Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 3 августа 2023, 11:11

Ледоколу Красин - 106 лет

В 1915 Морское министерство Рос. Империи начало переговоры в Англии о строительстве и заказало ледокол "Святогор"(Отличался большой мощностью - 10 тыс. л. с.)
С 1917 года проходили приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя 15 миль, вернулось в порт. Капитан "Святогора", К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. Устранение проблем заняло 2 недели - 31 марта 1917 года на "Святогоре" был поднят.
Ледокол вошел в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. флотилии Северного Ледовитого океана.
Используемый как топливо кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность ледокола. Уголь Шпицбергена, широко распространённый в Норвегии, для ледокола вообще не подходил, так как давал длинное пламя, неприемлемое для котлов такого типа.
Тем не менее, на протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск"


Иностранная военная интервенция на севере России.
Ледокол был использован для остановки интервенции,
при проходке реки Северная Двина корабль сел на мель, оставались видны трубы и часть корпуса. Интервенты всё же захватили город, а участвовавших в затоплении арестовали и расстреляли. Капитан Николай фон Дрейер, старшина кочегаров и председатель судового комитета Терёхин А. А., матросы Бабурин П. А., Григорьев И. А., Даниленко П. Е., Ларнонов В. В., Мальцев А. А. - Команда "Святогора" увековечена на табличках на Обелиске Жертвам интервенции 1918-1920 годов. Спустя несколько дней судно подняли и использовали в работе порта. Но интервенты отступили, забрав с собой ледокол в Англию. Он использовался в работах по разминированию в Скапа-Флоу в январе 1920 года
До конца марта шли безуспешные переговоры об участии стоявшего у берегов Великобритании "Святогора" в спасательной экспедиции дрейфовавшего судна. Англия согласилась за 20 000 фунтов стерлингов предоставить корабль Норвегии. В мае, по соглашению требовалось выплатить Норвегии 2 000 000 крон за снаряжение "Святогора" и норвежскую команду
А в мае Ленин подписал постановление 472 Совнаркома от 11 мая о выделении Наркоминделу кредита для оплаты экспедиции
Норвегии


Святогор" пришел в Берген, где английский экипаж сменился на норвежский.
9 июня "Святогор" отправился в экспедицию. 12 июня пришел впорт "Белушья Губа" . 14 июня, закончив загрузку углём, "Святогор" вышел в путь и подошел к Карским Воротам. В Карском море "Святогор" 19 июня "Святогор" подошел к дрейфовавшему "Соловью Будимировичу" и началась перегрузка на него угля и продовольствия. С него на "Святогор" перешли белогвардейские офицеры. 20 июня в 14 часов корабли пошли в обратный путь, "Святогор" был ведущим колонны. В Карских воротах капитан Фальк-Мусс принял остров Воронов за остров Олений - и "Святогор" сел на банку. Только 25 июня при полной воде "Соловей Будимирович" и "III Интернационал" сдёрнули "Святогора" с банки. 29 июня "Святогор" отправился в обратный путь в Тромсё и далее в Англию
В 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. В 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен. В 1927 году ледокол переименовали в "Красин" в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 г. у Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Нобиле, и он сам, оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом Трудового Красного Знамени.


Война
Война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Атлантический океан и Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых "Красиным", охотился немецкий "карманный линкор "Адмирал Шеер" , и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. После войны ледокол продолжил трудиться в Арктике В 1959"Красин" прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР.
Изменился его облик, он стал похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В частности, ледокол получил развитую надстройку, а две высоких трубы были заменены на одну широкую.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО "Севморгеология" Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две паровые машины из трёх, и на их место установлены два трёхфазных турбогенератора.
"Красин" из класса ледоколов был переведён в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться как плавучая электростанция для разведки нефти и газа в арктических морях.

Прекращение службы и музейный корабль
К началу 1989 г. содержать ледокол "Красин" стало слишком обременительно. Нужно было или найти организацию, которая взяла бы на свой баланс "Красин", или смириться с его фактической потерей для истории. Обсуждая эту проблему с Мингео, академик А. Л. Яншин предложил сохранить судно.
Однако на передачу судна в АН СССР академики не согласились. А. Л. Яншин попросил принять судно на баланс МФИНа, с обещанной в последующем передачей для МФИНа средств и возможностей для содержания "Красина".
"Севморгео" 10 августа 1989 года подписало акт передачи. МФИН начал за счёт своих средств (источники средств - поступления от ленинградских коллективных участников Фонда и личной книгоиздательской деятельности) обеспечивать судно и его экипаж.
Одновременно разработана и начала реализовываться музейно-экспозиционная программа.
МФИНу приходилось принимать экстренные меры для предотвращения попыток экипажа вывести судно в открытое море. Состоялось три выхода "Красина": два с посещением Роттердама, Лондона, Осло и один в пределах советской части Балтики для изучения состояния водного бассейна.
В связи с изменением социально-политической обстановки в стране после 10 августа 1989 года для МФИНа не оказывалась абсолютно никакая помощь от Севморгео, АН СССР, городских служб.
МФИНом и "Техимэксом" в Правительство страны были переданы документы о продолжении работ по "Красину", поддержанные Минморфлотом СССР и другими компетентными учреждениями.
Из опубликованных документов правительственных учреждений ясно, что готовившаяся якобы продажа "Красина" на металлолом в США была домыслом.
Вплоть до обретения "Красиным" статуса памятника истории (конец 1991 - начало 1992 года) никто из так называемых "спасителей" судна не вложил в его содержание ни гроша; обеспечение осуществлялось из средств МФИНа, а в последующем - из средств "Техимэкса
В настоящее время ледокол является собственностью Музея Мирового океана и стоит как музей на стоянке в Петербурге.


(цит по Вики)

Было изменено: 19:12 03/08/2023.

Было изменено: 19:13 03/08/2023.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