в данном случае - древнюю традиционную, и ритуальную, народную.
рассказ, записанный за бабушкой, за одной из последних мастериц
"- Я, бывало, тетерок всяких навыделываю.
Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмёрушками тетёрку уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудёрочками - вот и моя тетёрка кудревата будет! А еще колечками-бегуночками уложу-такие и мама, и бабушка делали...
Смотреть и слушать, как работают и что рассказывают народные мастера, всегда поучительно. Именно тут и раскрывается их отношение к делу рук своих, познается смысл созданных ими произведений.
- Экую новую тетёрочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу и готово.
- Прежде стебелинку у березки сделаю, от нее расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листиков.
Уложенные так тетерки выносят в кладовую - там они пролежат до утра. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток "под" печи, "приопустит" немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечек на лопату. А с нее - прямо в печь, и через несколько минут тетёрки готовы.
Орнамент каргопольских тетерок и по сей день хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов - "околов", завитых "по солнышку". "Околыш" - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: "березка", "коник", "курушка"... Геометрические фигуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения тетерок.
Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружков-"колечушек", "восьмерушек", большого креста, "солнышка" и обегающих вокруг "коников", "полукоников" либо навитых "кудерочков". Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние "вьюхи"...
В образах каргопольских тетерок видны древние народные верования славян. Замечательно, что отдельные мотивы этого весеннего обрядового печенья, а то и просто похожие узоры встречаются в печеном узорочье не только многих областей России, но и других славянских народов. Нередки они в орнаменте вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву, керамике и ювелирном искусстве.
Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встретить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаментике икон. Вот в тетерках оно и изображается "с кудерочками". А что такое крест, как не знак вешнего, ярко светящего солнца? Косой же крест - символ солнца, быстро бегущего по небу, образ небесного огня.
Прямой равноконечный крест с загнутыми (в нашем случае-завитыми) концами в целом ряде областей России, а прежде - во всем индоевропейском мире, связан был с представлениями о вечной жизни. Мотив этот любили изображать в виде четырех (чаще всего) лошадиных голов, как бы идущих по кругу. Ведь именно в движении солнца - смене дня и ночи, зимы и лета - и заключен, по народному представлению, смысл земного бытия.
Тетерки с "кониками" и "полукониками" представляют собой развитие этого древнего мотива. Перед нами стилизованные изображения быстроногих коней, которые издревле в фольклоре символизировали вечное движение солнца.
Котеище почему весеннее обрядовое печенье названо именно тетер
На Руси прилет вешних птиц всегда знаменовал скорое наступление долгих теплых дней. А для землепашца это прежде всего-пора плодородия матери сырой земли. В народной памяти искони жила легенда о самой доброй из птиц - сказочной Паве. Стоило прилететь ей из теплых стран и расправить свои перья-лучи, как оживало после долгого зимнего сна всякое "зелье", что произрастает на земле. Мифологические загадки прямо называют Паву солнцем.
Почти каждая каргополка вышивала такую чудо-птицу на своей одежде и на вещах домашнего обихода, образ ее был знаком всем с детства. А вот излюбленная игрушка каргопольских гончаров - "баба с тетерками". Перед нами женщина в широкополой, словно солнце, шляпе, которая держит в поднятых вверх руках двух птиц. Образ этот уходит корнями в седую праславянскую древность. Фигура "бабы с тетерками" была олицетворением весны.
В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице - глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто-тетеркой.
Встречаясь каждый раз в каргопольских деревнях с обычаем печь ко дню весеннего солнечного равноденствия тетерки, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку.