Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 5 февраля 2019, 20:57

Из юности: Тристаны и Изольды. вечно живы

,,,(Р. Джонсон)


Если мужчины и женщины цепляются за доминирование, за патриархальные установки и
отказываются жить в мире с внутренней фемининностью, она будет требовать дань: ... бессознательное так или иначе потребует соответствующую дань.
Эта "дань"
может принимать форму невроза, подавленного настроения, ипохондрии, навязчивых состояний, ... парализующей депрессии.
В своих сочинениях Карл Густав Юнг дает пример: Его пациентом был ученый, высочайший интеллектуал.

Этот ученый пытался исключить чувства, лишить себя эмоций и религиозной жизни. Внезапно у него возникла навязчивая идея - что он болен раком желудка.
Рака не было, но он испытывал физическую боль и ужасно от нее страдал. Эта навязчивая идея парализовала его самого и его профессиональную деятельность.


Строгий рациональный ум ученого не мог разрешить эту проблему. Он получил облегчение от своих навязчивых мыслей,
только согласившись обратить внимание на внутреннюю фемининность, на человеческие и духовные ценности, от которых он отказался много лет назад.


Такова дань Морольда, которую следует заплатить за его меч.
Если бы только мы могли научиться признавать фемининность.
Вместо этого мы пытаемся избавиться от своей нее, и делаем это неосознанно, но навязчиво: мы объедаемся и напиваемся, мы попадаем

под власть своего настроения, нас мучают головные боли.
А нам -
Нам требуется научиться гулять, когда светит солнышко, и видеть земные краски, относиться с должным уважением к своему телу, быть чуткими к музыке, и прислушиваться к собственным снам, не скрывать эмоции от людей, которых мы любим.




В этом случае мы можем обрести мир; - и мы не почувствуем у себя
на горле острие меча.

Но мы не можем этого сделать, увязнув в своих патриархальных установках...
Р. А. Джонсон. "МЫ. Глубинные аспекты романтической любви" (с)

Оттуда же: Меч и арфа

Следует уточнить, что Тристан является одновременно в двух ипостасях: в виде Эго
западного мужчины, то есть его Я, которое переживает эту историю, -
и в образе Главного Героя.

... Эго западного человека жаждет героизма. Только героический дух поднимает нас над мелким эгоцентризмом, только он заставляет
нас служить высокому идеалу, именно он вдохновляет нас на движение по эволюционному пути.
НО:
Внешняя роль героя в наше время становится все менее и менее уместной. Штурм каких-то "реальных" замков и победа над "реальными" драконами уже не помогают.


Но самая героическая задача из всех существующих может быть поставлена перед любым человеком,- Каждый из нас может заняться своим внутренним миром и решать задачу достижения целостности и полноты.

Герою требуются две вещи: меч и арфа. С этого момента вся наша история представляет собой внутреннее соперничество меча и арфы у Тристана.


Тристану нужен меч, чтобы сражаться сначала с вероломным Дюком Морганом, потом с жестоким Морольдом.


Меч символизирует жесткое, агрессивное присутствие маскулинной энергии, умение держать ситуацию под контролем, получение преимущества и победу над противником.


Образно говоря, он "пронзает" проблемы и идеи, чтобы их понять; это логическая, критическая способность мышления.


Каждому из нас требуется энергия меча.


В современной жизни необходимо уметь логически мыслить и анализировать. Иногда мы должны быть сильными и уверенными в себе.



Но
иногда не помогают ни сила, ни логика; тогда следует обратиться к арфе.
После сражения с Морольдом, когда Тристан был ранен и его меч больше не мог ему
служить, он его отложил и взял арфу.


Именно арфа сопровождала его в морском путешествии.
Арфа это лирическая, чувственная сторона, символизирующая внутреннюю фемининность.

Сила, которую Тристан получает от арфы, дает ему возможность открывать свои чувства, выражать любовь и устанавливать отношения с людьми.

Арфа символизирует силу, которая способствует развитию ценностных смыслов, утверждает истину и добро, воздает должное прекрасному.


