Воспоминания о Венеции...

... В Венецию, конечно, надо "вплывать"с моря. Только тогда она откроется путешественнику во всём своём вянущем великолепии. Её явление напоминает какой-то медленный завораживающий стриптиз... Корабль глушит двигатели и на малом ходу входит в венецианскую лагуну. Никакого знакомого по тысячам книг и открыток города нет и в помине-каменные волнорезы, насыпи, сваи, строгие силуэты портовых кранов. Постепенно появляются первые дома, набережные. Всё мило, но простенько. Затем взгляд притягивают купола соборов, мраморные фасады церквей и палаццо. Ещё минута-и все лохмотья сброшены! Корабль входит в широкий канал и от открывшейся невероятной панорамы перехватывает дыхание.-"Венеция, вива Венеция!"- кричат столпившиеся на открытой верхней палубе итальянцы и хорваты, русские и немцы. По огромной дуге, на островах, больших и малых, расположились сплошной полосой сотни старинных прекрасных зданий. Ты будто попадаешь внутрь огромной диарамы, и чем дальше продвигаешься к сердцу города-площади Сан-Марко, тем сильнее нарастает чувство какого-то детского восторга от этой неземной красоты и мощи. Венеция всасывает в себя, как огромная воронка-неотвратимо, неизбежно-показывает главные свои красоты и выбрасывет измученного от созерцания зрителя в здание невзрачного морского вокзала... Город стар, очень стар. Мрамор изъеден ветром и солнцем, сваи подточены временем. Штукатурка на иных домах осыпается. Много зданий на реставрации... Но не это главное. Вернее-это совсем не важно. Ступив на Венецианские мостовые и набережные, побродив по чудесным узким улочкам и на удивление большим площадям, посидев в каком-нибудь уютнейшем ресторанчике(чем дальше от набережной-тем дешевле)проникаешься весёлым и мудрым духом этого города. Прав Ходасевич:"Интриги бирж, потуги наций, Лавина движется вперёд. А всё под сводом прокураций Дух беззаботности живёт...". И не надо никакого карнавала-тут и так всегда карнавал. И одновременно-всё всерьёз, взаправду. Будто пришёл в любимый театр-актёры идут по своим делам, смешиваются в фойе со зрителями... А потом идут на сцену-играть, лицедействовать. Вот и в Венеции сцена сливается со зрительным залом, и непонятно:я актёр или зритель? А может быть, и то, и другое?... Идёшь по неприметной улочке, входишь в открытую боковую дверцу-и громада огромного зала обрушивается на тебя всей своей барочной избыточностью. Фрески Тьеполо и Белотти построены по законам театральных декораций. Мадонна со святыми рвётся в голубое небо купола, отталкиваясь от упругих клочковатых белых облаков. Действие христианских сюжетов разворачивается на венецианских улицах и площадях, среди пёстрой и нарядной толпы. Блаженные, мученики, грешники, святые попадают в этот водоворот, сами становясь наблюдателями и участниками вечного карнавала жизни. Если бы Феллини родился на пять веков раньше, он мог бы стать Веронезе... Глядя в Венецианской Академии на огромные картины Беллини или Карпаччо, ты понимаешь, что город за пять веков практически не изменился. Тот же Гранд канал, тот же дворец дожей. Разве что появились корабли, моторные лодки, автомобили и прочие прелести цивилизации... Да шумная толпа сменила наряды. А так-всё, как в 16веке. По крайней мере-внешне... Съездив в Венецию, я понял что-то очень для себя очень важное и хорошее. Пока не знаю, что. Но Бродского, считавшего Венецию прекраснейшим местом на земле-понимаю. Счастлив, что побывал там. Очень рад, что не был там раньше. Всё, наверное, должно быть вовремя...(Венеция-Поречь, 11-12августа)