духовно-нравственных ценностей
ЭКС-МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА РАССКАЗАЛА, КАК В 1990-Х ГРОМИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ
Экс-министр просвещения, председатель попечительского совета Российской академии образования Ольга Васильева рассказала в эфире радио "Вести ФМ", что в 1990-х годах целенаправленно громили образование:
"Всё, что мы имеем сейчас, имеет конкретные точки отсчёта, а именно то, что вошло в историю отечественного образования как четвёртая школьная реформа, начавшаяся в 1985 году, в перестроечный период. Что же произошло? То же, что и со всей страной. Нужно было в короткий срок забыть "тоталитарное прошлое", которое мешало развиваться, как считали тогда очень многие, нужно было забыть всё, что связано с эпохой социалистического строительства, нужно было в кратчайшие сроки что-то придумать. Помогали придумывать, конечно, люди, сидящие за океаном.
В 1988 году на Всесоюзном съезде работников образования была принята концептуальная часть реформы. Наследие "тоталитарного прошлого" осуждалось. Впервые было отмечено, что мы зря придумали среднее обязательное образование. Чётко указывались шаги, что делать, причём идеологические. Реформаторы понимали, что нужно изменить ментальность, поэтому первый удар пришёлся по гуманитарным наукам. За очень короткий срок нужно было написать новые учебники по истории, литературе, языку и экономической географии. Чтобы дети учились уже по другим учебникам".
Также экс-министр отметила, что огромную роль играл фонд Джорджа Сороса "Открытое общество". Причём гранты министерства и гранты фонда Сороса "сосуществовали рядом". Фонд Сороса дал 5 миллионов долларов, чтобы в кратчайшие сроки были написаны новые учебники по гуманитарным дисциплинам. Тогда это были "приличные деньги". А министерство обращалось к европейским странам, чтобы они помогли побыстрее напечатать учебники.
В 1997 году Воронежская областная дума выступила категорически против учебника новейшей истории, написанного фондом Сороса, где было сказано, что СССР мешал коалиции победить Германию и Японию, как рассказала Васильева. "Тогда же возник термин "образовательные услуги". Образование было подано как неотъемлемая часть рыночной экономики. Был введён "образовательный ваучер" - ребёнок получает минимум, а всё, что сверху, - это платная услуга, чтобы нужно было бороться за ученика", - отметила она.
Васильева добавила, что уже в 19901992 гг. возникла идея укрупнения школ, причём с отделением младших классов от всех остальных. В 1997 году было уже по три-четыре линейки учебников по каждому предмету. В 1994 году даже отменили вступительные экзамены по истории, потому что не знали, что принимать.
"Программа четвёртой реформы была закреплена в законе об образовании 1992 года. А в законе 2002 года исчезла и статья о воспитании личности на основе духовно-нравственных ценностей. Также было записано, что есть государственный и региональный компонент образования. То есть это растаскивание образования", - сказала экс-министр.
Васильева подчеркнула, что нужно знать всё это, чтобы понимать, что делать дальше.