Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Иван Северьяныч  

Дата создания поста: 19 октября 2016, 00:17

"Желтая" скрепа империи

Сегодня в России нет отбоя от любителей поговорить на темы
традиционных семейных ценностей, которые будто бы очень сильно
почитались в Российской империи. Гораздо меньше вспоминают о том, что в
Российской империи была официально разрешена проституция, и промысел
"ночных бабочек" был поставлен под полный контроль властей.






Справедливости ради стоит отметить, что проституцию в России
легализовали вовсе не из-за особой извращенности или неожиданного
либерализма властей. Просто император Николай I понял, что наказаниями и
запретительными мерами бороться со второй древнейшей профессией
совершенно бесполезно. Первым же начал бороться с проституцией еще сам
император Петр Великий, который, вернувшись из Амстердама, тут же
запретил открывать публичные дома рядом с казармами полков - во
избежания массовых случаев заражения "нехорошими" инфекциями (сифилис
вот главный враг русского солдата!). Гулящих же девок, пойманных с
солдатами, император призывал безжалостно ссылать на принудительные
работы. Екатерина II в своем "Уставе о благочинии", принятом в 1782
году, постановила сутенеров и устроителей публичных домов наказывать
заключением в смирительный дом на срок от двух недель до полгода. Ее сын
Павел I приказал ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в
Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, "дабы
отличаться от других дам".



Но все жестокости были бесполезны: проституция все равно цвела в России
пышным цветом, а венерические болезни были главной заботой всех военных
лекарей. И тогда Николай I специальным указом легализовал проституцию,
установив за ней строгий врачебно-полицейский надзор. Проституток,
женщин старше 16 лет, ставили на учет во врачебно-полицейских комитетах,
отбирали у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства "желтые
билеты".



Сегодня "Историческая правда" предлагает читателю ознакомиться с таким "удостоверением".


В "Правилах для содержательниц домов терпимости" были установлены
возрастные ограничения как для самих проституток только с 16 лет, так и
для содержательниц публичных домов с 35 лет, а также регламентировано
место размещения борделей не ближе чем 150 саженей - то есть, около
300 метров - от церквей, училищ и школ.


В конце "Паспорта" шли отметки о посещении врача.



Еще один вариант "желтого билета"



И еще один вариант "желтого билета" - со специальной маркой об уплате пошлины.



Развитие института проституции в России шло что по классической схеме.
Существовал слой элитных проституток из высшего слоев общества в
обиходе этих женщин в Петербурге называли "камелиями" по ассоциации с
романом А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Известно, что "камелии" вели
такую же жизнь, как и аристократы, в обществе которых вращались эти
дамы. "Встают они поздно, - отмечал в 1868 году анонимный автор "Очерка
проституции в Петербурге", - катаются по Невскому в каретах и наконец
выставляют себя напоказ во французском театре".



Был институт женщин из публичных домов согласно статистике,. в 1901
году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых
работало свыше 15 000 женщин.


Прейскурант одного из домов терпимости.



Наконец, были одиночные "жрицы любви" - т. н. "билетные проститутки" -
самый многочисленный контингент продажных женщин. в 1901 году их, по
разным оценкам, насчитывалось от 20 до 40 тысяч человек. Большая часть
их была сосредоточена в крупных городах: так, на 1000 жителей Петербурга
приходилось более 3 проституток, а на 1000 москвичей - уже 15 публичных
девиц.



Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок
(около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав "жриц
любви" уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных
мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).

Фото "билетных" российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода.






Кроме того, существовала и любительская - "безбилетная" - проституция.
Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные
кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями - например, знаменитый
"Яръ" в Петербурге. Все знали, что артисток за определенную сумму можно
ангажировать на вечер.



Были любительницы, которые продавали себя через объявления в газетах.
Наконец, огромную конкуренцию "билетным" девицам составляли обычные
деревенские крестьянки, не желавшие вставать на учет в полиции. К
Примеру, полиция в Нижнем Новгороде каждый год отлавливала до тысячи
неучтенных куртизанок крестьянского происхождения, которые приезжали
специально на Нижегородскую ярмарку - обслуживать богатых купцов.

"Безбилетные" проститутки, пойманные полицией Нижнего Новгорода на
знаменитой ярмарке. Все эти "ночные феи" оказались крестьянками из
соседних деревень.




По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин,
толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы:
нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы.
Горький, Куприн, Андреев и многие другие писатели не раз отражали их
жизнь, порою не без романтизма (особенно Горький). Но романтизм был
специального, русского кроя - и здесь опять приходится вспомнить В. П.
Безобразова, заметившего: "Надо признаться, что русский народ никак не
умеет облагораживать разврат, как его этому ни учат в Париже и в
Петербурге".
Источник
"Историческая правда"

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