Арфа способствует
нашему путешествию по морям бессознательного.

Чтобы быть целостной личностью, герой должен иметь оба атрибута.


Без меча арфа становится бездейственной. Но без арфы меч превращается в эгоистичную жесткую силу.
*


Мы часто слышим, как мужчина и женщина пытаются "установить истину", споря,
критикуя друг друга, рассуждая логически, находя изъяны в аргументах противоположной стороны, упорно отстаивая свои позиции.


А потом удивляются, почему все спонтанное ощущение
любви и теплоты исчезло из их близких отношений.


Такие переговоры всегда символизирует деятельность меча. Люди разговаривают на языке оружия.

Меч не может созидать и строить отношения. Он не может ничего сотворить, ничего связать воедино. Он может лишь разрубить на части целое.


Если вы хотите укрепить или построить отношения, вам следует научиться говорить на языке арфы. Вы должны поддержать другого (с)
Р. А. Джонсон. "МЫ. Глубинные аспекты романтической любви"



Как только на сцене появляется Морольд, все рассуждения и переговоры прекращаются; начинается смертельная война.


Бессознательной фемининности требуется не любое место в жизни мужчины ей нужна абсолютная власть. Она добивается того, чтобы Тристан платил дань и подчинялся ее приказам.

Здесь ТОЖЕ не может быть никакого брака, никакого синтеза: только порабощение и подавление противоположной крайностью доминирующей фемининностью.



Если мужчина сдается и платит ей дань - он теряет свою маскулинность и становится рабом своей фемининности.

Мы можем наблюдать, как это происходит с некоторыми мужчинами на отдельных этапах жизни.
Внезапно человек становится грубым, слишком эмоциональным, нерешительным.
Когда он становится рабом - своего настроения, он впадает в ипохондрию, жена должна принимать за него все решения.
*
На этом этапе нашего повествования мы сталкиваемся с великим парадоксом.


Прежде чем маскулинное Эго заключит мир со своей внутренней фемининностью, прежде чем станет возможен союз противоположностей, оно должно вступить в поединок с Морольдом.


Мужчина
прежде всего должен уметь защитить себя от дикой, неуправляемой энергии внутренней фемининности.


Он должен развить достаточно сильное маскулинное Эго, чтобы иметь возможность
разговаривать на равных с мощной внутренней фемининностью.

Многие люди на Западе, увлеченные восточными религиями и философиями, однако
недопонимающие их суть, связывают достижение своего идеала с избавлением от Эго.


Нам
следует осознать абсолютную необходимость Эго.



Оно играет жизненно важную роль в великом драматическом процессе развития сознания, установления синтеза между двумя разными центрами сознания в

пределах мирной психической вселенной.
Для решения этой задачи мужскому Эго требуется герой наподобие Тристана.


*
Ужасна игра судьбы! Правда восторжествовала над ложью. Дети спасены благодаря мужеству Тристана. Почему же тогда жестокий удар судьбы в образе отравленной пики поражает Тристана?


Отравленная пика демонстрирует нам, что не существует конечной победы над внутренней фемининностью:
в каждой победе будет присутствовать рана, нанесенная отравленной пикой.


И когда герой празднует победу, из его вен сочится его поражение.

Тристан демонстрирует нам, как следует сдаваться, выбрав нужный способ и нужный момент. Он отложил в сторону свой меч, лег в лодку без руля и без ветрил, взяв лишь свою
арфу, отдав себя на волю волн.


Бывает так, что в жизни мужчины наступает время, когда его Эго не может найти ответа.
У него недостаточно знаний, не хватает ресурсов, необходимых для разрешения безвыходной ситуации. Кого бы из жителей Корнуэльса ни спрашивал Тристан, никто не мог излечить его болезнь. В такое время мужчина может потерять над собой контроль.


Тогда ему следует вспомнить слова Тристана: "Я бы хотел предоставить себя воле моря и его случайностям... Неважно, какая это будет земля, лишь бы я мог там исцелить свои раны".


