Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Офисное дело
Урок 1. Пунктуация.


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0

вернуться на список тем

ne obschaus  
Урок 1. Пунктуация.
ne obschaus
Палагина А. В.

Мы все пишем. Так или иначе, нам приходится иметь дело с разного рода корреспонденцией, начиная от электронных писем и заканчивая традиционной рукописной перепиской. В бешеном ритме современной жизни мы часто не обращаем внимания на то, какие ошибки порой делаем в важных документах. Конечно, многие из допускаемых ошибок может исправить компьютер. Многие, но не все и особенно это касается знаков препинания или, иначе говоря, пунктуации. Для того чтобы всегда быть на высоте и поддерживать хорошую репутацию, необходимо обладать грамотностью. Однако как редко мы открываем старые школьные тетради и учебники! Да и трудно представить себе секретаря или менеджера на рабочем месте с учебником в руках. А между тем несчастный работник тонет в море писем и океане запятых, кавычек, скобок, и ему остается только повторять сигнал "три точки три тире три точки" SOS. Теперь постараемся взглянуть на многообразие знаков препинания не как на штормовые волны, а как на спасательный круг.

Давайте разберемся, как же использовать пунктуацию "в мирных целях". Прежде всего важно усвоить: неправильно поставленный знак может исказить саму суть нашего послания, поэтому ошибки крайне нежелательны.

К примеру, посмотрим на две фразы: 1) "Собрание акционеров отменили председатель совета директоров не приехал" и

2) "Собрание акционеров отменили: председатель совета директоров не приехал". С первого взгляда, кажется, что эти два предложения абсолютно одинаковы, в них заключена одна и та же мысль, отражается одни и те же факты: "отменили собрание" и "председатель не приехал". Разве не так? Или вы уже поняли разницу?

В любом случае к подобным примерам мы еще вернемся в последующих разделах, а теперь давайте выясним, какой смысл скрывается за каждой из фраз. Если мы говорим: "Собрание акционеров отменили председатель совета директоров не приехал", то мы имеем в виду, что было отменено некое собрание акционеров, поэтому председатель совета директоров не приехал в офис компании. Если мы рассматриваем второе предложение: "Собрание акционеров отменили: председатель совета директоров не приехал", то мы описываем следующую ситуацию: некий председатель совета директоров акционерного общества по каким-либо причинам не приехал на назначенное заседание акционеров, поэтому само заседание было отменено.

Мы не можем не согласиться, что от одного знака препинания зависит верное истолкование того, о чем мы пишем, и заинтересованный читатель может составить неверное представление об описываемых нами событиях.

А сейчас пристальнее вглядимся в самые нужные пунктуационные знаки по порядку. На одних мы будем останавливаться подробнее, других наиболее простых только слегка коснемся.

Итак, начнем со знаков, завершающих предложение: это точка, вопросительный знак и восклицательный знак.
ne obschaus  
Точка
ne obschaus
Точка ставится в конце предложения, которое принято называть повествовательным, т. е. содержащим определенную мысль. Повествовательное предложение не содержит вопроса или эмоционального подъема, который следует показать на письме. Точка ограничивает одно высказывание, содержащее одну мысль, независимо от того, является ли она сложной, выраженной сложносочиненным или сложно-подчиненным предложением, или простой, сказанной двумя словами.

Сравним два отрывка из пресс-релиза конференции, написанного в разных стилях:

1) "После непродолжительной, но бурной дискуссии, разгоревшейся между г-ном А. и г-ном В. из-за предположения, которое высказала г-жа С, заседание секции закончилось в 15. 35" и 2) "Высказывание г-жи С. вызвало полемику между г-ми А. и В. Заседание закончилось в 15. 35". Оба отрывка рассказывают об одном и том же событии, но в первом случае мы имеем дело со сложноподчиненным предложением, во втором с двумя простыми. Следует заметить, что первый пример более публицистичен по стилю, второй академичен, что часто более приветствуется в деловой переписке. У точки есть еще несколько дополнительных функций, не все из которых, однако, так полезно знать офисному работнику, потому что употребление их характерно для художественной речи и не подходит для делового стиля. В данном случае имеется в виду точка после коротких отрывистых предложений, придающих тексту эмоциональность и выразительность.

