Архив форума домика "Мой ребенок"

(файл создан: 2009-02-20)


+ Развернуть/свернуть все +
(Чтобы выполнить поиск по файлу, разверните все темы и нажмите CTRL-F)
 
- Игры с младенцем 3-4 месяцев elka (1 сбщ)
elka   2007-12-04 15:17:09
Игры с младенцем 3-4 месяцев
В три-четыре месяца начинается самостоятельно обследование мира. Кроха учится управлять своими ручками, находить и тянуться к предметам.

Время, когда ваш кроха бодрствует, постоянно увеличивается и доходит до 4-5 часов в сутки. Внимательные родители наверняка заметили, когда ребенок более активен и настроен играть - утром или днем. Это и есть лучшее время вашего общения.

Играем с увлечением
Увидев у вас в руках яркую гремушку, малыш встречает ее улыбкой, радостными звуками и начинает протягивать к ней ручки. Чем привлекательнее предлагаемая ему игрушка, тем дольше кроха готов играть с ней. Подвешенные предметы он теперь схватывает ручкой, удерживает и рассматривает не менее 10 сек. Если вы специально привлечете его внимание (например, дотронетесь игрушкой до его ручек), малыш будет рад продемонстрировать "двойной захват", то есть попытается схватить игрушку обеими руками. Для этих целей подойдет деревянная ложка или любая игрушка с длинной округлой ручкой.
Если говорить о каком-то общем принципе, которым вы могли бы руководствоваться, играя с малышом, он заключается в следующем: не торопитесь, дайте ребенку возможность самому перейти следующему этапу развития. Пусть он играет ровно столько, сколько захочет, и так, как хочет он сам. В то же время всегда имейте наготове какую-нибудь игру, к которой кроха сможет перейти в благоприятный для него момент.
Например, приготовьте разноцветные кольца от деревянной пирамидки - три больших (диаметром 4, 5-5 см) и три маленьких (диаметром 3 см), высота каждого кольца не больше 0, 5-1 см.
Выбрав удобный момент, когда малыш будет в хорошем настроении, положите его на животик, а прямо перед ним - большое кольцо. Как только кроха сфокусирует на игрушке свое внимание, понаблюдайте, что же он станет делать. Скорее всего схватит ее и потащит в рот. Ваша задача помешать ему сделать это, мягким движением освободить кольцо, а затем снова положить его на прежнее место. Обратите внимание, как малыш берет предмет, раскрывает ли при этом ладонь, захватывает его пальчиками, поворачивает, рассматривает колечко в разных ракурсах.
Следом за большим колечком настанет черед маленького. Снова проследите за действиями ребенка: рассматривает ли он кольцо или сразу тащит его в рот. Затем положите рядышком большие и маленькие кольца, чтобы у малыша была возможность брать их по своему усмотрению и в любом порядке. Чередование больших и маленьких предметов упражняет руку и пальцы, учит делать захват и манипулировать предметами.
Величина отверстия в кольце тоже имеет значение. Попадая туда одним пальчиком, малыш вынужден другим придержать кольцо. Все эти действия развивают мелкую моторику. Чтобы интерес к игре не угасал, используйте разноцветные кольца.
Занятие считается успешным, если ребенок охотно берет большие и маленькие кольца, рассматривает и манипулирует ими. Со временем кольца можно заменить другими предметами, не обязательно круглой формы. Конечно, квадратный, треугольный или прямоугольный брусочек труднее схватить, а тем более удержать в руке. Сначала ребенок будет делать это как попало, но постепенно он научится заранее приспосабливать руку для более удобного захвата. Новый для малыша предмет всегда располагайте в центре (так легче фокусировать внимание), а уже знакомый - справа и слева в ряду других игрушек и не ближе чем на расстоянии 5 см друг от друга.

