Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Белая Акация  

Дата создания поста: 5 февраля 2010, 21:32

Замок Амбуаз эпохи Карла VIII

(в дополнение к рассказу о моих впечатлениях от замка Амбуаз, помещенных на форуме Французского клуба)
Все эта информация (с)копирована, конечно же, с разных сайтов

"Обители Добродетелей"

... Что же касается Амбуаза, то он стал по-настоящему известным при Карле VIII. Здесь происходил настоящий вихрь праздников, здесь Карл был коронован, однако его лучезарное времяпровождение было нарушено "восстанием вельмож".
Это была целая серия мятежей крупных французских феодалов, возглавляемых герцогами Орлеанским и Бретонским, направленных против законного королевского правительства.
К ним вскоре присоединился герцог Бретани, и судьба государства, раздираемого распрями, снова оказалась на волоске.
Королю пришлось покинуть столь любимую им долину Луары, чтобы отправиться в Бретань и, угрожая оружием, заставить отказаться от брака с Максимилианом Австрийским Анну, дочь герцога Бретонского, а в качестве замены предложить самого себя.
Заключение бретонского брака состоялось в замке Ланже, куда король прибыл из Плесси.

Пятнадцатилетняя принцесса, миловидная брюнетка, худенькая, маленькая и хромоногая, уже ждала жениха. Тот также не отличался высоким ростом и не блистал красотой. Его портил большой орлиный нос и толстые губы, однако глаза были столь живы и проницательны, а сам он так и светился оптимизмом и доброжелательностью, что не было человека, который не поддался бы его неотразимому обаянию. Брачный договор был подписан епископом Луи Амбуазским. По этому документу Бретань присоединялась к Франции.

После торжественной церемонии последовал роскошный праздник и, несмотря на долгую изматывающую войну с Францией, Бретань не поскупилась на подарки. Сама молодая королева была облачена в золотое парчовое платье, украшенное мехом выдры. В качестве приданого она привезла с собой две кровати, представляющие собой шедевр мебельного искусства. Одна кровать была отделана дамастом фиолетового, белого и черного цветов с подкладкой из красной тафты на балдахине; вторую изумительно украшали золотые занавеси и фиолетовая, с золотым шитьем и черной бахромой, обивка.

Карл украсил замок великолепными коврами из Турции и Фландрии, обставил его мебелью, привез множество золотой и серебряной посуды, дорогих тканей. Он сделал все от него зависящее, чтобы новобрачная в вой медовый месяц купалась в комфорте, несмотря на то, что по сути данный брак являлся явлением чисто политическим.

После заключения бретонского брака Карл VIII начал осуществление своей давней мечты - выстроить резиденцию так, как ему видится идеальный замок, и он вновь обратился к Амбуазу, который всегда любил и где прошло его детство. Однако теперь Карлу было, с чем сравнивать Амбуаз - типичное средневековое строение с пятиугольным донжоном, площадь которого занимала всю западную оконечность плоскогорья. После Плесси, с его просторными галереями и изяществом, служившим олицетворением роскоши, становилось понятно: Амбуаз нуждается в срочной переделке.

Карл решил расширять Амбуаз на восток. В 1489 году здесь было расчищено место для стройплощадки. Все мешающее строительству, сбрасывалось вниз, а жителям города приходилось подбирать строительный мусор и все ненужное. Через пять лет здание обрело два новых крыла, одно из которых было обращено на север, фасадом к Луаре, а второе, возвышающееся над долиной Амасса, - на юг.

