Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 18 апреля 2024, 15:30

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ И МАГИЯ

Люди всегда зависили от погоды, а от дождя - в первую очередь, ведь без воды нет урожая. Славяне, например, очень чтили дождевую воду. Люди выбегали под дождь босиком и подставляли пригоршни, чтобы трижды умыться. Под дождь выставляли чашки, чтобы набрать воды, разлить ее в бутыли и хранить дома.
В Британском музее хранится письмо, датированное 1636 г. Написал его лорд Чемберлен перед поездкой короля Карла I, а адресовано оно шерифу Стаффордшира. "Сэр! - пишет лорд. - Узнав , что в Стаффордшире бытует мнение, будто сожжение папоротника вызывает дождь, и желая, чтобы во все время пребывания Его Величества в этих местах сохранялась хорошая погода, Его Величество лично поручил мне написать Вам, чтобы Вы запретили сжигать папоротник до тех пор, пока Его Величество будет находиться в этой стране".

КАК РАБОТАЮТ ЗАКЛИНАТЕЛИ ДОЖДЯ?
И нет, наверное, такого народа на Земле, у которого бы не было своих "приемов" для прекращения или, чаще, вызова дождя. Так , знаменитае Елена Блаватская, создательница мистического учения, писала, что любой, самый захудалый вождь на Западном побережье Африки пользуется услугами "заклинателя дождя". Ей удалось стать свидетельницей работы этих колдунов. "В течение многих недель, - пишет Блаватская, - не было дождя, несмотря на то, что был период дождей. Посевы маиса погибали от засухи, по всей местности резали скот, женщины и дети умирали сотнями, воины находились в таком же плачевном положении и были похожи на скелеты...Неожидано вождь племени приказал бить в барабан, на звук которого поспешно собрались все воины. Он объявил о прибытии двух знаменитых заклинателей дождя, которые незамедлитеьно приступят к преодолению бествия. Старший из этих двоих был чахлый, кривоногий, низкорослый мужчина, его седеющие волосы были сальные и грязные, и их не украшали перья. Второй был более приятный, но с очень угрюмым выражением лица.
Сидящие на корточках негры образовали большой круг, собравшиеся - по какой-то им одной известной причине - были вооружены до зубов, вождь находился в центре круга, заклинатели дождя - напротив него, они начали свое колдовское действо. Солнце было в зените. То один, то другой пристальный взор обшаривал горизонт, но не было ни малейшего намека на появление облака. Вскоре старик упал на землю и забиля в конвульсиях, похожих на эпилепсию, его товарищ встал у его ног, указывая обеими руками на раскаленное небо. все взгляды устремились вслед за его жестом в поисках точки, на которую были направлены его руки, но ничего не было видно. Неподвижный как каменная статуя, он стоял , приковав взор к небу. Не прошло и минуты, как на совершенно чистом небе образовалось едва заметное странное пятнышко, отливающее медью. В следующуюминуту оно стало темнеть, увеличиваясь в размерах, и буквально на глазах превратилось в черное облако, которое очень скоро закрыло все небо. Быстро стемнело. Еще минута, и наступившие сумерки прорезала яркая вспышка молнии, на иссушенную землю хлынули потоки воды.Этот ливень запомнился надолго. В течение двух суток дождь хлестал как из ведра, казалось, он все смоет с лица земли".

ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ
По-другому вызывали дождь славяне. У них существовал обычай, получивший название "мокриды". Мужики сговаривались между собой, и когда женщины собирались купаться, тайно выходили за ними "строить мокриду". Незаметно подкравшись, они должны были столкнуть женщин в воду, пока те не успели раздеться. При этом мужчины кричали: "Дождь - дождь, приди к нам!" Женщины же не должны были обижаться 0 мужчины действовали для общего блага.
На Орловщине за дело бралис сами женщины - они шли по деревне, обливая водой каждого встречного. Пострадавшие тоже не обижались - только ругались в шутку.Под Пензой обливали неприменно священников - причем с головой. Люди верили, что это поможет остановить чары колдуний, удерживающих дождь.
Другим путем воевали со злобными чарами в некоторых районах Серии. Там крестьяне винили в отсутствии дождя изготовителей черепицы и кирпичей. Ведь именно представители этих профессий были заинтересованы в солнечной погоде, чтобы сушить свои изделия. Для того чтобы дождь все-таки пошел, надо было украсть у мастеров инструменты или их продукцию, - и выбросить в воду.
Вообще, выбрасывание некоторых предметов в воду, наряду с обливанием, считалось хорошим средством для вызова дождя.
Под Черниговым из печчи надо было незаметно для хозяев вытащить горшок с борщом и бросить его в колодц. Дети пели про это такие песенки: " Дощику, дощику, зварю тоби борщику. Мени каша, тоби борщ, щоби шов густиший дощ" или "Иди, иди, дощику, в поливъяным горщику". Иногда украденные горшки сначала разбивали, а затем черепки бросали в колодец.
В Западной Болгарии и в Восточной Сербии дождь вызывали с попмощью "похорон Германа", Девушки лепили из глины Германа - мужскую фигуру, - а затем хоронили ее на берегу илли в бросали в воду. При этом они причитали: "Ой, Герман, Герман, умер Герман от засухи ради дождя". Полесье в роли германа выступала невинная лягушка. Во время засухи дети ловили лягушку, убивали ее, заворачивали в тряпочку, клали в коробок и голосили по ней, как поп покойнице. Затем закапывали несчастное животное рядом с колодцем, а на "могиле" чертили рукой крест.
От людей, стремившихся устроить дождь, страдали и муравьи.Муравейник разгребали палкой. При этом расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Этот способ известен в Полесье и у южных славян. Сербы, разгребая муравейник, произносили специальное заклинание : " Сколько муравьев, столько и капель!"