Давай поговорим
Хотя ребенок может произнести свое первое слово только на втором году жизни, поддерживать разговор он учится с первых недель. А в возрасте четырех месяцев малыш уже пробует вести диалог. Он может прислушиваться к речи взрослого более 30 сек., с интересом поворачивает голову в сторону говорящего, даже если тот находится вне его поля зрения. В ответ на обращенную к нему речь малыш издает ответные звуки, причем его "репертуар" достаточно разнообразен. Вы можете различить звуки, I напоминающие "а", "э", "ю", "я", "м", "п", "б", "т",
"д". Предоставленный на время самому себе, малыш систематически повторяет отдельные звуки и сочетания. Такую игру со звуками психологи называют гулением.

Социальные навыки
Известно, что общение - это не просто обмен словами. Когда мы разговариваем, то вслушиваемся и всматриваемся в нашего собеседника, чтобы лучше понять его, встречаемся с ним глазами и делаем паузу, чтобы дать ему возможность высказаться. Все это важно учитывать и во взаимоотношениях с ребенком. В этом возрасте малыш охотно общается с теми, кого привык постоянно видеть. Стоит маме заговорить с ним, как он сразу улыбнется в ответ, начнет гулить, двигать ручками и ножками. Малыш смеется в голос, когда его щекочут или подбрасывают, когда взрослый, притворяясь, чихает или кашляет. Время переодевания, кормления, купания и других повседневных занятий маме необходимо проводить в активном общении с ребенком: отвечать на его улыбки, ласково смотреть в глаза, рассказывать малышу обо всем, что происходит. Скорее всего родители не задумываются, что все это называется социальными играми. Кроме того, играя и общаясь с малышом, следует помнить, что нужно дать возможность высказаться каждому по очереди. Однако не надо торопить ребенка с его реакцией. Будьте готовы и к тому, что он устает от общения. Если малыш смотрит в сторону, то, возможно, как раз сейчас он не хочет играть.

Жизнь в движении
Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот, используя любую твердую поверхность - в кроватке, на диване, на ковре на полу, на пеленальном столе. Кроха четырех месяцев от роду приподнимает верхнюю часть туловища, выпрямляет руки и таким образом опирается не на локти, а на ладони. Следите затем, чтобы детская кисть была хорошо раскрыта, а пальчики расправлены. В таком положении малыш может продержаться в течение 30 сек. Чтобы снять напряжение и помочь ребенку расслабить ручки, похлопайте его по ладошкам.
Ваш ребенок уже наверняка научился переворачиваться со спины на животик и делает это почти самостоятельно, поэтому теперь не стоит оставлять его без присмотра ни на одну минуту.
Расстелите одеяло и положите ребенка на живот на самый его край. Затем возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите его, чтобы помочь малышу перевернуться с животика на спинку. Когда же ваши общие старания увенчаются успехом, не забудьте вознаградить усилия крохи нежным поцелуем и крепкими объятиями.
К 3-4 месяцам у младенцев исчезает физиологический гипертонус (напряженность) мышц - сгибателей рук, а затем и ног. Постепенно движения конечностей становятся более свободными и точными. Малыш может ножками удерживать небольшой вес, например надувной мячик диаметром 5-6 см. Чтобы убедиться в этом, положите мячик в детскую кроватку, пусть футболит его на здоровье, тренируя свои мышцы.
Ваш рекордсмен уже способен удержать равновесие в положении сидя, правда всего 5-10 сек., и то при условии, что кто-нибудь из взрослых поддержит его за руки. Однако не стоит увлекаться такими экспериментами и торопить события. Учтите, что детский позвоночник пока еще очень подвижен и увлечение подобными опытами сейчас может в дальнейшем привести к его искривлению.

Растим космонавта
Ползание наряду с плаванием все еще остается основным способом передвижения вашего трех-, четырехмесячного малыша, и это полезно для его здоровья и развития. Но при этом важно тренировать и вестибулярный аппарат ребенка. Попробуйте освоить вместе вот такой комплекс упражнений.

- Удерживая руками малыша на весу, смело поворачивайте его в воздухе.

