Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Иван Северьяныч  

Дата создания поста: 25 июля 2015, 00:00

Запретная любовь

Как граф Шереметев взял в жены крепостную певицу.
9 июля 1751 года родился граф Николай Шереметев почитатель искусств,
меценат, основатель лучшего частного театра России, и один из первых
людей, посмевших дать вольную крепостным и жениться на одной из них -
певице Прасковье Жемчуговой.


"Всё не как у людей"

Дом
графа Николая Шереметева никак не походил на обычную дворянскую усадьбу
XVIII века. Ещё при жизни своего батюшки Петра Борисовича,
обер-камергера Императорского двора при Петре III и Екатерине II,
основателя собственного крепостного театра здесь были заведены такие
порядки, от которых блюстители аристократизма пребывали в наивысшем
возмущении.

Крепостные сытно ели те же кушанья, что и хозяева,
имели здоровый и цветущий вид, а, заболев, всегда могли рассчитывать на
помощь лучшего в округе доктора и никогда не страдали от побоев и
лишений. Домашний театр, который создал отец Николая, по праву считался
лучшим частным театром империи, так как здесь не жалели денег и были
крайне преданы своему делу все участники творческого процесса.

Всякому
таланту и умению здесь находили предназначение: шла ли речь о создании
декораций и работе над качеством акустики, о пошиве костюмов или
обучении крепостных девиц изящной поступи всё здесь ладилось и шло
ровным ходом. Актёры театра Шереметева не знали горя, и были для своего
положения на редкость образованными людьми, где ими не помыкали, а
относились как к равным. Именно такую обстановку и застал дома Николай
Шереметев, который вернулся из заграничного путешествия и решил
обустроить в имении всё на европейский лад.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1801-1803

Жемчужина дома Шереметевых.Первым делом пышущий идеями
молодой человек взялся за перестройку театра, задумав сделать его ещё
больше и роскошным, чем предыдущий. Следя за строительными работами, он и
познакомился с Прасковьей Ковалёвой талантливой девочкой, которую
из-за чудесного, почти ангельского голоса, отдали на воспитание в
усадьбу Шереметьевых. Когда Николай впервые услышал её голос, то был так
впечатлён, что даже оставил запись в своём дневнике: "Если бы ангел
сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее
поражен".

11-летняя девочка дебютировала в театре Шереметевых в
опере Гретери "Опыт дружбы". Её манера исполнения, непринуждённая манера
держаться, удивительной красоты глаза и стать, покорили знатных
зрителей, съехавшихся на спектакль, и уже на следующих постановках
маленькая Параша, как называли её друзья, не появлялась ни под каким
иным именем, кроме как Прасковья Жемчугова. Такой псевдоним появился
оттого, что во-первых, Шереметев-младший любил оригинальничать и давал
актёрам своего театра фамилии по названиям драгоценных камней, а
во-вторых, как гласит легенда, Жемчуговой Прасковья появилась в тот
день, когда у пруда близ усадьбы была найдена маленькая жемчужина, что
было воспринято как своеобразный знак. П. И. Жемчугова - в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри). Автор
акварельного портрета (1793-1797) Ш. де Шамиссо. Хранится в собрании
Гос. Эрмитажа.


Императорский бриллиант

Когда новый театр был
построен, старший Шереметев приурочил его открытие к визиту Екатерины II
в усадьбу. Этот вечер стал прорывом для молодой певицы. Её сопрано
разносилось по саду, находило золотым облаком на сидевших в роскошных
креслах гостей и вызывало слёзы даже у самых стойких зрителей. В роли
храброй Элианы в опере "Самнитские браки" Жемчугова была настолько
изящна, неповторима, и талантлива, что Екатерина II пожаловала ей
перстень с бриллиантом со своей руки, отметив этим жестом безусловное
дарование певицы.

Сладкая жизнь продолжалась ещё ровно год. В
1788 году Петр Шереметев умирает, и поместье и крепостные отходят по
наследству к Николаю. Глубоко раненый уходом отца, он впадает в сплин,
начинает всё чаще запираться в одиночестве за бутылкой вина и теряет
всякий интерес к театру. К жизни его возродила Прасковья, которая пришла
к нему от имени труппы и... осталась навсегда: Николай искренне
полюбил девушку.