Ему следует положиться на волю своего бессознательного и плыть по его течению, пока он не найдет островок нового сознания для нового этапа своей жизни.




Одна из великих сил внутренней фемининности состоит в способности устранить и
отбросить на какое-то время контроль Эго, перестать пытаться управлять ситуацией и людьми, повернуть человека навстречу судьбе и ждать, куда его направит Вселенная.


Отбросить парус и

весла значит исключить индивидуальный контроль и предоставить себя воле Бога.



Оставить меч значит перестать пытаться понимать интеллектуально и мыслить логически, прекратить принудительные действия, предоставить возможность событиям следовать своим естественным ходом.




... Увлеченный энергией, которая намного превосходит возможность понимания Эго, лишенный возможности ориентации, Тристан все-таки достигает Ирландии. А здесь
его ждет Изольда.

... он оказался в Ирландии. Рыбаки обнаружили прибитую к берегу лодку, в которой находился герой, вытащили его на берег и
отнесли во дворец Прекрасной Изольды.


Несмотря на его болезнь и лихорадку, принцесса увидела его прекрасное сложение и догадалась о его благородном происхождении. Пока Тристан спал, Изольда и ее мать, королева-колдунья, лечили его тайными снадобьями, зельями и заговорами.


... Ирландский король объявил,
что выдаст свою дочь Изольду замуж за рыцаря, который одолеет страшного дракона. Услышав это, Тристан, не теряя времени, облачился в доспехи, оседлал своего жеребца и отправился на схватку с драконом.
... Изольда нашла израненного и отравленного драконьим ядом Тристана рядом с
дымящимся трупом чудовища. И снова она вылечила Тристана целебным зельем, спасла его, когда он был на волосок от смерти.

Однажды Изольда вместе с придворными дамами приготовила Тристану горячую ванну
из целительных трав. Пока Тристан сидел, погруженный в целебный раствор, они стали начищать до блеска его доспехи, смывать с меча кровь дракона и оказывать другие услуги, подобающие гостеприимным хозяевам. Вдруг ее взгляд упал на зазубрину на лезвии меча. Все поплыло у нее перед глазами, ее затрясло. Она бросилась в свои покои и достала кусочек стали, который вынула из головы своего дяди, Морольда, и сохранила как святую реликвию.


Изольда совместила этот кусочек с зазубриной на мече Тристана, и они полностью совпали. Не в силах сдерживаться, она закричала: "Так ты тот самый Тристан, убийца моего дяди!" и занесла над его головой его же меч, намереваясь поразить его насмерть. Но Тристан спокойно заговорил,
обращаясь к Изольде, и та, разрываясь между любовным желанием и клятвой отомстить за смерть дяди, остановилась и стала его слушать:
"Послушай, королевская дочь... однажды две ласточки, прилетев в замок Тинтажель,
принесли туда твой золотой волос. Я думал, что они явились возвестить мне мир и любовь, поэтому отправился искать тебя за моря. Вот почему я не боялся чудовища и его яда. Взгляни на этот волос, вшитый в золотые нити моей одежды: все нити потускнели, только он сияет попрежнему".

Услышав такие слова, Изольда опустила меч. Она взглянула на его одежду и увидела свой золотой волос, вшитый в нее. Она долго молчала. Потом поцеловала его в уста в знак мира.
Спустя несколько дней Тристан предстал перед ирландским королем и всеми ирландскими лордами, открыл, кто он такой, и принес богатые дары от короля Марка. Он сказал им, что убил дракона, чтобы расплатиться за пролитую кровь Морольда. Тристан предложил Изольде стать невестой короля Марка и королевой Корнуэльса в знак вечного союза и мира.

Но Прекрасная Изольда содрогалась и сгорала от стыда и печали. Добыв ее, Тристан, пренебрег ею; чудесная сказка о золотом волосе была лишь обманом, и он отдаст ее другому. Так из любви к королю Марку хитростью и силой Тристан добился королевы с золотыми волосами.