- Сядьте на пол вместе с малышом лицом к лицу. Крепко обхватите его под мышками и спросите: "Хочешь полетать?" Со словами: "Раз, два, три, полетели!" начинайте медленно поднимать ребенка, отклоняя свой корпус назад.

- Удобно устроившись на спине и высоко держа ребенка на вытянутых руках, приговаривайте: "Лети, малыш, лети!" Эта игра принесет пользу и вам, так как хорошо укрепляет мышцы спины.

- Поднимите ребенка над головой и медленно опустите, а когда ваши лица приблизятся друг к другу, улыбнитесь и скажите: "Я тебя люблю".

- Снова поднимите ребенка, приговаривая при этом: "Мы поднимаемся высоко-высоко". А опуская его, скажите таинственно: " А теперь опускаемся низко-низко". Думаю, что после такой тренировки и вам и малышу будет приятно покачаться в кресле-качалке.

Автор: Марина Евгеньевна Ланцбург, психолог, руководитель Школы для Пап и Мам.
- Пальчиковая гимнастика. elka (2 сбщ)
elka   2007-11-28 16:17:34
Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.


Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку дрова рубить.
Ваське-Указке воду носить.
Мишке Среднему печку топить.
Гришке Сиротке кашку варить.
Крошке Тимошке песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.








Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
- Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать "флажком".

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).








Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове "открыл" - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове "закрыл" - ладони прижимаются друг к другу.

- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой указательные. На пятой средние пальцы сначала "обнимаются" а потом "целуются".

У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
нетутитатам   2007-11-29 17:31:28
спасибо
нам сейчас очень актуально ))
- Что делать с лентяем? elka (2 сбщ)
elka   2007-11-26 21:53:19
Что делать с лентяем?
Верно замечено: "Человек, которому повезло, - это тот, кто делал дело, пока другие собирались". Успеха в жизни добиваются активные, упорные, предприимчивые. Причем предприимчивые в истинном смысле способные что-то предпринимать, а не уклоняться от полезной деятельности. Люди склонны объяснять чужие успехи чем угодно везением, исключительными способностями, благоприятным стечением обстоятельств... Однако в основе большинства высоких достижений лежит организованное целенаправленное усилие, способность практически решать поставленные задачи. И наоборот, в отстающих оказываются не столько те, кому недостает способностей, сколько те, кто не желает проявлять достаточной активности. Ничего, кроме неприязни, не вызывает брюзгливый лентяй, считающий, будто судьба чего-то ему недодала. На самом деле такой человек просто научился полагаться не на себя, не на заслуженную награду, а на счастливый случай.

Ленивыми не рождаются. Каждому ребенку присуща потребность в активности (которая, конечно, более или менее выражена в зависимости от унаследованных особенностей темперамента). Лишь постепенно у ребенка формируется своими усилиями добиваться цели либо, наоборот, уклоняться от деятельности и искать удовольствий за счет стечения обстоятельств или расположения других людей. И то и другое результат воспитания. Никто, конечно, не ставит задачу вырастить ребенка бездельником. Но именно к такому итогу приводят некоторые ошибки родителей.

Младенец появляется на свет абсолютно беспомощным, и задача его жизнеобеспечения всецело ложится на родителей. Они с первых дней понимают, что им необходимо делать, и осознают тот бесспорный факт, что сам младенец ни на какие полезные действия не способен. Но время идет, ребенок подрастает. С каждым днем растут и его возможности. Это стремительное развитие порой ускользает от внимания старших. Однажды осознав беспомощность малыша, они продолжают пребывать в этом убеждении. Приняв установку (поначалу единственно верную), что за него приходится делать абсолютно всё, родители упускают момент, когда малыш уже способен кое-что предпринять сам. В результате активность ребенка спонтанно направляется на что угодно, только не на полезные конструктивные действия, которые монополизированы родителями.

