Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: petrovich  

Дата создания поста: 26 апреля 2016, 20:26

Ю. А. Гагарин - сын Земли и звёзд

Саратовский индустриальный техникум. Аэроклуб
Учиться в Саратов приехали даже мастера, стремившиеся получить среднее техническое образование. Среди них несколько коммунистов, орденоносцев - участников Великой Отечественной войны из разных городов Советского Союза. Они были уже женатыми людьми, имели детей. Их привела сюда жажда знаний, стремление приносить как можно больше пользы стране. Все прибывшие в техникум волновались: как пройдут экзамены? А друзьям экзамены сдавать не надо, так как у них отличные оценки за семь классов. Единственное, что потребовалось, - сдать производственную практику (сделать пробы), и они, формовщики-литейщики 5-го разряда, успешно её сдали. В августе 1951 года Юрий был зачислен в группу Л-11.

На первых порах учёба взрослым давалась с трудом. Люди, отвыкшие от школьной парты, хватали двойки. Особенно неважно было у многих студентов с математикой. У "неразлучных москвичей" - так их звали в техникуме - учёба ладилась, всё было ещё свежо в памяти. Юра с друзьями любили математику, понимали, что в век атома без неё не прожить. К ребятам часто обращались за помощью, и они охотно помогали товарищам разобраться в неясных вопросах. Двойки постепенно исчезали, их заменили тройки, а потом и их почти не стало. В свободное время студенты много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Юрий ещё в ремесленном училище пристрастился к этой игре. Их команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов. Техникум был для Юрия школой не только знаний, но и замечательной школой жизни. В комнате общежития кроме Юрия находилось ещё четырнадцать ребят. Жили дружно, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Вечерами ребята нередко играли в шахматы, даже турниры организовывали. Но Юрий в них не участвовал, ему по душе больше были подвижные игры.

Стипендию получали небольшую - 50 рублей в месяц на первом курсе и 100 рублей - на последнем, поэтому приходилось строго рассчитывать свои расходы. Однако Юрий с друзьями находили возможность, чтобы ходить в театр, в кино. В Саратове был хороший оперный театр, и Юрий познакомился с произведениями Чайковского, Глинки, Визе. В кино бывал чаще. Обычно ходили компанией, ведь в техникуме учились и девушки. После каждого фильма обязательно обменивались мнениями, спорили. Юрию очень нравился фильм "Повесть о настоящем человеке", экранизированный по книге Бориса Полевого. Часто в мыслях Юрий представлял себе, как бы он поступал, если бы попал в такой же переплёт, как Алексей Маресьев. Ему хотелось встретиться с ним, пожать его мужественную руку.

Квалификация преподавателей техникума была очень высока. Чувствовалось, что они любят свой предмет, свою работу и умеют всё очень доходчиво объяснить. Одним из любимых предметов Гагарина в техникуме, как и раньше в школе, была физика. Преподаватель Николай Иванович Москвин, высокообразованный, чуткий, уже пожилой человек, свои лекции читал интересно, образно, увлекательно. Тем, кто не знал предмет, он беспощадно ставил двойки, а затем требовал их исправления. Николай Иванович часто повторял: "Техник не может не знать физики; земной шар вращается по законам физики". Москвин организовал физический кружок, участники которого выступали с докладами. Были доклады о законах Ньютона, механике. Николай Иванович поручил Юрию Гагарину сделать сообщение по работе русского учёного П. Н. Лебедева о световом давлении. Доклад понравился. И тогда Николай Иванович поручил Юрию сделать доклад о К. Э. Циолковском, его учении о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях.

Юрию пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Константина Эдуардовича и все имевшиеся в библиотеке книги, связанные с этим вопросом. Гагарин вспоминает: "Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Всё сказанное учёным подтверждалось наукой и его собственными опытами. К. Э. Циолковский писал, что за эрой винтовых самолётов придёт эра реактивных самолётов. И они уже летали в нашем небе. К. Э. Циолковский писал о ракетах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, всё предвиденное гением К. Э. Циолковского сбывалось. Должна была свершиться и его мечта о полёте человека в космические просторы. Свой доклад я закончил словами Константина Эдуардовича:

- Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство.

Прочёл и почувствовал, как сердце моё дрогнуло и забилось сильнее. Все члены нашего кружка были поражены силой и глубиной мысли учёного. И, может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, - неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя.
Я становлюсь лётчиком".

Юрий был не только любознательным, но и упрямым. Вскоре он стал любимцем преподавателей. Педантичный, скупой на похвалу Николай Иванович обращался с докладной к директору техникума: "Учащийся группы Л-11 Гагарин в течение 1951/52 -1952/53 учебных годов состоял председателем физико-технического кружка, за эти два года сделал три доклада и со знанием дела организовывал занятия кружка... За указанную работу прошу вынести от лица дирекции ему благодарность с занесением в его личное дело".

Годы учёбы летели незаметно и были до предела заполнены разнообразными занятиями. Кроме учёбы и производственной практики много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Но стоило Юрию услышать гул пролетающего самолёта, встретить лётчика на улице, как душа его сразу замирала. Гагарин знал, что в Саратове есть аэроклуб, о котором шла добрая слава. Но чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование.