Например, пассаж "Председатель совета директоров опоздал на заседание.

Вошел быстро. Сел. Бледный. Явно, злой" хорош для художественного письма другу, но не для протокола собрания, где мы, скорее, напишем:

"Председатель совета директоров явился на заседание с некоторым опозданием". Мы не должны забывать, что точка не всегда означает конец фразы. Например, нам следует использовать точку в конце пунктов перечисления чего-либо, если наше перечисление идет после двоеточия, а сами пункты (или рубрики перечисления) представляют собой развернутые самостоятельные предложения, особенно если в них уже использованы какие-либо другие знаки препинания. Это может выглядеть следующим образом.

Пример. "После собрания актива акционерного общества N были сделаны следующие выводы.

1. Работа общества N в целом признана удовлетворительной.

2. Руководство постановило увеличить суммы ежегодных премиальных выплат.

3. С начала нового года компания сосредоточит свое внимание не только на эффективности производства известной продукции, но и на разработке новых брендов".

Еще один случай употребления точки это точка в конце предложения, за которым следует продолжающее его по смыслу развернутое предложение-описание или размышление.

Пример. "Машина подъехала к дому и пассажиры увидели вот что. Вместо приветливого домика с аккуратными ставенками здание превратилось в настоящую крепость, с решетками на окнах, узкими металлическими дверями, за которыми недружелюбно лаяли несколько собак".
ne obschaus  
Вопросительный знак
ne obschaus
Если предложение содержит вопрос, то заканчивать его необходимо вопросительным знаком. При этом часто несколько вопросительных предложений могут следовать друг за другом. В этом случае каждое предложение заканчивается знаком вопроса, а последующее начинается с заглавной буквы. В некоторых случаях, особенно если речь идет о художественной речи, возможно употребление нескольких вопросительных знаков внутри одного предложения, когда следующее за знаком слово пишется с прописной буквы. Как правило, такая пунктуация показывает, что вопросительное предложение содержит перечисление похожих явлений или предметов, каждое из которых является предметом вопроса, но не может быть вынесено в отдельное предложение.

Пример. "У кого же мне спросить совета? у старых учителей? у друзей детства? у родных?". Разумеется, такая пунктуация не встречается в деловой переписке.
ne obschaus  
Восклицательный знак
ne obschaus
Если предложение имеет сильную эмоциональную окраску и в речи произносилось бы как восклицание, то на письме оно обозначается специальным пунктуационным знаком восклицательным. В деловой переписке восклицательный знак встречается крайне редко и не ставится даже после начального обращения "Уважаемыйая" к адресату письма, однако нам как грамотным людям о его существовании забывать не стоит, равно как и о некоторых правилах его употребления.

Некоторые предложения всегда должны заканчиваться восклицательным знаком это непридаточные предложения, которые содержат восклицательные слова: "как", "какой", "что за"... и т. п. Например, не поставить восклицательный знак после предложения "Что за день!" было бы ошибкой.

Также необходимо употреблять восклицательный знак после призывов, приказов и повелений, которые выражены в нестандартной форме глаголом в повелительном наклонении ("торопись", "сделай это" и т. п.), а иначе.

Пример. "Скорее!", "Сюда!", "За ним!"
ne obschaus  
Запятая
ne obschaus
Теперь нам понадобится сосредоточить наше внимание на одном из самых сложных знаков пунктуации русского языка на запятой. Употребление запятой вызывает больше всего трудностей, и большинство пунктуационных ошибок мы делаем именно из-за неправильного обращения с этим знаком. Запятая это тот самый знак, который нам приходится ставить так часто!

