Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 5 марта 2019, 01:43

Позитив Смерти (не моё)

(Сергей Мохов,
социальный антрополог)
Разговоры про вегетативное состояние, искусственное продолжение жизни - это про то, где заканчивается человек.
Заканчивается ли он со смертью мозга?
Тематика добровольного ухода из жизни, эвтаназии и суицида - это разговоры об автономности человека и границах этой автономности в рамках государств.

Может ли человек самостоятельно принимать решение о своей смерти?

Тематика паллиативной помощи - это опять же вопросы достоинства и "хорошего умирания", которые должны сопутствовать "человеческому".
Нет ничего удивительного в том, что все эти вещи стали актуальными именно со второй половины XX века.
Ведь все они связаны с растущей озабоченностью общества темами прав человека, актуализацией "человеческого" - а значит, и того, что с человеком соотносится.


Например, та же паллиативная помощь никак не могла возникнуть раньше, потому что в воображении и культуре физическая боль не соотносилась с понятием достоинства и хорошего умирания как естественных прав человека.


Не всегда эти права - на достойную смерть - соблюдены даже в случае паллиативной помощи.
Можно ли говорить о смерти как форс-мажоре?


Разберем кейс медицинского центра"Мемориал" в Новом Орлеане.
Во время урагана Катрина в этом центре были зафиксированы случаи нелегальной эвтаназии: из-за урагана у пациентов отключились аппараты искусственной вентиляции легких, клиника была изолирована, без света и воды. Что делать в такой ситуации?

Я хочу [авт.- Сергей Мохов ], чтобы тематика смерти и умирания не подавалась так топорно, как это делается сейчас.


Чтобы она перестала ограничиваться изображением тел, штампами про табу и страх смерти, -т. е. про все те вещи, которые, на самом деле, не имеют никакой познавательной или раскрывающей способности.

Я предлагаю здесь одно хорошее правило.
Если вы утверждаете что-то про смерть, замените слово "смерть" на слово "жизнь" и посмотрите, насколько абсурдным начнет выглядеть ваше утверждение. Говорят "смерть табуирована" - получается "жизнь табуирована".

В последние годы в Америке возникло движение death positivity (death positivity - движение, призывающее к открытому разговору о смерти и умирании).

Нет правильного и неправильного разговора о смерти. Существуют разные способы говорить о смерти.

Как влияют соцсети на представления о
смерти, о памяти?

Вы, например, однажды заметили, что у нас все больше социальных связей, но на похороны приходит все меньше людей.
Есть замечательный пример. Репер XXXTentacion умер год назад, но у него продолжают выходить клипы, у него родился ребенок.

Происходит что-то и с похоронами: не то что бы на похороны стало ходить меньше людей, просто сейчас вопрос о том, что происходит с мертвым телом, уже не так важен по сравнению с вопросом о том, что происходит с его цифровым аватаром.

Появляются такие феномены, как скорбь в интернете, полиция скорби, траурные болезни, когда мы подолгу обсуждаем в интернете, как и по кому нужно скорбеть.

Меняется и наше восприятие времени.

Мы живем в совершенно другом темпоральном измерении, чем сто лет назад или тем более во времена Средневековья.


Если раньше человеку необходима была память как таковая, в виде материальных артефактов, то сейчас это становится ненужным, потому что у нас есть цифровые носители и различные приложения, которые напоминают и показывают, что именно нужно помнить и воспроизводить

- Один из материалов первого номера "Археологии русской смерти" назывался так: "Почему Death Studies не популярны в России?".

Четыре года назад уже говорили о том, что death studies непопулярны в России.

- Все это окружает нас не просто так. Я бы не хотел сейчас уходить в долгие объяснения про православную культуру и Советский Союз как ее преемника.
Скажу более кратко.
В отличие от протестантской, православная культура всегда была очень эсхатологической вещью, нацеленной не на здесь и сейчас, не на улучшение нынешнего положения вещей,

а на конец света, на то, что все самое лучшее будет происходить потом, уже после смерти.

- По-вашему, необходимо меньше эстетизации смерти - и больше рефлексии?

- Необходимо больше предлагающей рефлексии. Не просто "Все очень плохо, давайте мы неожиданно полюбим смерть".
Я ведь совсем не уверен, что всем надо полюбить смерть. Наверное, это не совсем нормально, если бы все хотели говорить о смерти нон-стоп.