Он прибыл в Ирландию, чтобы похитить ее... Он хитростью разлучил ее с матерью, оторвал от родной земли и не удостоил чести сохранить для себя самого, а везет ее по морю как свою добычу во вражескую страну.
У Изольды было средство из трав, цветов и корней, положила их в вино и прочла над этим напитком магическое заклинание, придав ему волшебную силу. Она состояла в следующем:
мужчина и женщина, которые выпьют его вместе, будут любить друг друга всеми своими чувствами и всеми помыслами, но по истечении трех лет зелье утратит свою силу. Королева тайно дала кувшин с любовным зельем служанке Изольды Бранжьене и велела ей отдать его только
королю Марку и Изольде в их первую брачную ночь, когда они останутся одни.


Но постепенно ветер стих, паруса повисли вдоль мачт, и
корабль бросил якорь у маленького островка. Все спустились на берег, оставив на корабле лишьТристана, Изольду и девочку-служанку.

Когда поднялось солнце и наступила сильная жара, Тристана и Изольду стала мучить
жажда, и они попросили напиться. Девочка стала искать какой-нибудь напиток и, найдя в потайном месте кувшин с холодным вином, поставила его перед ними. Они выпили все зелье большими глотками.
Несколько часов спустя служанка Бранжьена заметила, что Тристан и Изольда все еще
сидят вместе, глядя друг другу в глаза, взволнованные и очарованные друг другом. Она увидела стоящий перед ними кувшин и похолодела от страха, ибо это был сосуд, в котором хранилось любовное зелье.
Два дня любовный напиток растекался по всему телу Тристана. Он страдал от мук любви, то раздираемый колючими шипами, то окруженный сладкими благоуханными цветами, и всегда перед его глазами вставал образ Изольды.


Наконец, на третий день он отправился на палубу,
к ее шатру.
-Входите, мой господин, сказала она.
- Но почему вы называете меня своим господином? т - спросил он. Напротив, это вы
моя королева.
- Нет, ответила она, ибо я, хотя и против своей воли, воистину стала вашей рабой.
Зачем вы только пришли в нашу страну! Почему я не позволила вам умереть и вылечила вас!
Но тогда я не знала того, что знаю теперь.

Тристан посмотрел на нее так, словно у него наступило озарение.
- Изольда,- прошептал он, - чего ты не знала? Что терзает тебя?
- Любовь к тебе, - ответила она.
Тогда он коснулся устами ее уст и прижал ее крепко к себе. ... на этом пути нет возврата. Сила любви уже влечет вас друг к другу,
и никогда с этих пор вы не познаете радости, не познав боли... по моей вине из этого кубка вы испили не только одну любовь, но страшную смесь любви и смерти".

Но Тристан держал в объятиях Изольду, и желание, которое не испытывал ни один смертный, переполняло их обоих. Он сказал: "Что же, пусть придет смерть!"

Едва он промолвил эти слова, подул свежий ветер, наполнив паруса, и корабль по бушующим волнам помчался вперед.


Навстречу смерти...

5. Глоток вина
Тристан и Изольда выпивают любовное зелье, и в этот момент в нашу жизнь навсегда
входит романтическая любовь, так как Тристан житель Запада и его жизнь включает в себя общее для всех нас переживание романтической любви.




Восторг героя порожден вином и обусловлен историческим моментом почти 1000летней давности, когда в нашей культуре возник культ романтизма и началась медленная эволюция, сформировавшая наше современное отношение к любви.

... Это вино очень сильное и мгновенно бьет в голову, его необходимо пробовать осторожно. Поэтому мы здесь остановимся и попытаемся прояснить, что мы имеем в виду, когда говорим о "романтической любви".

В нашей культуре люди пользуются выражением "романтическая любовь" для обозначения любого взаимного влечения мужчины и женщины, практически не замечая никаких различий.


Говорят "У них роман", хотя фактически их отношения могут быть отнюдь не романтическими.
Они просто могут иметь в своем основании любовь, которая абсолютно отличается от романа.
Мы настолько охвачены верой в то, что романтическая любовь
это "истинная любовь", что используем это понятие там, где вообще нет никакой связи с
романтической любовью. Мы считаем, что если есть любовь, значит, должен быть "роман", а если есть "роман", значит, это любовь.