И почти всегда, решая, нужно его использовать или нет, мы полагаемся на остаточные знания, природную грамотность или просто интуицию и ставим запятую куда попало, а часто и вовсе думаем про себя: "Много не мало" и ставим запятую всякий раз, когда сомневаемся в том, действительно ли здесь ее место. Интересно, что если каждую пропущенную запятую можно объяснить незнанием какого-либо определенного правила, то постановка лишней запятой проблема, с которой трудно бороться, так как, как правило, большинство лишних запятых нельзя классифицировать ни в одну категорию пунктуационных ошибок. Итак, попробуем разобраться, как нам правильно использовать маленькую полезную закорючку.

Часто запятая употребляется, когда одно предложение включает несколько более простых предложений. Эти предложения внутри одного могут быть независимыми друг от друга тогда их называют сложносочиненными, или зависимыми, т. е. когда одно предложение (придаточное) не может функционировать без другого (главного) и служит для расширения, объяснения его.

Такие предложения называются сложноподчиненными. Надо помнить, что в сложноподчиненном предложении к одному главному может относиться несколько придаточных. Итак, нам нужно использовать запятую в сложном предложении, если...

Предложения связаны между собой повторяющимися союзами "и... и", "ни... ни", "или... или" и т. д.
Пример. Взглянем на такой отрывок из ответа на письмо-запрос: "Сожалеем, но наш отдел не располагает информацией по данному вопросу. Обратитесь в инстанцию N. Или менеджер выдаст Вам такую справку, или секретарь соединит Вас с компетентным лицом".

В предложении "Или менеджер выдаст Вам такую справку, или секретарь соединит Вас с компетентным лицом" мы сталкиваемся с двойным союзом "или... или".

Теперь проверим себя. Где нам ставить запятые в предложении "Ни гор из окна не видно ни свежий ветер до моего дома не долетает ни даже почтальон в маленькую подворотню не заглядывает одно разочарование эта новая квартира"?

Правильно: "Ни гор из окна не видно, ни свежий ветер до моего дома не долетает, ни даже почтальон в маленькую подворотню не заглядывает одно разочарование эта новая квартира".

Предложения связаны между собой союзами "ида", "да и", "или", "либо", "а", "даи" (в значении "но").
Пример. "Служба технической поддержки заметила неполадки на сервере компании, а корреспонденция еще не была разослана".

Теперь проверим себя. Поставим ли мы запятые между частями предложений:

1) "Окна квартиры выходили на запад и я не мог видеть гор, находящихся на востоке";
2) "Председатель совета директоров компании не мог успеть на заседание но без него никто не хотел начинать"?

Правильно:
1. "Окна квартиры выходили на запад, и я не мог видеть гор, находящихся на востоке",
2. "Председатель совета директоров компании не мог успеть на заседание, но без него никто не хотел начинать"

Казалось бы, это нам известно и это не так сложно, однако это правило имеет и свой секрет: мы не должны ставить запятую, если предложения, которые соединяются "и", "или" или "либо" имеют общее придаточное предложение или какое-то слово, которое имеет отношение ко всем соединяемым предложениям.

Пример. "В мою новую квартиру не залетал свежий ветерок и не приходил почтальон"; "Когда я вернулся домой, ветер дул все сильней и собирался ливень".

Правило распространяется на предложения, подобные приведенным выше. Теперь проверим себя. Нужна ли запятая в предложении: "После продолжительной дискуссии стороны пришли к консенсусу и были подведены итоги встречи"?

Правильно: "После продолжительной дискуссии стороны пришли к консенсусу и были подведены итоги встречи".

Предложения, очень близко связанные между собой по смыслу, на письме связаны друг с другом без использования союзов или союзами "но", "тем не менее", "однако", "все же".
Пример. "Заседание совета закончилось, однако члены Особой комиссии не спешили расходиться".

Теперь проверим себя. Поставим ли мы запятые в следующем предложении: "Солнце уже поднялось над горизонтом но бледная луна еще не сошла с небосвода теперь они светили вдвоем"?