Если тебя кормят с ложечки, то зачем учиться самому ее держать? Ведь можно в это время заняться манипуляциями с яркими игрушками или рассматривать веселые картинки. Наступит день, и родителям покажется: ребенок уже достаточно большой, чтобы есть сам. А он не хочет! Ему интереснее другое. Начинаются нервотрепка, слезы, конфликты. А дело всего лишь в том, что упущен момент, когда ребенку интересно освоить новое действие и самому (хотя сначала и с поддержкой взрослых) научиться достигать желаемого результата. Педиатры советуют при кормлении даже совсем маленьких детей накладывать их ручки на чашку или бутылочку. Пусть они еще не в силах ее удержать, но путем многократных повторений закрепляется стереотип целесообразного действия. Ребенок, таким образом приученный держать чашку, легко будет делать это сам, как только наберется сил, и даже с недоумением воспримет попытку помочь ему в столь элементарном акте.

Главное условие предупреждения детской лени никогда не делать за ребенка того, что он в состоянии делать сам. Даже в раннем детстве. Ребенок уронил игрушку - пусть сам поднимет. Никак не может поднять, не слушаются пальчики? Это вовсе не значит, что надо такое простое действие выполнить за него. Лучше покажите, как удобнее взять игрушку. И не забудьте похвалить за успех.

Ребенок должен научиться прежде всего обслуживать себя: разбирать и застилать постель, умываться и чистить зубы, одеваться, зашнуровывать ботинки, завязывать узлы и бантики. Перед сном он должен привести в порядок свою одежду и обувь. Лучше всего, если эти действия выполняются сообща, весело, ибо воспитывают не упреки и брюзжание, а личный пример взрослых, их отношение к делу. Ребенок может и должен поддерживать порядок в своем уголке, своей комнате. Важно, чтобы у него было собственное рабочее место, уголок для игр. Ведь кроме обязанностей у растущего человека должны быть и определенные права. В своем уголке он полновластный хозяин, на своем рабочем месте он может лепить, вырезать, выпиливать, шить.

В воспитании трудолюбия важно не упустить один ответственный момент. В три-четыре года малыши буквально рвутся к самостоятельности: "Я сам! Хочу сам сделать!" Тут родителям следует набраться терпения. Дайте ребенку возможность делать его дела самому, развивать и совершенствовать движения, учиться преодолевать препятствия. Пусть вначале все идет вкривь и вкось. Не подстраховывайте каждое движение, берегите нервы свои и малыша. Лучше на это время уйдите в другую комнату и займитесь чем-то иным. Чтобы научиться что-либо делать, надо прежде всего делать! И пусть малыш пыхтит, но делает. Научится, да так, что станет со временем делать лучше вас.

Но не только самообслуживанием и играми следует ограничивать круг обязанностей растущего человека. Дети вполне могут многое делать по дому, а если есть сад или садовый участок, то многие работы там можно выполнять вместе с детьми. Работая, дети приучаются ценить плоды своего и чужого труда.

В воспитании трудолюбия важно не переусердствовать. Лень может развиться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Убедившись в том, что с работой ему все равно не справиться, ребенок стремится избежать ее или делает кое-как. То же самое бывает и тогда, когда дело ребенку по силам, но цель не ясна.

Конечно, роль родителей заключается в том, чтобы научить, поддержать и помочь. Первые шаги всегда делаются с опорой. Но жизненный путь долог, и пройти его человек должен сам. Так поможем ему научиться твердо стоять на своих ногах.

Источник: Сергей Степанов. Отрывок из книги "Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети. Грамматика отношений" (издательство Дрофа-Плюс, 2006 г.)
коша   2007-11-26 23:11:11
хорошо
всем, всем привет
- Выбор безопасного детского оборудования elka (1 сбщ)
elka   2007-11-26 21:50:57
Выбор безопасного детского оборудования
Выбирая игрушку, детскую мебель или другое оборудование, руководствуйтесь соображениями безопасности.

Безопасность детской кроватки

Травмы младенцев, связанные с детскими кроватками, прочно занимают одно из первых мест. Вот несколько советов, которые помогут вам выбрать надежную кроватку для ребенка.