В северном крыле располагались покои короля, в южном - королевы. Каждое из этих зданий завершалось двумя башнями внушительного размера, через которые и можно было попасть внутрь замка. Северная башня называлась Миним, а южная - Юрто. Через Юрто с его пологим подъемом в Амбуаз было особенно удобно проникать всадникам и повозкам. Подъем шел винтовым способом на высоту 150 метров (до уровня замка) при ширине дороги 3 метра. Опорой подъему служила пустотелая башня, диаметр которой составлял 6 метров. Снаружи диаметр каменной спирали был равен приблизительно 20 метрам. Обе башни изначально не были предназначены для обороны, поскольку символизировали совершенно противоположное - открытость и размах королевской жизни.
Под донжоном устроили сводчатый проход, через восточный выход которого можно было добраться до церкви Сент-Флорентэн.
Работы по обновлению Амбуаза велись практически непрерывно, не прекращаясь даже зимой и в осеннюю слякоть. Сотни рабочих и их подручных трудились как при солнечном свете, так и ночью, при свечах и в свете костров.
Одновременно шли работы по украшению замковой капеллы Сент-Юбер. Фламандские мастера Пьер Минар Козин Утрехтский и Корнель де Нев изготовили для нее фризы и скульптуры, наиболее значительными из которых считаются треугольное поле фронтона с изображением святого Кристофа и эпизод обращения в христианство святого Губерта.
Ров, который ранее имел оборонное значение, теперь также преобразился. Здесь вырос жилой корпус с залом для игры в мяч, вокруг которого в три яруса расположились галереи.
Первым новым строением стала Обитель Семи Добродетелей - покои королевы, которое до сегодняшнего дня не сохранилась, но, по свидетельству современников, замок был удивительно изящным и светлым, благодаря тому, что свет внутрь здания проникал через шесть окон и столько же люкарн - помещений, напоминающих мансарду, - на крыше. Фасад, выходящий на двор, имел вид весьма импозантный.
Справа располагалась галерея с тремя аркадами и четырьмя люнетами. В люнетах можно было видеть лепные гербы Франции, королевства Иерусалимского (Карл лелеял надежды завоевать его) и изображение меча - любимого королевского символа. Над галереей располагался второй этаж со статуями Семи Добродетелей, выполненных из терракоты. В свою очередь, оба этажа галерей были кроме того украшены пятью аркадами. Благодаря пандусу всадник на лошади мог легко въехать сразу в галерею на втором этаже. Опорой для пандуса служила каменная ограда, декорированная фигурами оленей.
На первом этаже покоев королевы находились три кухни, на втором - приемный зал и комнаты с витражными окнами. На витражах можно было видеть изображение лавровых венков, инициалов Анны Бретонской и пальмовых ветвей.
В настоящее время можно видеть только левое крыло Амбуаза, где располагались покои Карла VIII. Его архитектура отличается одновременно простотой и величавостью. На первом этаже расположен зал с невысокими потолками, но очень светлый, поскольку солнце свободно проникает внутрь здания через мощные аркады.
На втором этаже находился зал Совета с пятипролетными нефами. Очень украшает зал балкон с балюстрадой, выполненной из железа. Особую выразительность придают фасаду здания люкарны. Их навершия богато украшены лепными изображениями обнаженных мечей - символов правосудия в обрамлении ветвей лавра - аллегории победы, которые увивают инициалы Карла VIII.
Амбуаз и стал настоящей королевской резиденцией, в которой Карл разместил всю свою многочисленную свиту.
Правой рукой короля являлся обер-гофмейстер Антуан де Шабан, а позже - Гюи де Лаваль. Камергерами числились независимые сеньоры самого высокого ранга, например, граф де Дюнуа, герцог Орлеанский и герцог Бурбонский. Наиболее приближенными к королю людьми являлись камердинеры, прислуживавшие в комнатах короля и спавшие рядом с ним.
Кроме того, среди служителей было множество стольников, хлебодаров и виночерпиев, кормилиц, пажей и священников, аптекарей и астрологов, художников и ювелиров, портных и граверов. В военной свите служили 100 шотландских лучников и столько же - французских; помимо них имелся и корпус швейцарской гвардии. Таким образом, в самом замке или неподалеку от него жили тысячи человек обслуживающего персонала, исполняющего свои обязанности посменно.
