Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Ailurus  

Дата создания поста: 7 июня 2022, 13:49

О чём рассказали говорящие обезьяны

С некоторых пор отдельно стала отмечать для себя, какие точки зрения в философии существуют относительно того, насколько принципиальны отличия человека от животного. Хотелось бы попробовать обобщить встречавшиеся мне позиции по этому вопросу в определённые категории. Первое, что приходит на ум — различие, заключающееся в наличии разума, сознания, etc. Особенно жесток в своих заявлениях по этому поводу был Декарт, но его слова по этому вопросу я здесь приводить не буду. Шопенгауэр, в свою очередь, как говорят, любил собак гораздо больше, чем людей, и его, тем не менее, можно отнести в ту же категорию — по его мнению, у животных есть ум, но нет разума. Вероятно, Кант также проводил деление между человеком и животным где-то на этой черте, хотя самой мне непосредственной информации об этом не попадалось.

В эту же категорию или в другую определять тех, кто — может быть, пресуппозиционно, между строк и не заостряя на этом внимания — различает людей и животных, скорее, по степени восприимчивости к морали и тому подобному? Непроизвольно хочется упомянуть здесь Ницше, хотя не могу сказать с уверенностью, насколько это утверждение в отношении него справедливо. Слоттердайк в своём эссе о гуманизме, упоминая «человеческий зоопарк», вероятно, также имел в виду нечто подобное — хотя мне, признаться, было непросто его понять. В общем и целом, получается, и то, и другое — позиция, заключающаяся в том, что у человека есть некое X, вырывающее его из мира животных — тогда как в остальном он с ними в то же время имеет немало сходства, как бы раздваиваясь на животную часть и «сверхживотную». Сюда же можно отнести аристотелевское определение человека как «зоон политикон», человек политический; сюда же следовало бы определить отличия человека от животного, старательно перечисленные Агамбеном — наличие спорта, той же политики и так далее.

Кардинально иной позицией представляется хайдеггерианское «человек никогда не был животным», по поводу чего есть вот этот затейливый и весьма доходчивый пост в ЖЖ: https://evan-gcrm.livejournal.com/1334134.html
Наверное, в эту же категорию следовало бы определить того же Сартра с его экзистенциализмом, который утверждал, что, в отличие от всего прочего сущего, у человека нет некой собственной сущности — он сотворяет её себе сам.
(У большинства академических философов всё-таки открыто и явно этот вопрос не рассматривается — лишь нечто, связанное с этой темой, мелькает периодически в междустрочиях, исходя из этих «косвенных свидетельств» и можно попытаться логически вывести их вероятную позицию.)
Скорее всего, к этому близка также теологическая (схоластическая и т.д.) философия — всё-таки наличие души её представителями мнится не просто наличием некой условной X-опции, а чем-то, фундаментально преобразующим и сущность, и натуру.

В то же время, не могу вспомнить, чтобы кто-то из философов придерживался мнения, что различия между животным и человекам носят чисто количественный характер, представляя собой лишь степени проявленности тех или иных характеристик и качеств. Такая точка зрения, в свою очередь, широко представлена среди представителей доказательной науки, ярчайший пример — Чарльз Дарвин. Экспериментальные данные, аккумулируемые учёными в настоящее время, направлены словно в сторону размывания грани между животным и человеком — есть множество книг и статей о выявленном эмпирически наличии у животных предпосылок к возникновению морали, абстрактного мышления, самосознания. Подборку самых ярких и впечатляющих примеров, к сожалению, на ходу не смогу составить, но вот один из: https://postnauka.ru/faq/7449

Автор приведённой выше статьи — биолог и этолог Зоя Зорина; её лекции очень хвалят некоторые мои знакомые, учившиеся в ВШЭ (так понимаю, там она занимается преподаванием). Есть у неё также книга, написанная в соавторстве с А. Смирновой, под названием, созвучным заглавию данного поста — «О чём рассказали говорящие обезьяны». Там приводятся экспериментальные данные о способностях животных к высшей интеллектуальной деятельности, и в центре внимания — упомянутая лишь бегло в конце статьи по ссылке способность к языку. Широко известный затейливый эксперимент заключался в том, чтобы обучить шимпанзе жестовому языку, на котором общаются глухие люди в Америке — и те конструкции, которые выдавали эти обезьяны, обучившись ему, довольно-таки впечатляющи. А учитывая, что хайдеггерианское «человек никогда не был животным» коренится в способности людей к языку, этот эксперимент стоило бы считать серьёзным вызовом подобным представлениям. Тому же Хомскому, который также утверждал, что способность к языку — сугубо человеческое качество, исследователи бросили вызов в открытую, назвав одну из обучаемых жестовому языку обезьян Ним Чимский (правда, в обучении она не преуспела). И также это могло бы насторожить в виду распространившейся в умах масс гипотезы Сепира-Уорфа, заключающейся в том, что язык формирует мышление.