Мы перестали осознавать, что такое любовь, что такое роман и какая
разница между ними. Мы... получили результат, опустошающий нашу жизнь и наши отношения.
... мы видели пары, начинавшие свои отношения с романтического
всплеска, который постепенно сменился взаимным принятием друг друга как обычных людей.Они отказались от своих взаимных ожиданий совершенства другого и построили человеческие отношения, исключающие постоянное ожидание романтического восторга.



Нам очень трудно представить, что после окончания романа может существовать какая-то любовь, по крайней мере, если речь идет о жизнеспособной любви.


Однако очень часто люди, прошедшие через роман, сохраняют то, чего не достает всем остальным, любовь, взаимосвязь, стабильность и обязательства. В западной культуре существует изобилие романтических отношений: мы влюбляемся, разочаровываемся, переживаем великие драмы, полные восторга, когда роман разгорается, и полные отчаяния, когда чувства остывают.


Взглянув на собственную жизнь и жизнь окружающих нас людей, мы увидим, что роман не обязательно переходит в прочные отношения или обязательства.


Роман это что-то совсем иное, совершенно постороннее, это отдельная реальность.
...
Именно здесь находится отправная точка нашего исследования: романтическая любовь
это не любовь, а комплекс установок в отношении любви: переплетение чувств, идеалов и реакций.


Подобно Тристану, мы утоляем жажду любовным зельем и ощущаем свою одержимость: мы оказываемся в ловушке автоматических реакций и интенсивных чувств...


Романтическая любовь... возникла как антипод патриархальной установки, существовавшей в мире Тристана.


Она идеализировала фемининность; она учила жестокого рыцаря, подобного Тристану, жить, преклоняясь перед фемининностью как таковой. Символом фемининности была прекрасная дама, которой он служил и которую обожал. Именно такое поклонение мы видим у испившего зелье Тристана.

Мы чувствуем, что он видит не женщину, а существующее в ней некое божественное воплощение, нечто вселенское и трансцендентное, символом которого для него становится Изольда.
По законам куртуазной любви каждый рыцарь соглашался подчиняться своей даме во
всем, что относится к любви, привязанности, манерам и вкусу. В этой области она была его владычицей, его королевой.

Есть 3 черты романтической любви, помогающие нам ее понять.
1:
рыцарь и его дама никогда не вступают в сексуальную связь. Это идеализированные духовные отношения, созданные специально для того, чтобы поднять их над уровнем грубой материи и культивировать утонченную чувствительность и одухотворенность.


2. черта возвышенной любви заключается в том, что рыцарь и дама не вступают в брак.
Обычно прекрасная дама замужем за неким другим благородным человеком. Странствующий рыцарь обожает ее, служит ей и делает ее своим идеалом и духовным центром, но он не может иметь с ней близких отношений.


Поступить иначе значит сделать ее обыкновенной смертной женщиной, а возвышенная любовь требует, чтобы он постоянно видел в ней божество, символ вечной фемининности.


3.: люди, которые романтическую любовь испытывают, постоянно ее поддерживают. Распаляя друг в друге страсть, они все время страдают от страстного стремления друг к другу и пытаются сделать это желание
одухотворенным, видя в любимом человеке символ божественного архетипического мира и никогда не сводя свою страсть к обыденным сексуальным и брачным отношениям.

Идеал романтической любви настолько захватил западное воображение, что стал основной подспудной силой, стимулирующей написание стихов, песен, любовных историй и пьес.
Французские любовные истории стали называться романами; из французского языка это слово с незначительным изменением перешло в английский.
Рыцарь видит прекрасную даму и восхищается ее прелестью и добротой. Он служит ей, воплощающей его внутренний идеал, его внутреннее видение вечной фемининности.


