Православие в русском фэндоме
Являясь давним по-читателем фантастики, не раз и не два отмечал, что в русском фэндоме после Стругацких доминирует взгляд атеистический и технократический (что и понятно исторически), а в последнее время много стало и прямо антихристианства, как прикрытого и сознательного, вроде Ника Перумова, так и открытого, по недомыслию и невежеству. Последнее, впрочем, чаще всего вообще не стоит внимания по отсутствию у авторов подобных поделок хоть какого-то таланта. Бодливой корове...
Тем заметнее на этом фоне немногие исключения. Если у англосаксов был такой титан, как Толкиен, а также Клайв Стейплз Льюис с его Малакандрами-Переландрами и Нарнией, то у нас в советское время, понятно, никого в этом смысле не было и быть не могло, Иван Ефремов с его мутными околойоговскими намеками не в счет. Но цвет времени сменился, русская фантастика, с одной стороны, переварила вал плодов тридцатилетнего американского развития с Андерсоном, Ле Гуин, Азимовым, Филипом Диком, Пратчеттом и прочими, имя же им легион, опамятовалась и начала, с другой стороны, выглядать из шинели АиБ Стругацких в разные стороны, нащупывая свою тропу. В том числе поглядывая изредка и на залежи религиозной мысли.
Особняком, понятно, стоит наше почти что все - Сергей Лукьяненко, испробовавший к настоящему моменту чуть не все фантастические жанры и везде ухитрившийся остаться самим собой. Его дилогия "Искатели неба" великолепна и уникальна. Ну кто еще мог додуматься до построения мира, в котором младенца Иисуса убили-таки солдаты Ирода, и Бог... взял себе Пасынка? Чем будет Пасынок отличаться от Сына, как себя поведет в тех же обстояниях, будучи не Богочеловеком, но - только человеком? И какой мир вырастет на его трудах? Лукьяненко гений, он сумел написать захватывающую приключенческую вещь, читаемую на одном дыхании, не дав самому строгому богослову ни малейшего повода для упрека. При этом автор не дидактичен и ненавязчив, книгу можно читать и наивно, не замечая в ней вообще никакого богословского подтекста.
Вторым, пожалуй, упомяну Павла Владимирова с его "Деянием XII", "Хозяином Древа сего" и несколькими рассказами и небольшими повестями, из которых, пожалуй, особо выделю "Сильван". Владимиров больше игрок в бисер, ему нравится жонглировать идеями, нравственными максимами и антуражными деталями самых разных традиций в конспирологически-мистических декорациях. Кому нравится Дэн Браун, можно смело посоветовать как следующую ступень. Но жонглирует очень разными смыслами и традициями этот автор, довольно крепко стоя на почве православной святоотеческой пневматологии. Это трудно и нетипично для жанра. Поэтому, возможно, и не все там столь тончайше выверено богословски, как у Лукьяненко, и кой-чего может быть обдумано и оспорено. Однако факт, что автор - искренне верующий православный христианин, несомненен, такое не подделаешь.
Еще более спорен фантастический боевичок "Капеллан" Анатолия Дроздова, хотя труба там пониже и дым пожиже, если говорить о качестве текста и плотности мысли на страницу))) Зато подкупает непосредственностью и некнижным знанием служения иерейского и вообще поповского обихода, такой привкус подлинности тоже дорогого стоит при засилье пишуших о том, чего не знали, не испытали и не нюхали...
Вот, собственно, и все дерзающие открыто внести в фэндом православный дискурс, больше бедному мне, регулярно лопатящему соответствующие разделы Флибусты, как-то не повстречалось. Наполовину можно сопричислить к упомянутым и Вячеслава Рыбакова в его ипостаси Хольма ван Зайчика, но там при общей религиозной грамотности автора и выверенности всех немногих мест, где затрагиваются христианские смыслы, общий посыл все же не столько собственно христианский, сколько культурологический...