Менее всего мне импонирует точка зрения, заключающаяся в раздваивании человека на животную и сверхживотную часть — она, по моим впечатлениям, подобна попытке усидеть на двух стульях, одновременно грея человеку ЧСВ и позволяя ему найти оправдание для сомнительных проявлений собственного поведения. К тому же, это расщепление выглядит попыткой отмежеваться от части личной ответственности — вещает же сознательно человек из своей, якобы, сверхживотной части. Хайдеггерианская позиция небезынтересна, но очень уж высокомерна по отношению к прочим представителям фауны, и это меня в ней смущает — настораживает настолько кардинальное выделение человеком самого себя из мира фауны, побуждает задаться вопросом — не является ли это следствием когнитивного искажения вследствие нарциссической наклонности нахваливать свой вид, превознося его над другими? В определённом смысле, это всё же антропоцентризм, который уже критикуется современными философами в век антропоцена и глобальных угроз мировой экологии — например, автор объектно-ориентированной онтологии Харман в своей ключевой работе перечисляет людей в одном ряду с единорогами, камнями и так далее. Получается, более всего мне импонирует точка зрения, которая наименее представлена среди философов (но весьма широко — среди учёных) — что грань между человеком весьма условна и размыта, но при этом животные, по всей вероятности, несравнимо лучше, чем мы о них привыкли думать.

Вот думаю теперь, возможны ли какие-то иные варианты позиций по этому вопросу, кардинально отличные ото всех перечисленных?..

Комментарии:

Жорж Милославский  
кто-нибудь осилил?
Я осилил.
Думаю, авторша в своих исследованиях запуталась. Сначала вопрошала за ум/разум животных, а пришла к выводу хуже/лучше.
Такое случается. И у меня.
Конечно, животные разумней человека. У них нет эго. Просто так они никого не тронут, понты не колотют.
Было бы правильней их называть - животное разумное, а нас - гомы не сапиенсы.

Я, как и Дарвин, уверен, что человека сотворил Бог.

А кто верит, что он произошёл от обезьяны... тоже, скорее всего, не ошибается
........  
...
Месседж был ясен с заголовка
Air  
В девушке есть потенциал!!!
Вот насколько разочаровала меня ВШЭ с преподавательницей как ее, насколько плохо преподают... Все!!! В Воронеже, и не только там... Вопросы по существу -- жизненные, и для самосознания и самоопределения необходимые... По существу... Автору ответ))
Человек - животное, млекопитающее (зверь то-есть), кем был создан, как и когда -- не суть, панспермия, должно быть... Наличие животного начала (инстинктов) никто не отменял... Человек в нынешнем ( лет 50 назад) воплощении отличался от прочей фауны (использую
лексику автора) способностью достаточно свободно оперировать символами для построения поведения наиболее благоприятного для выживания (дальнейшего функционирования особи, вида и рода). далее - по пунктам...
Декарт: " есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением (переборщил с безжизненностью немного). Убеждал, что состояние тела и телесных органов обуславливается состоянием души и наоборот. Кто как не математик предвосхитил все последующие "открытия"? А кошечек любить -- это и Гитлер может...
Человек - животное социальное (сейчас - стадное), у нормальных ( всех, кроме человека) животных нет морали (просто нет), есть критерии социальной выживаемости ( на десять заповедей похожи)... Это не мораль, это - норма!!! Жаль, что Ницше у автора купирован, а соревновательные ритуалы за роль в стаде - обычное дело...
Экзистенциализм, Матушка, это вещь в себе... Из гипотезы она выросла в альтернативу... Если тебе нравится думать, что ты общаешься с выдуманными персонажами - это еще пол-дела, но если ты еще и выполняешь условности, которые позволяют тебе комфортно существовать в мире в персонифицированном тобой мире... Задумайся, твой ли это мир?))
Количественное преобладание человека как вида - на лицо... Всю планету за... грязнили, наличие х-фактора уже описал, отметил бы, что у человечества угасают "предпосылки к возникновению морали, абстрактного мышления, самосознания"...
Зайца можно научить курить, Жить захочешь - не так раскорячишься )) Способность к нормальному языку -- умение оперировать символами... Их количеством и в комбинациях, исходя из количества, когнитивность - способность создавать правильные устойчивые комбинации опираясь на понимание полученных... Придумал бог хламиду, спрашивает людей : " Для Рая хрень полная, но можно менять конфигурацию, раскраску, прикрыть что-то... хотите?"... Адам - "Да!", Ева - "Нет!", Еврей - " а в чем гешефт!?" О разнице в когнитивном восприятии речи как символов, несущих информационную составляющую...
Мне тоже не нравятся педики... Как нужно социально и не только издеваться над ребенком, чтобы в нем появилось "сверхживотное" (цитирую автора.).. Это - психиатрия))... И я бы не ставил живого единорога в один ряд с камнями, и нас с Вами с Харманом... Дебилов, поверьте, хватает... Не знаю, как удовлетворить Ваш интерес, Вы же на слово не поверите... попробуйте кого-нибудь полюбить... его слова станут для Вас откровением)))... Не обязательно плотски ))) У Вас бабушка или дедушка есть? Начните слушать, трудно... С родителями еще труднее))

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