Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Иван Северьяныч  

Дата создания поста: 21 ноября 2016, 22:04

Русские художники которые сошли с ума..

О том, что психическими расстройствами страдали Ван
Гог и Камилла Клодель, вспоминается легко. А кому из российских
деятелей искусства был поставлен тот же печальный диагноз? Нет, это не
Кандинский или Филонов, гипнотизирующие своей живописью, а художники,
чьи полотна подчас были вполне реалистичны. Изучаем вместе с Софьей
Багдасаровой.

МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ ТИХОНОВ

Крепостной князя Голицына, благодаря художественным способностям
попавший на учебу в Академию художеств. Получил вольную и в 1817 году
принял участие в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе
"Камчатка", во время которой рисовал алеутов, аляскинцев и камчадалов.

Где-то
на Филиппинах бывший крепостной стал терять рассудок: сперва "начал
предаваться задумчивости", потом впал в ипохондрию и, наконец, совсем
сошел с ума. В 1818 году Тихонов оказался на родине, до 1822 года его
поместили в городскую психиатрическую лечебницу (причем там сумасшедшего
едва не окрутила ради его денег одна вдова). Следующие сорок лет на
государственную пенсию за больным ухаживали в семье его друга, тоже
художника: в себя он так и не пришел. Умер Тихонов от паралича,
перешагнув восьмой десяток.

МИХАИЛ ТАРАСОВИЧ МАРКОВ

Этот позабытый ныне академический живописец в 1826 году был отправлен с
младшим братом Алексеем, также художником, в пенсионерскую поездку по
Италии. Братья жили в Риме несколько лет, пока 30-летний Михаил не
заболел тяжелым психическим расстройством и, возможно, четыре года
находился в психиатрической лечебнице. Алексей ухаживал за Михаилом и на
свою академическую пенсию возил его по Европе. Но через три года тот
все-таки умер. После этого его младший брат вернулся в Россию, где
сделал отличную карьеру, в частности расписывал Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя.

ЯКОВ МАКСИМОВИЧ АНДРЕЕВИЧ

Дворянин Полтавской губернии и художник-любитель, Андреевич был членом
Общества соединенных славян и одним из самых активных декабристов. Во
время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Арестовали его в
январе следующего года, и при разборе дела выяснилось, что он призывал к
цареубийству, поднимал воинские части на восстание и так далее. Осудили
Андреевича в числе самых опасных заговорщиков, по I разряду, приговорив
к 20 годам каторжных работ. Блестящего поручика отправили в Сибирь, где
со временем он сошел с ума, и через 13 лет ссылки умер в местной
больнице - видимо, от цинги. Работ его сохранилось крайне мало.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ



Будущий автор Явления Христа народу прибыл в Италию 24-летним молодым человеком, выигравшим пенсионерскую
поездку. В этих теплых краях он остался почти на всю свою жизнь,
постоянно сопротивляясь приказам о возвращении. Больше 20 лет он упорно
писал свое полотно, жил замкнуто, вел себя мрачно.

Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Гоголь писал: "Угодно
было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух
таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его
слышать". Друзья художника защищали его, утверждали, что это
клевета. Например, граф Федор Толстой сообщал в своем рапорте, что
художник Лев Киль после приезда императора в Италию "употребил
все интриги, чтоб не допустить государя по мастерским наших художников,
а особливо Иванова не терпит и выставляет сумасшедшим мистиком и успел
уже надуть это в уши Орлова, Адлерберга и нашего посланника, с которым
до гадости подличает, как везде и у всех".

Однако поведение Иванова ясно свидетельствует, что эти слухи все-таки имели под собой почву.
Так, Александр Тургенев описал гнетущую сцену, когда вместе с Василием
Боткиным они позвали как-то художника на обед.

"-
Нет-с, нет-с, - твердил он, всё более бледнея и теряясь. - Я не пойду;
там меня отравят. Лицо Иванова приняло странное выражение,
глаза его блуждали...
Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих.
-
Вы итальянцев еще не знаете; это ужасный народ-с, и на это преловкие-с.
Возьмет да из-за бортища фрака - вот эдаким манером щепотку бросит... и
никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил".


Иванов
явно страдал манией преследования. Биограф художника Анна Цомакион
пишет, что свойственная ему и раньше мнительность постепенно разрослась
до угрожающих размеров: боясь отравы, он избегал обедать не только в
ресторанах, но и у знакомых. Иванов готовил себе сам, брал воду из
фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Частые жестокие боли в
желудке, причины которых он не знал, внушали ему уверенность в том, что
кому-то периодически удается подсыпать ему яд.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ

Бывший иконописец, которого подобрал Венецианов и научил реалистической живописи, позже поступил в Академию художеств и
получил золотую медаль. Из пенсионерской поездки в Италию он вернулся в
1843 году на грани нервного срыва, как говорят - из-за несчастной любви
к итальянке-натурщице. И на следующий год попал в петербургскую
психиатрическую больницу. Там его сумели привести в относительный
порядок. Следующие несколько лет он провел на родине, в Бежецке, а потом
снова работал в Петербурге. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

ПИМЕН НИКИТИЧ ОРЛОВ

Любители русского искусства XIX века помнят Пимена Орлова как неплохого портретиста, работавшего в манере Брюллова.
Он успешно закончил Академию художеств и выиграл пенсионерскую поездку в
Италию, куда и уехал в 1841 году. Ему неоднократно приказывали
вернуться на родину, но Орлову прекрасно жилось в Риме. В 1862 году
50-летний Орлов, к тому моменту академик портретной живописи, заболел
нервным расстройством. Русская миссия устроила его в лечебницу для
душевнобольных в Риме. Через три года он умер в Риме.

ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРОКА

Крепостной художник оказался одним из самых талантливых учеников частной школы Венецианова.
Но его владелец, в отличие от хозяев многих других венециановцев,
отказался дать Сороке свободу, заставлял его работать садовником и
ограничивал как мог. В 1861 году художник наконец получил вольную - от Александра II Освободителя,
заодно со всей страной. На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя
жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов 41-летний
художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило "за
грубости и ложные слухи" к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку
отпустили. Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как
написано в протоколе - "от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела".

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВИЧ ЧЕРНЫШЕВ

В 29 лет этот выходец из "солдатских детей" получил Большую золотую
медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Там
проявились первые симптомы его болезни, которую в XIX веке называли
размягчением мозга. Его нервное расстройство сопровождалось болезнью
глаз, ревматическими болями, ухудшением зрения и, конечно, депрессией.
Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение
его только ухудшалось. Через семь лет после отъезда он вернулся в
Россию, причем его успехи все-таки были так велики, что Чернышев получил
звание академика. Но деградация продолжалась, и в итоге его поместили в
заведение Штейна для душевнобольных, где он умер через три года после
возвращения в 39-летнем возрасте.

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ

Когда автору "Сватовства майора" и других хрестоматийных полотен
исполнилось 35 лет, его состояние духа начало стремительно ухудшаться.
Если раньше он писал сатирические картины, то теперь они стали
депрессивными, полными ощущения бессмысленности жизни. Бедность и
тяжелая работа при недостатке света привели к ухудшению зрения и частым
головным болям.

Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. Современник пишет: "Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него". Затем Федотов
придумал себе какую-то свадьбу и стал транжирить деньги, готовясь к
ней, зашел ко множеству знакомых и в каждой семье посватался. Вскоре
Академию художеств известили из полиции, что "при части содержится
сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов". Его поместили в
частное заведение для страждущих душевными болезнями венского профессора
психиатрии Лейдесдорфа, где он бился об стену головой, а лечение
заключалось в том, что его били в пять кнутов пять человек, чтобы
усмирить. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось.


Больного перевели в больницу "Всех скорбящих" на Петергофской дороге. Его друг писал, что там "он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетами и находится в положении безнадежном".
Умер Федотов в том же году от плеврита. Наш современник психиатр
Александр Шувалов предполагает, что художник страдал шизофренией с
синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими
включениями.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ

Первые симптомы болезни появились у Врубеля
в 42 года. Постепенно художник становился все более раздражительным,
буйным и многословным. В 1902 году семья уговорила его показаться
психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз "неизлечимый
прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции", что тогда
лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре Врубель
был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. В
клинике он с перерывами провел последние восемь лет жизни, за два года
до смерти полностью ослепнув. Умер он в 54 года, нарочно простудившись.

АННА СЕМЕНОВНА ГОЛУБКИНА

Самая знаменитая из женщин-скульпторов
Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с
собой из-за несчастной любви. На родину она вернулась в глубокой
депрессии, и ее сразу положили в психиатрическую клинику профессора
Корсакова. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались
приступы необъяснимой тоски. Во время революции 1905 года она бросалась
на сбрую коней казаков, пытаясь остановить разгон толпы. Ее привлекли к
суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. В 1907 году Голубкину
приговорили было к году в крепости за распространение революционной
литературы, но из-за психического состояния дело было опять прекращено. В
1915 году тяжелый приступ депрессии снова уложил ее в клинику, и
несколько лет она не могла творить из-за своего душевного состояния.
Дожила Голубкина до 63 лет.

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ МЯСОЕДОВ


Сын известного передвижника Григория Мясоедова
также стал художником. Во время Гражданской войны он воевал на стороне
белых, затем оказался в Берлине. Там он применил свои художественные
навыки для выживания - стал подделывать доллары и фунты, чему он
научился еще в армии Деникина. В 1923 году Мясоедов был арестован и
осужден на три года, в 1933 году он снова попался на
фальшивомонетничестве и сел в тюрьму на год.

В 1938 году мы
видим его уже при дворе княжества Лихтенштейн, где Мясоедов становится
придворным художником, портретирует князя и его семью, а также делает
эскизы почтовых марок. Однако в княжестве он жил и работал по фальшивому
чехословацкому паспорту на имя Евгения Зотова, что в итоге выяснилось и
привело к неприятностям. Его жена, итальянская танцовщица и циркачка,
на которой он женился еще в 1912 году, оставалась с ним все эти годы,
помогая переживать неприятности и сбывать подделки.

До этого в
Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был
связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его
умение подделывать деньги союзников). Советский Союз потребовал у
Лихтенштейна выдать коллаборационистов, однако княжество отказало. В
1953 году супруги по совету экс-командующего РНА германского вермахта
Бориса Смысловского решают переехать в Аргентину, где через три месяца
71-летний Мясоедов умирает от рака печени. Художник страдал тяжелой
формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего
периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу
"исторических кошмаров".

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ

Ученик Добужинского и Петрова -Водкина,
по легенде изображенный последним в "Купании красного коня". После
революции Калмыков жил в Оренбурге, а в 1935 году сбежал в Алма-Ату. Там
он работал театральным художником и быстро заслужил славу городского
сумасшедшего своим обликом и поведением. Он носил разноцветные штаны,
желтый сюртук (привет футуристам!) и кофту с привязанными консервными
банками. В 1962 году Калмыков оказался на пенсии, быстро обнищал, плохо
питался и через пять лет умер в 75-летнем возрасте в психиатрической
больнице от воспаления легких на фоне дистрофии.

Было изменено: 22:07 21/11/2016.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