- А теперь снимаем виртуализаторы, - сказал учитель, выключив симулятор и достав из него квантовый диск.
Дети, не сразу возвращаясь из погружения и адаптируясь к реальности, начали снимать с головы серебристые шапочки. И тут же начали обсуждать между собой только что увиденное. Шум нарастал. Учитель знал, что на адаптацию должно уйти несколько минут, поэтому положил диск в коробку, полистал лежавшую перед ним старинную бумажную книгу. Когда последний ребенок снял виртуализатор, он похлопал в ладоши:
- Все, все, тишина.
Дети замолчали.
- Ну, как вам наше путешествие? спросил учитель.
- Ужасно, - сказал кто-то. Как хорошо, что это только модель.
- Да, сказал учитель. Но если бы в конце 20-го века не был бы сделан правильный выбор, эта модель могла бы стать реальностью. На следующем уроке у нас будет погружение в альтернативный мир победившего национал-социализма - "Альтернатива-1941". Вы увидите - то, что мы видели сегодня, еще не самое страшное, что могло бы произойти.
И тут Света это она как раз сняла виртуализатор последней спросила:
- А вот все эти люди, которых мы видели что с ними происходит сейчас?
- Не понял, - сказал, немного подумав, учитель.
- Ну, вот мы видели безработных, наркоманов, людей, потерявших надежду, умирающие города, беспризорных, несчастных стариков, детские дома. А что с ними происходит сейчас, когда мы сняли виртуализаторы?
Все недоуменно смотрели на Свету.
- Я выключил программу-симулятор, - все еще не понимая, сказал учитель.
- И что с ними стало теперь?
- Светка, ну ты и дура! сказал Абрикосов с соседней парты. Их же нет, это же программа-симулятор! Ты что, в дома в игры не играешь?
Дети стали смеяться, учитель с трудом их остановил.
Но Света упрямо продолжила:
- Они ведь совсем живые, не как в играх. Им плохо, они умирают, они там совсем несчастные даже если не понимают этого! Даже эти мерзавцы которые ездят на дорогих машинах и покупают себе яхты, когда другие еле сводят концы с концами. Ведь это же ненормально жить без совести. А в играх все не так, там сразу видно, что все понарошку.
Дети снова начали шуметь, но учитель остановил их движением руки.
- Кажется, я понимаю, что Света хочет нам сказать. Действительно, учебные симуляторы в том числе исторические, очень отличаются от тех, к которым вы привыкли дома. Когда искусство моделирования и успехи кибернейрофизиологии возросли до такой степени, что стало возможным создавать миры, практически ничем не отличимые от нашего, реального, единственно настоящего, возникла опасность ухода людей а то и всего человечества в иллюзорную, виртуальную реальность. Что поставило бы крест на развитии нашей цивилизации. Действительно, зачем лететь к спутникам Юпитера, рисковать своими жизнями, если можно создать изощренный симулятор, в котором можно совершить такой полет, не выходя из дома? Можно создать миры, в которых живут эльфы и хоббиты, миры, где тот, кто погружается в симуляцию, будет иметь неограниченные возможности и способности. Это могло вызвать и появление некоей виртуальной наркомании да ведь никто не отменял и животную сторону человека, и могли появиться люди, которые с помощью специально созданных виртуальных миров удовлетворяли бы свои низменные желания и болезненные фантазии. Поэтому было принято решение об ограничении качества симуляции в играх, и не только в играх, а вообще в сфере развлечений.
И только в учебных целях степень симуляции почти неограниченна. Поэтому, например, в сегодняшнем погружении учитель взял коробку, куда положил квантовый диск и снова прочел вслух название: - " Альтернатива-1985. Конец XX-го - начало XXI-го века. Повседневная жизнь людей при реставрации капитализма " - вам и показалось все таким реальным. Кстати, в той модели, которая посвящена гипотетической победе гитлеровской Германии, создатели уменьшили степень правдоподобия потому что даже взрослый не смог бы вынести погружение в нее, не говоря уже о детях. Настолько там все кошмарно.
- Я поняла, - сказала Света. Спасибо. Но все-таки вот что стало с той семьей, в которой отца уволили с завода, а ребенок заболел?
- Светка, ну их же нет, нет, понимаешь! снова нетерпеливо сказал Абрикосов. Ты же не переживаешь за князя Болконского, например ведь его Толстой придумал. И этих людей нет, они просто придуманы ну и вооще: жить при капитализме ведь на самом деле невозможно, и люди эти все выдуманные и чего за них тогда переживать?
- А я все равно переживаю! - упрямо сказал Света, но стало ясно, что спорит она уже лишь по инерции.
Учитель объяснил задание к следующему уроку, после звонка на перемену добрая традиция, оставшаяся в школах со старых времен - дети с шумом умчались на школьный двор, а учитель остался сидеть за своим столом.
Немного поколебавшись, он раскрыл коробку с надписью на обложке "Альтернатива-1985", вынул оттуда квантовый диск, посмотрел на него, словно надеясь увидеть что-то на его поверхности, потом решительно положил диск на место и закрыл коробку. Тряхнул головой.
- Да нет, придет же такая чушь в голову! негромко пробормотал он и снова вернулся к старинной бумажной книге писателя Вячеслава Рыбакова "Гравилёт "Комсомолец"".
Александр Коммари.