Об учениках...
... Чтобы чему-то всерьёз научиться-надо поверить. А точнее-уверовать. Тогда полностью теряется всякая критичность и начинаются идеализации. Порой я слышу разговоры моих студентов обо мне в коридоре или университетском кафе. Они наделяют меня теми способностями и личными свойствами, которыми я не только не обладаю, но на которые даже и не претендую... Я их понимаю. Сам когда-то с горящими глазами что-то кому-то вещал. С пеной у рта доказывал непогрешимость учителя, ненавидел скептиков и просто-сомневающихся. Но иначе учиться я не мог. Да по-другому, наверное, и невозможно. У профессионала может учиться лишь профессионал. Неофитам нужен гуру. Вот и парадокс-не сотвори себе кумира, будь критичен. Старая библейская истина. Только вот тогда ни хрена ничему не научишься. А сотворишь, да вовремя не развенчаешь-так и будешь всю жизнь вечным учеником, а мастером не станешь. Отсюда и трагические и резкие разрывы ученика с учителем-Фрейда с Юнгом, Станиславского с Мейерхольдом... Отстаивание своего "Я", выход из зоны чужого влияния. Порвать отношения, что б стать собой. У едениц есть редкая способность быстро отделить личность учителя от его навыков. Без шаманских камланий и заламывания рук. Вот они-то обычно и понимают сразу суть дела. Структуру магии, как написали когда-то Гриндер с Бендлером...