Правильно: "Солнце уже поднялось над горизонтом, но бледная луна еще не сошла с небосвода, теперь они светили вдвоем".

Несколько придаточных предложений зависят от одного главного.
Пример. "Тетка любила рассказывать страшные истории, как пропадали люди в Тайге, как "плакали" по ночам звери на болотах".

Теперь проверим себя. Где нужны запятые в предложении: "Прошу представить отчет сколько денег поступило на счет организации куда были потрачены средства какой остаток насчитала бухгалтерия"?

Правильно:
"Прошу представить отчет, сколько денег поступило на счет организации, куда были потрачены средства, какой остаток насчитала бухгалтерия"

Однако и у этого правила есть трудность: если такие предложения соединяются между собой союзом "и", тогда запятая между ними не ставится.

Пример. "Прошу представить отчет, сколько денег поступило на счет организации и куда были потрачены средства". Теперь проверим себя. Где нам поставить знаки препинания в предложении: "Г-н N попросил объяснить зачем ему нужна дополнительная страховка и сколько он должен заплатить в кассу"?

Правильно: "Г-н N попросил объяснить, зачем ему нужна дополнительная страховка и сколько он должен заплатить в кассу".

Запятой или запятыми обособляется придаточное предложение. Зависимое предложение может стоять перед главным, после него или в середине.
Пример. Рассмотрим такие отрывки из отчета менеджера по рекламе о проделанной за квартал работе:

1) "За истекший период отделом рекламы компании N были подписаны долгосрочные договоры о сотрудничестве с четырьмя изготовителями бумажной продукции, которые были рекомендованы головным офисом компании";

2) "Обучение трех новых сотрудников, которые были приняты на работу в сентябре, закончилось успешно";

3) "Так как не были произведены своевременные выплаты, договор с компанией X не вступил в силу в назначенное время".

Как мы видим в примере 1, подчиненное предложение "которые были рекомендованы головным офисом компании" стоит после главного предложения, перед придаточным стоит запятая, в примере 2 придаточное предложение "которые были приняты на работу в сентябре" находится в середине главного предложения и выделяется запятыми с обеих сторон, а в примере 3 зависимое предложение "так как не были произведены своевременные выплаты" предвосхищает следующее за ним главное предложение, и поэтому запятая ставится после придаточного предложения.

Во что бы то ни стало нельзя забывать, что не все придаточные предложения мы должны выделять запятыми. Вспомним, какие обороты не выделяются. Это выражения, которые мы не можем разделить, такие как: "чей попало", "что попало", "как ни в чем не бывало", "во что бы то ни стало".

Пример. "Нужно предупредить бригаду рабочих о надвигающейся буре во что бы то ни стало".

Теперь проверим себя пропущены ли запятые в предложениях:

1) "Модератор отвлекся, и заседание секции превратилось в беспорядочный спор, все говорили кто во что горазд"

2) "Директор попросил секретаря проверить пунктуацию в последнем письме как следует"?

Правильно:
1. "Модератор отвлекся, и заседание секции превратилось в беспорядочный спор, все говорили кто во что горазд";
2. "Директор попросил секретаря проверить пунктуацию в последнем письме как следует".

Обратите внимание, что в предложениях типа "Модератор отвлекся, и заседание секции превратилось в беспорядочный спор, все говорили кто во что горазд" компьютер наверняка посоветует вам внести исправления, а именно: поставить запятую перед оборотом "кто во что горазд". Но поддаваться на провокации машины не стоит, ведь мы помним правила и можем полагаться на свой ум!