Переполненный священной страстью, он никогда к ней не притрагивается, но проходит через трудные испытания и совершает в ее честь великие дела, постоянно оживляя в себе ощущение благородства, которое она
в него вселяет.
Для него она не женщина, а Бланшфлер, Прекрасная Изольда, Душа, Беатриче
и Джульетта, ибо все они воплощают в себе архетипическую фемининность, ее божественную сущность.

Это "книжная" любовь. Но это такая история, которая заставляет каждого из
нас прожить ее по-своему в рамках земных человеческих отношений и практической жизни.
*
Несмотря на сексуальную революцию и современную тенденцию сексуализации всех отношений, мы по-прежнему ищем в своих романах те же фундаментальные психологические паттерны:


женщину, которая больше, чем женщина, выступающую в качестве символа чего-то божественного и совершенного, внушающего нам страсть, которая превосходит по силе физическую привлекательность и любовь и жаждет только поклонения.


Мы ищем духовной напряженности, восторга и отчаяния, радостных встреч и трагических расставаний, как это бывает
в романах.
И при этом чувствуем все, что чувствовали средневековые рыцари; эти чувства нас возвышают, делают более утонченными и придают жизни новый, особый смысл.

Мы можем ожидать, что культ любви, прямо противоположный браку, одобряющий страстную любовь вне брака,
основанный на стремлении к духовным отношениям,
- становится очень рискованным способом построения супружеских отношений.


Тем не менее, именно эти идеалы до сих пор лежат в основе наших паттернов возвышенной любви и брака!


Понимаемые неправильно, эти унаследованные идеалы заставляют нас искать страсть ради страсти.
Они вселяют в нас вечную неудовлетворенность, невозможность обрести совершенство, к которому стремится эта страсть.
Эта неудовлетворенность омрачает любые современные человеческие отношения, создает недостижимый для нас идеал, который постоянно нас ослепляет, мешая наслаждаться красотой мира, существующего здесь-и-теперь.



Каждый мужчина знает, какие чувства у него возникают в тех
или иных отношениях и чего он вправе требовать от своей жены или подруги. Это и есть "роман".
Тем не менее есть нечто реальное и истинное в романтической любви независимо от того, насколько мы ее понимаем и в какой мере приемлем для нас идеал наших предков.
Есть некая правда в прекрасных историях романтической любви, которые потрясают нас. Есть истина в благородных поступках рыцаря, в красоте и доброте дамы, в жертвенности, верности до самой смерти.


В одухотворенности романтической любви
содержится глубокая психологическая правда, которая отражается в нашей душе, побуждает нас к тому, чтобы мы стали лучше, чем сейчас, чтобы мы стремились к достижению целостности.



Ни один человек, если он не сделан изо льда,


не может оставаться равнодушным, услышав или прочитав эти древние романы,
узнав о такой любви, испытаниях и преданности,
которые открывают свойственные нам благородство,
любовь, верность и все великое и светлое, что
существует в человеке.

Было изменено: 23:47 05/02/2019.

Комментарии:

НеПросто Мария  
)))
Очень много букв)))
Дальше слов " внутренней фемининностью" - не осилила)))
Т. к. ушла выяснять - ЧТО ЭТО???
Клинически счастлива  
Там всюду после длиннот стоит автор
Р. Джонсон "Мы"

для себя пишу, но целых 20 минут сидела, сокращала...
прости, Мария

далее сокращать было бессмысленно.
Если чо - самая суть (по-моему) в выделенных жирным шрифтом фразах
НеПросто Мария  
Да???
Тем не менее, именно эти идеалы до сих пор лежат в основе наших паттернов возвышенной любви и брака! ...
Вообще-то я знаю, что такое паттерн...
А он каким боком к возвышенной любви???
Ой, нет!
Можешь не отвечать! Я ЭТО осиливать не буду)))
Спасибо!
Клинически счастлива  
Да не за что
фраза, выдернутая тобой, не моя

Значит, отвечать за нее я не могу)

"паттерн" - это все равно что модель, схема.
Вот мы поверили, что ТАК ДОЛЖНО быть - вот и паттерн сложился. Вот таким боком.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