"Я питал к ней чувствования самые нежные, самые
страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ее: и нашел
украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство,
верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее
Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо
они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки", - писал он.

Шереметев
покинул имение Кусково и переехал в новое Останкино, где в домашнем
театре Прасковья продолжала блистать в главных ролях, заслуживая
всеобщий почёт, зависть и пересуды со стороны дворянства. На тот момент
ни для кого не было секретом то, что негласно она является женой графа.
Шереметев, впрочем, и не думал таиться. Он знал, что в глазах общества
эта связь выглядит непристойно, однако его это мало интересовало.

В
1797 году Павел I, при котором популярность Николая Шереметева не
упала, хотя это случалось со многими после смерти Екатерины, дал ему
звание обер-гофмаршала и потребовал личного присутствия в Петербурге.
Шереметев в столицу поехал, но взял с собой в столицу лучшую часть
труппы, среди которых, конечно, была и Жемчугову.

Прерванная песня

В сыром петербургском климате, с
бесконечными перепадами температуры, отсутствием солнца и зелени, у
29-летней Прасковьи обострился зародившийся ещё в имении Шереметева
туберкулёз. И если бы только одна болезнь обрушилась на неё ударом!
Судьбе словно этого показалось мало, и она лишила Прасковью голоса,
из-за чего та была вынуждена навсегда покинуть сцену.

Удар был
сильнейшим. Отдавая всю себя искусству, одним только голосом передавая
сложнейшую палитру человеческих эмоций и чувств, Прасковья впала в
уныние и стала гаснуть день ото дня. Спас её Николай, который бережно
заботился о ней, лечил болезнь и беспрестанно подбадривал.

В
следующем году сливки общества Петербурга были потрясены скандальным
известим: граф Шереметев дал вольную актрисе и её семье. Однако это не
шло ни в какое сравнение с тем, что в 1801 году он женился на
Жемчуговой, о чём, правда, благодаря строжайшей секретности, узнали не
сразу: на церемонии бракосочетания присутствовали только три человека. В 1801 году граф женился на Прасковье Жемчуговой.
Прощание с музой

Петербургская знать была оскорблена до
глубины души поступком графа, однако ему всё было нипочём: он
воссоединился с любимой и мог теперь жить открыто. Два последующих года
их семейные будни ничем не были омрачены. Они вели тихую жизнь в своём
имении, редко выезжали в свет, а в 1803 году случилось великое счастье:
граф узнал, что Прасковья ждёт ребёнка. Радость будущего отцовства
омрачало одно: ослабленный долгой болезнью организм Прасковьи тяжело
переносил беременность, и когда сын Дмитрий появился на свет, доктора
уже ничем не могли помочь. Любимой жене графа не суждено было
излечиться: она не выходила из состояния бреда и только, когда к двери
её комнаты подносили ребёнка, она затихала и ненадолго успокаивалась.

В
отчаянии Николай созывал лучших врачей, метался по комнатам и молился о
выздоровлении Прасковьи, однако когда стало ясно, что дни её сочтены,
он решился открыть тайну своего брака и написал письмо Александру I, в
котором умолял о прощении и просил признать сына законнорождённым.
Император своё согласие дал.

Через несколько дней Прасковья
умерла. Убитый горем граф искал утешения в своём сыне, в чертах которого
видел жену, её ясные глаза, красивый изгиб губ. Следуя воле покойной,
все свои силы и деньги он отныне употребил на дела благотворительности,
основав в Петербурге Невскую богадельню и оказывая помощь малоимущим. К
работе с театром он больше не возвращался: пока жива была Прасковья, они
вместе трудились над спектаклями, советовались друг с другом, однако
уход его музы и главной любви, подорвал душевные силы, и граф находил
успокоение только в воспитании сына и помощи бедным.

Николай
Шереметев пережил супругу на шесть лет, а умирая, вспоминал Прасковью и
её чудесный голос, который звонкими колокольчиком впервые зазвучал в его
жизни, когда он был ещё наивным юношей, страстно любившим музыку и
затеявшим лучший театр во всей России.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