Да, запятая знак маленький, но очень значимый, и постичь тонкости его функционирования не так-то просто. Тем более что в деловой переписке, для которой более характерно простое и ясное, лаконичное, нежели пространное, описание фактов, количество сложных предложений не так велико. Однако отрицать их существование и не использовать совсем нельзя. Когда нам приходиться прибегать к описаниям, мы часто подолгу думаем и не знаем, как построить фразу, часто мы даже отказываемся от красивых длинных фраз, разбиваем их на короткие, порой куцые предложеньица и тем самым показываем тем, кто читает наш текст, что мы недостаточно хорошо владеем родным языком. Теперь нам нечего бояться подобных ситуаций, ведь мы сумели разобраться в самых сложных случаях, когда нам следует обратиться к запятой. Но мы не можем ограничиваться повторением только сложных правил. Давайте вспомним, сколько ошибок мы делаем, когда имеем дело с простейшими вещами... Да, немало. Мы часто полагаемся на интуицию. А стоит ли?

Лучше, чем гадать, быть уверенным в собственных знаниях. Поэтому сейчас мы уделим немного внимания более простым случаям, когда без запятой нам не обойтись. Мы не станем подробно рассматривать использование запятой при деепричастных оборотах, вводных словах ("кажется", "точно", "по-моему" и т. п.) или в случаях обращений, так как мы помним, что деепричастные обороты, равно как и обращения, всегда выделяются запятыми. Теперь перейдем к другим ситуациям, где мы можем засомневаться и задуматься, нужно ли ставить запятую или нет.

Итак, мы используем запятую, перечисляя однородные предметы или явления, следующим образом.

Запятая ставится, если в предложении есть несколько однородных членов, между которыми не стоит союз или если они связаны
союзами "а", "но" или "да" в значении "но" (пример 3). Нужно помнить, что каждый член предложения может состоять более чем из одного слова (пример 1), а если мы говорим об однородных определениях, то считать их таковыми, однородными, мы
можем только в том случае, если они относятся, т. е. определяют, к одному и тому же слову (пример 2).

Примеры.

1. "Прошу предоставить смету расходов за прошлый месяц, бухгалтерский отчет за прошлый месяц, смету расходов на текущий месяц".

2. "Текст было сложно прочитать, так как над словами были сделаны надписи красными, синими, зелеными чернилами".

3. "Компания N развивающаяся, но конкурентоспособная".

Теперь проверим себя где нужно поставить запятые в предложениях:

1) "Работая на полставки, я прихожу на работу в понедельник среду четверг";

2) "На дорожках лежал белый пушистый январский снег";

3) "По нужной теме статья в журнале попалась интересная да маленькая"?

Правильно:

1) "Работая на полставки, я прихожу на работу в понедельник, среду, четверг";

2) "На дорожках лежал белый, пушистый январский снег";

3) "По нужной теме статья в журнале попалась интересная, да маленькая".

Запятая ставится, если мы используем в предложении однородные предметы или явления и соединяем их между собой
двойными союзами, такими как "не только... но и", "еслиесли не... то", "хоть... но", "как... так", "не столько... сколько",
"хоть... но". При этом запятая используется только перед вторым союзным словом, а не перед первым.
Примеры.

1. "Повестка предновогоднего совещания содержала не столько подведение итогов уходящего года, сколько планирование бизнес-стратегий на следующий".

2. "Не уважаю людей, которые стремятся хоть немного, но положить в карман с каждой финансовой операции".

Теперь проверим себя где нужно поставить пропущенные запятые в предложениях:

1) "На собрании присутствовали как активные члены партии так и уважаемые ветераны";

2) "Начальство не только не стало выговаривать подчиненным за невыполненный план работы но и похвалило за качество уже проделанной работы"?

Правильно:
1) "На собрании присутствовали как активные члены партии, так и уважаемые ветераны";

2) "Начальство не только не стало выговаривать подчиненным за невыполненный план работы, но и похвалило за качество уже проделанной работы".

#9679; Запятая ставится в том случае, когда однородные члены предложения связаны при помощи повторяющихся союзов, таких как
"и... и", "ли... ли", "то... то", "или... или".

