количество военных маршей.
В царствование Александра II в Петерберге открыли Консерваторию и Мариинский театр, названный в ччесть жены императора Марии Александровны. Она покровительствовала музыкантам, но больш, как говорится, по должности. По словам современников, императрица "Музыки не ценила и не любила ее". А вот император играл на фортепьяно.
Александра III принято изображать таким неотесанным мужланом. Но он был большим знатаком и любителем музыки. Хотя его "путь в музыканты" оказался нелегким и тернистым.
Будущему императору шел всего третий год, когда он потребовал, чтобы ему купили трубу. Конечно же, трубу купили. Но вскоре отняли. Матери Александра - Марии Александровне - труба казалась недостаточно изысканным инструментом.
В 12 дет Александра усадили за фортепьяно. Выяснилось, что вкусы матери и сына решительно не совпадают. Четыре года сын мучил и инструмент, и учителей, и окружающих, но так ничему и не выучился.
Видимо, фортепьяно казалось Александру слишком изысканным, каким-то немужскиминструментом. И он стал брать уроки игры на трубе. По примеру деда - Николая I.
Если с фортепьяно ничего не вышло, то на трубе Александр играл превосходно. В 1872 году он создал "Хор наследника цесаревича Александра Адександровича", позже ставший "Обществом любителей духовой музыки. Сам наследник постоянно участвовал и в репетициях, и в концертах. Однажды концерт "Хора" собрал 250 слушателей.