И вдруг осенью 1954 года стало известно, что в аэроклуб принимают студентов четвёртых курсов техникумов.
Юрий с друзьями прошли все комиссии и были зачислены на отделение пилотов. Сначала теория полёта, знакомство с устройством самолёта и авиационного двигателя. На первых порах его даже разочаровали эти скучные занятия. Ему представлялось, что он сразу попадёт на аэродром и станет летать. А тут всё те же классы, задачи у доски да учебники. Дорога к самолётам оказалась куда длиннее, чем представлял себе Юрий.

Их лётчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов окончил Борисоглебское училище военных лётчиков и гордился тем, что в своё время там учился Валерий Чкалов (Чкалов Валерий Павлович (20 января 1904 года, с. Василёво, ныне г. Чкаловск, - 15 декабря 1938 года, Москва) - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Погиб при испытании нового истребителя.).

Очень напряжёнными были первые месяцы 1955 года. Приходилось днём заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе. И вот настало время преддипломной практики. Юрия сначала послали в Москву на завод имени Войкова, а затем в Ленинград на завод "Вулкан".

Вернувшись с практики, приступил к дипломной работе. Гагарину досталась довольно сложная тема - разработка литейного цеха крупносерийного производства на 9 тысяч тонн литья в год. Кроме того, нужно было разработать технологию изготовления деталей и методику производственного обучения в ремес
ленном училище по изготовлению этих деталей. Дипломная работа требовала множества чертежей. И Гагарин не раз добрым словом вспомнил люберецкого преподавателя, привившего ему вкус к чертёжному делу. Постепенно дипломный проект приобретал нужные очертания, пополнялся всё новыми и новыми соображениями.Работая над дипломом, Юрий старался не пропускать занятий в аэроклубе. Уже закончилось изучение теории, начал сдавать экзамены. Уставал смертельно и, едва добравшись до койки, засыпал моментально, без сновидений. Очень хотелось поскорее начать учебные полёты. Ведь Юрий ни разу, даже в качестве пассажира, не поднимался в воздух. Иногда одолевали сомнения, а вдруг не получится?
Прежде чем начать учебные полёты, полагалось совершить хотя бы один прыжок с парашютом. Дважды ночами курсантов вывозили на аэродром, но им не везло - не было подходящей погоды. Невыспавшиеся, переволновавшиеся, возвращались курсанты в техникум и садились за дипломные работы. В третью ночь на аэродром поехали и девушки - студентки саратовского техникума. Им тоже надо прыгать. Стоят бледные, растерянные. Юрий подумал: "Неужели и у меня такой вид?" Девушки подшучивают: "А ты почему такой спокойный? Наверное, уже не раз прыгал?" -"Нет,- отвечаю,- впервые..." Вот это качество Гагарина - умение сохранять спокойствие в самой сложной ситуации - возможно, и стало решающим при выборе космонавта 1.
Обрадовался, когда Дмитрий Павлович выкрикнул: - Гагарин! К самолёту...
У Юрия аж дух захватило. Как-никак, это был его первый полёт, который надо было закончить прыжком с парашютом. Взлетели, и вскоре самолёт "ПО-2" поднялся на заданную высоту. Инструктор знаками показывает, что нужно вылезать на крыло. Выбравшись из кабины, Юрий встал на плоскость и крепко уцепился обеими руками за бортик кабины. На землю взглянуть страшно. Жутковато... А инструктор уже даёт команду "пошёл". Юрий оттолкнулся от борта самолёта, как учили, и ринулся вниз. Дёрнул за кольцо, а парашют не раскрывается. Воздух забивает дыхание. Рука невольно потянулась к кольцу запасного парашюта. И вдруг - сильный рывок... И тишина... Парашют раскрылся вовремя, просто Юрий слишком рано подумал о запасном. Так авиация преподала ему первый урок: находясь в воздухе, не сомневайся в технике, не принимай скоропалительные решения.
Когда прыжки кончились, Дмитрий Павлович предложил полетать на самолёте "Як-18" и стал показывать фигуры высшего пилотажа, а потом Юрий и сам управлял самолётом в присутствии инструктора. И вот наступил день, когда Юрий один, без инструктора, должен был совершить полёт на самолёте "Як-18". Он вырулил самолёт на линию старта, дал газ. Машина плавно оторвалась от земли. Его охватило трудно передаваемое чувство небывалого восторга. Сделал круг над аэродромом, рассчитал посадку и приземлил самолёт возле посадочного знака. Сел точно в ограничители.
Инструктор похвалил его, а на следующий день о Юрии написали в газете "Заря молодёжи". Там было всего несколько строк о полёте и названы его имя и фамилия, помещена фотография в кабине самолёта. Первая похвала в печати многое значит в жизни человека. Юрию было очень приятно видеть своё имя напечатанным в газете, и в то же время как-то неловко, что из всех товарищей почему-то написали именно о нём. Он послал этот экземпляр газеты домой, в Гжатск. Мама в ответном письме написала:
"Мы гордимся, сынок... Но ты, смотри, не зазнавайся..."
И вот этот наказ мамы он пронёс через всю свою жизнь!
В июне 1955 года он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а в октябре - саратовский аэроклуб. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты.



Было изменено: 20:29 26/04/2016.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