КОРОВЫ И МЕРТВЕЦЫ
Иногда дождь можно было вызвать с помощью специальных камней. У тюрских народов былаа вера в магический камень "яда". Этот камень помогал управлять погодой. Откуда он взялся? Огузы ( тюркские племена, жившие в средние ека в Центральной и Средней Азии) думали, что "яда" дал людям мифический Огуз - хан. Киргизы верили, что такой камешек можно найти в желудках овец или коров. В желудке и печени животных ( лошади, коровы, оленя и глухаря) искали свой волшебный каметь - "сата" - и якуты. По форме сата напоминал фигуру человека или лицо - с глазами, носом и ртом. С помощью сата можно было не только вызвать дождь, но и вообще резко изменить погоду - устроить, например , летом снег и холодный ветер, а зимой - потепление.
Древние славяне видели связь между дождем и миром мертвых. Если наступала засуха, то для вызова дождя нужно было "вылить двенадцать ведер на могилу удавленника или утоплиника". Как сообщают исследователи, в Калужкской области во время засухи летом 1982 года для того, чтобы вызвать дождьь, пожилые женщины брали с кладбища могильный крест и "привязывали его на шесть недель в речке".По прошествии шести недель крест отнесли обратно на кладбище.
Сербы для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или виселтнику, называя его по имени и заклиная отвести своих "говяд" (коров - т.е тучи представлялись сербам коровами покойника) от полей и угодьев. Во время засухи жители Полесья лпдакивали мифического утоплинника Макарку, размешивая воду в колодце палками и голося : "Макаро - сыночек, вылезь из воды, разлей лезы по святой земле!
По поверьям южных и западных славян, в дождевых тучах жили особые существа -"планетники". Именно они "отвечали" за осадки и вообще за погоду. Планетники ( были как называли их в Польше, хмурники) тянули тучи по небу или держали их, чтоббы не шел дождь. Они же сбивали тума в тучуЮ наполняли облака водой с помощью радуги, толкали железными цепями лед, превращая его в град. Люди верили, чьл в плагетников превращаются дети, умершие не крещенными, погибшими по неосторожности матери или отравленные. Также планетниками становились утопленники и самоубийцы. Иногда они спадали на землю с дождем или просто спускались. Встретив человека, планетник просил у него молока от черной коровы или яйцо от черной курицы. Получив желаемое, вместе с туманом планетник возносился обратно к себе на тучу.По отношению к людям эти существа вели себя дружелюбно, иногда предупреждая крестьян о буре и граде. Питались они мукой, которую люди бросали на ветер или в огонь, чтобы защититься от граа.

ДОЖДЬ ИЗ ВЕТХОТГО ЗАВЕТА
Христианская церковь, конечно, осудила языческие представления о дожде и способы воздействия на погоду. Однако и после принятия новой веры на Руси продолжали обращаться к высшим силам с просьбой даровать дождь или отвести засуху. Православные молятся о ниспослании дождя пророку Илии. Эти молитвы звучат во всех православных храмах в День пророка Илии - 2 августа. Согласно Ветхому Завету, по молитве Илии однажды на три года закрылось небо для того, чтобы его соплеменники вернулись к вере. В народном сознании этот пророк всегда считался не только грозным святым, но и щедрым рапорядителем самых благодетельных сил природы, в подчинении которого - дожди, гром и молнии. По народной примте, на Ильин день, 2-го августа, всегда идет дождь. Отсюда пошло множество поговорок, связанных с этим праздником, например, такая: "До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит". Кроме того, по одной из примет, если на Ильин день идет дождь,значит, будет мало пожаров, а если дождя нет, тем более если Ильин день приходиться на пятницу, пожаров будет много.


Автор: А.Доронин
Журнал: Чудеса и тайны планеты Земля 6(42)2006

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