Важно, чтобы, осмысляя вопросы смерти и умирания, люди стремились не смерть сделать клевой, а саму жизнь.

Это игра вдолгую. и Все это действительно витает в воздухе.

И надо, чтобы все это закрепилось в практиках и даже как-то в визуальном плане.

(с)

Было изменено: 1:49 05/03/2019.

Было изменено: 22:22 05/03/2019.

Комментарии:

Capitan-V  
М-м-м-м--м...
Тема про Death - это вопрос или веры или маркетинга. Если рассматривать "личные отношения".
И это вопрос социального восприятия, норм и морали - если рассматривать "общественное".
Собсно и все.
***
Счастливая, пардон, но я автора вообще не понял. Он про что? Про все сразу? Как то кусок речи вырван из контекста, кажется. И слишком много заброшено вопросов, каждый из которых по существу не рассмотрен.

Давай возьмем какой нибудь один и прокачаем? )))
Клинически счастлива  
Давай (Капитану)
возьмем желание пациента умереть
и вопрос эвтаназии.

Продиктовано ЛИ желание умереть:
1. болью, усталостью от нее
2. невозможностью вести ту жизнь, к которой привык (далее в жизни только ограничения)
3. нежеланием обеременять родных
4. неимением родных (я больнице некоторые могут жить годами - а некоторые тоскуют так, что готовы к самоубийству)

5. отсутствием желаний, желания жизни просто (так у меня не желала больше жить, просто не желала - бабушка, ей было вполне немного лет - 70+).
6. Или же просто: отсутствие денег = значит, отсутствие успеха в лечении. или нет достойного ухода.

PS. да. интервью сильно мной "порезано" - Капитан прав. Иначе было бы слишком много.
Capitan-V  
Про пациента...
Ок.
Желание уйти вызвано или болью или отсутствием в жизни (точнее пропажей) чего-то крайне значимого (и эта "дырка в душе" - тоже саднит).
Подобное желание вызывает отсутствие эмоциональной составляющей жизни, вырванной каким то событием и отсутствием рядом того, кто может заполнить вырванное.

Для этого и существует паллиативная помощь. Она и является ответом на вопрос "зачем жить дальше".

Про боль. Она туманит разум. Человек по любому хочет облегчения - вне зависимости от характера боли (физическая, душевная) и выбирает наиболее простой и доступный способ избавления. Психологически выбирает.
Этот выбор - также является ответом на вопрос "зачем?" - чтобы не было так больно.

Я считаю боль единственным фактором, который может привести к подобному выбору.
Клинически счастлива  
Ой, про паллиатив не надо.
у нас под ним вовсе поднимается вынос горшков,

а и "у них" - паллиатив вовсе не заменит "эмоционального голода" и нисколечко не заполнит "дырку в душе"
Потому что заполнять предназначены совсем чужие люди, а больному хочется "своих, прежних", причем в прежних отношениях - а они аль ушли - али далече...

НИСКОЛЬКО паллиантивная помощь не является "ответом". Невозможно "жить дальше" - ДЛЯ помощи, чтобы тебе помогали вечно и хорошо, де. Не будет "хорошо". Нет ответа, зачем жить дальше. ибо человек не приемлет жизни в новых условиях.

И эта боль посильней физической. Потому и хотела уйти моя бабушка, что бесконечно спрашивала "Скажи, что мне сделать за тебя? у меня ведь столько времени" - а я и ее сын, мой отец, отвечали радостно "Ничего, бабушка! отдыхай". А она уже не могла шить (глаза), не хотела читать (тоже трудно, глаза), ей противен был ТВ времен СССР,
она не могла ездить сама по Москве -

а ей радостно говорили "живи как растение"...
Она просила Бога, в которого не верила, чтоб он ее забрал... она привыкла быть нужной - и не могла более

Это - БОЛЬ. утверждаю.
___

Так КАК быть с желанием умереть? Поверить, что оно - на эмоциях, преходящее, и не стоит выполнять это "желание пациента"? А если НЕ преходящее?
Оставить мучиться, потому что такова этическая НОРМА?

все мучились - и ты помучайся, чтоб никому вокруг не было стыдно-неудобно, что они умертвили тебя согласно твоему желанию?

Так, Кэптен?
НеПросто Мария  
Я рада, что ты нашла собеседника)))
Потому как от меня - толку никакого!
Что касается текста - я за эвтаназию.
Но в нашей стране, при нынешних законах и уровне коррупции ее вводить нельзя.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