Покупайте кроватку с ярлыком, удостоверяющим, что она соответствует необходимым стандартам.
Убедитесь, что в состав краски, которой покрыта кроватка, не входит свинец. Кроватки, изготовленные до 1978 г. (когда было запрещено использовать для детской мебели краски, содержащие свинец), могли быть несколько раз перекрашены содержащей свинец краской.
Если ребенок любит сосать или грызть перильца кроватки, покройте их нетоксичным пластиком.
Опускающиеся борта кроватки должны быть снабжены замыкающими устройствами, которые нельзя открыть изнутри.
Расстояние между планками кроватки не должно превышать 6 см, чтобы между ними не застряла голова ребенка.
Проведите руками по всем деревянным поверхностям кроватки, чтобы убедиться, что у малыша не будет занозы.
Не приобретайте кроваток с излишне декорированными столбиками, со щелями. Известны случаи, когда дети задыхались, просовывая в них голову. Различные декоративные детали (например, набалдашники), лучше отпилить, чтобы малыш не смог зацепиться за них одеждой.
Проверьте, не образуются ли в местах крепления деталей кроватки острые концы, дырки или трещины, - в них могут застревать пальцы ребенка.
Регулярно проверяйте, хорошо ли укреплен матрас, нажимая на него сверху и снизу. Если крюки, которыми он крепится к основанию кроватки, ослабли, их нужно заменить или починить.
Не используйте старые или подержанные матрасы, размеры которых не соответствуют размерам кроватки. Сдвиньте матрас с одной из боковых сторон кроватки - образовавшийся зазор не должен превышать 4 см; если проходят два ваших пальца и еще остается много места, значит, матрас слишком мал.
Запомните, что чем ровнее матрас, тем он безопаснее.
Убедитесь, что резиновая прокладка плотно прилегает к основанию кроватки по всему периметру и надежно закреплена. Чтобы ребенок не жевал лямки матраса и не запутывался в них, убавьте их длину. Как только малыш начнет подтягиваться на перилах кроватки, уберите из нее игрушки и другие предметы, вскарабкавшись на которые ребенок может вылезти из кроватки.
Проверьте, нет ли у игрушек и на обшивке кроватки бечевок длиной более 20 см.
Если ваш малыш предрасположен к аллергии, уберите из его кроватки игрушки с длинным ворсом. В них скапливается пыль, вызывающая аллергию.
Поставьте кроватку в безопасном месте. Она не должна находиться вблизи от окон и шнуров для задергивания штор, а также от мебели, которую ребенок может использовать, чтобы вылезти из кроватки. Попытайтесь представить себе, какие опасности могут подстерегать малыша, выбирающегося из кроватки. Ставьте ее так, чтобы ребенок не смог упасть на какой-либо острый предмет или застрять между кроваткой и стеной или мебелью.
Если детская кроватка ребенка стоит не в вашей спальне, а в другой комнате, приобретите систему внутренней связи - это хорошее средство для сохранения безопасности в доме.
Список предметов, рекомендуемых для обеспечения безопасности малыша

креслице для машины
замки безопасности для мебели и дверей
беспроволочный телефон
предохранительные вставки для электрических розеток
прокладки для углов стола, каминный экран
трубка для проверки размеров мелких предметов
нескользящие коврики
покрытия для дверных ручек
коврики на дно ванны
задвижки безопасности
замочные устройства для стульчака в туалете
поручень, подходящий по размерам для взрослого матраса
домашнее переговорное устройство или детский монитор
сетка для балкона и окон
наклейки для обозначения комнаты ребенка
предохранительные металлические решетки
резиновое ленточное покрытие для лестницы
пижама из медленно воспламеняющейся ткани
огнетушитель
детекторы дыма
По материалам книги: "Ваш ребенок", авторы: Уильям и Марта Серз

 


Всего тем: 4
© Copyright 2009 - коллективное творчество народа с MAYBE.RU - все права защищены.