Внутренним убранством обновленного Амбуаза Карл VIII также занялся лично.
Он распорядился украсить комнаты французскими и фламандскими гобеленами, сцены из которых представляли собой сюжеты из Ветхого Завета и его героев - Эсфирь и Ассура, Моисея и Ионафана. Не меньшей популярностью пользовались и древнегреческие сюжеты, например, осада Трои и подвиги Геракла, история Ясона. На гобеленах изображали Александра Македонского, а также аллегорические сцены из "Романа о Розе" Гийома де Лорриса, рассказывающего о любви к Вечной Женственности.
Королевские комнаты были обиты красной и желтоватой тканью, а излюбленными героями гобеленов Карла были дровосеки и дикари. Комнаты богато декорировались навесами и балдахинами, портьерами и занавесями из шелка, дамаста, бархата, парчи и тафты. Пол был устлан турецкими коврами с таким густым ворсом, что в них тонула нога, хотя имелись и другие, более гладкие. Из обстановки можно упомянуть сундуки, столы, серванты, стулья, выполненные либо из орехового дерева, либо из дуба. Во время обедов столы устилались скатертями, на которые ставилась массивная серебряная посуда, по сей день поражающая своим удивительным великолепием. Все эти чаши, кувшины для вина, миски, многие из которых были декорированы позолоченными изображениями дикарей, украшал любимый орнамент Анны Бретонской - знаменитый витой шнур.
Кроме того, особой примечательностью Амбуаза являлась оружейная палата. Если верить описи, составленной в 1499 году, там хранились удивительные вещи: кинжал Карла Великого, меч рыцаря Ланселота, секиры Людовика Святого, меч гиганта Изора и, наконец, доспехи Жанны дАрк.
Множество картин, гобеленов, шпалер, мраморных скульптур и редких книг привез Карл VIII в Амбуаз из победоносного Итальянского похода. Большинством этих произведений искусства он украсил покои своей супруги. Однако из Италии вместе с французским королем прибыли замечательные итальянские мастера, например, скульптор Гвидо Маззони, архитектор Доменико да Кортона, гуманист и архитектор Фра Джиокондо, который позже принимал участие в строительстве римского собора Святого Петра. Итальянский садовник Дон Пачелло занялся обустройством замкового парка. Он засадил его яблоневыми, апельсиновыми и грушевыми деревьями. Чтобы ветра не вредили посадкам, со стороны Луары была сделана земляная насыпь, что, правда, несколько повредило общему очарованию картины, поскольку вид на Луару закрывался при этом полностью. В саду выстроили восьмиугольный павильон с фонтаном.
Лука Виджено придумал устроить в птичнике устройство "для вылупления цыплят без кур"; за попугаями присматривал вывезенный Карлом из Неаполя мавр.
В то же время нельзя сказать, что итальянские мастера были привезены для исключительно для строительства нового Амбуаза. Ко времени их прибытия все строительные работы в целом завершились, и в итальянской манере были выполнены только некоторые декоративные части башни Миним, в частности, дельфины, голова Горгоны и Геракл, совершающий один из своих подвигов.
В октябре 1492 года в замке Плесси у короля и королевы родился наследник, которого по совету Франциска Паолийского назвали необычно - итальянским именем - Карл-Орландо. Младенца немедленно перевезли в Амбуаз, крестили в торжественной обстановке, в присутствии всего королевского двора, после чего Франциск Паолийский посвятил ребенка Деве Марии. Мальчика охраняли со всей тщательностью. Вблизи замка постоянно дежурили гвардейцы, а иностранцы не имели права даже приближаться к Амбуазу, дабы не занести эпидемию какой-нибудь болезни. К сожалению, данные меры предосторожности не возымели желаемого действия. Видимо, с судьбой не поспоришь, и в возрасте трех лет Карл-Орландо умер. Его похоронили в Туре, в роскошной мраморной гробнице. Через некоторое время рядом с ним положили еще трех скончавшихся в раннем возрасте королевских детей - двух мальчиков и девочку. Не только простым смертным, но и королям постоянно приходится покоряться с волей Провидения...

Было изменено: 21:34 05/02/2010.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