На мэйби стало немноголюдно за прошедшие годы, и встретить среди оставшихся единочаятелей я почти не надеюсь, но... вдруг? Если кто сможет дополнить этот короткий список, буду рад.
Отредактировано: 17 Окт 2019, 00:56.
Отредактировано: 17 Окт 2019, 01:05.
Тем заметнее на этом фоне немногие исключения. Если у англосаксов был такой титан, как Толкиен, а также Клайв Стейплз Льюис с его Малакандрами-Переландрами и Нарнией, то у нас в советское время, понятно, никого в этом смысле не было и быть не могло, Иван Ефремов с его мутными околойоговскими намеками не в счет. Но цвет времени сменился, русская фантастика, с одной стороны, переварила вал плодов тридцатилетнего американского развития с Андерсоном, Ле Гуин, Азимовым, Филипом Диком, Пратчеттом и прочими, имя же им легион, опамятовалась и начала, с другой стороны, выглядать из шинели АиБ Стругацких в разные стороны, нащупывая свою тропу. В том числе поглядывая изредка и на залежи религиозной мысли.
Особняком, понятно, стоит наше почти что все - Сергей Лукьяненко, испробовавший к настоящему моменту чуть не все фантастические жанры и везде ухитрившийся остаться самим собой. Его дилогия "Искатели неба" великолепна и уникальна. Ну кто еще мог додуматься до построения мира, в котором младенца Иисуса убили-таки солдаты Ирода, и Бог... взял себе Пасынка? Чем будет Пасынок отличаться от Сына, как себя поведет в тех же обстояниях, будучи не Богочеловеком, но - только человеком? И какой мир вырастет на его трудах? Лукьяненко гений, он сумел написать захватывающую приключенческую вещь, читаемую на одном дыхании, не дав самому строгому богослову ни малейшего повода для упрека. При этом автор не дидактичен и ненавязчив, книгу можно читать и наивно, не замечая в ней вообще никакого богословского подтекста.
Вторым, пожалуй, упомяну Павла Владимирова с его "Деянием XII", "Хозяином Древа сего" и несколькими рассказами и небольшими повестями, из которых, пожалуй, особо выделю "Сильван". Владимиров больше игрок в бисер, ему нравится жонглировать идеями, нравственными максимами и антуражными деталями самых разных традиций в конспирологически-мистических декорациях. Кому нравится Дэн Браун, можно смело посоветовать как следующую ступень. Но жонглирует очень разными смыслами и традициями этот автор, довольно крепко стоя на почве православной святоотеческой пневматологии. Это трудно и нетипично для жанра. Поэтому, возможно, и не все там столь тончайше выверено богословски, как у Лукьяненко, и кой-чего может быть обдумано и оспорено. Однако факт, что автор - искренне верующий православный христианин, несомненен, такое не подделаешь.
Еще более спорен фантастический боевичок "Капеллан" Анатолия Дроздова, хотя труба там пониже и дым пожиже, если говорить о качестве текста и плотности мысли на страницу))) Зато подкупает непосредственностью и некнижным знанием служения иерейского и вообще поповского обихода, такой привкус подлинности тоже дорогого стоит при засилье пишуших о том, чего не знали, не испытали и не нюхали...
Вот, собственно, и все дерзающие открыто внести в фэндом православный дискурс, больше бедному мне, регулярно лопатящему соответствующие разделы Флибусты, как-то не повстречалось. Наполовину можно сопричислить к упомянутым и Вячеслава Рыбакова в его ипостаси Хольма ван Зайчика, но там при общей религиозной грамотности автора и выверенности всех немногих мест, где затрагиваются христианские смыслы, общий посыл все же не столько собственно христианский, сколько культурологический...
На мэйби стало немноголюдно за прошедшие годы, и встретить среди оставшихся единочаятелей я почти не надеюсь, но... вдруг? Если кто сможет дополнить этот короткий список, буду рад.
- Отредактировано: 16 Окт 2019, 13:55.
Отредактировано: 17 Окт 2019, 00:56.
Отредактировано: 17 Окт 2019, 01:05.