При этом вовсе не обязательно, что повторяющийся союз будет стоять перед каждым из перечисляемых предметов, перед некоторыми его может не быть. Это не влияет на функционирование правила.

Пример. "Ей нравилось читать о других мирах, о звездных кораблях, и о небывалых существах, и о захватывающих космических приключениях".

Однако есть случаи, когда нам не следует торопиться использовать запятую, например когда мы имеем дело с цельными выражениями, состоящими из противоположных по значению слов, соединенных повторяющимися союзами.

Примеры.
1. "Чтобы обеспечить более активную работу членов собрания, каждому из них предоставлены и схемы работы предприятий компании, и финансовые графики, и копии тезисов выступающих докладчиков".

2. "Машина попала колесом в люк, да так и стояла ни вперед ни назад". В данном примере единство представляет выражение "ни вперед ни назад". Теперь проверим себя есть ли пропущенные запятые в предложениях:

1) "Читаешь исторический роман и, бывает, так увлечешься, что то и дело слышишь или топот лошадиных копыт или шелест шелковых нарядов или звуки старинных вальсов";

2) "Мальчик очень испугался неожиданно выскочившей из подворотни собаки и еще долго стоял ни жив ни мертв"?

Правильно:
1) "Читаешь исторический роман и, бывает, так увлечешься, что то и дело слышишь или топот лошадиных копыт, или шелест шелковых нарядов, или звуки старинных вальсов";

2) "Мальчик очень испугался неожиданно выскочившей из подворотни собаки и еще долго стоял ни жив ни мертв".

Другие случаи использования запятой

#9679; Запятыми обособляются сравнительные обороты. Напомним себе, что сравнительный оборот может начинаться не только со
слова "как", а также с таких союзов, как "что", "точно", "будто", "чем" или "нежели".

Нужно обратить внимание и на то, что бывают сравнения, которые хорошо укрепились в языке и являются устойчивыми выражениями, их мы запятыми не выделяем.

Примеры. Сопоставьте пары предложений, содержащих сравнения:

1) "От смущения юноша стал красным, как розы в его руках" и "От смущения юноша стал красным как рак";

2) "Переволновавшись, она была бледна, как дождливое утро" и "Переволновавшись, она была бледна как смерть".

Примечание. Мы не должны путать сравнительные обороты, начинающиеся словами "как", "словно" и т. д., со случаями, когда с этих же слов начинаются именные части в сложных сказуемых (пример 1), а также со случаями, когда такие обороты, как "нераньше чем", "не более как" и т. п., употребляются не для того, чтобы показать сравнение (пример 2).

Примеры.

1. "Среди всех работников только Наталия как золушка, остальные ищут случая нахалтурить".

2. "Договор был заключен не далее как в прошлом квартале".

Теперь проверим себя нужно ли ставить запятую в предложениях:

1) "Собственный отец для нее как чужой"

2) "Новые банкоматы совершают все операции не больше чем за пять секунд"?

Правильно:

1) "Собственный отец для нее как чужой"

2) "Новые банкоматы совершают все операции не больше чем за пять секунд"

Запятые нужны для выделения выражений, оборотов, уточняющих или расширяющих значения каких-либо слов, например, запятыми выделяются причастия и прилагательные, которые находятся после слова, к которому они относятся, и к тому же сами имеют пояснительные слова (пример 1) или служат для того, чтобы выделить определяемое слово, придать ему автономию (пример 2). Особый случай представляет собой выделение запятыми оборотов, относящихся к личным местоимениям, они всегда обособляются.

Примеры.
1. "Мне нравятся горы, покрытые сверкающим снегом".

2. "Завтра состоится тренинг по тим-билдингу, интересный".

Запятыми выделяются приложения, которые не тесно связаны по смыслу с определяемым словом, т. е. если такие приложения убрать, то смысл всего высказывания не изменится.
Пример. "Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и, смеясь, повисла у него на шее". (Л. Н. Толстой)
ne obschaus  
Скобки
ne obschaus
То, что скобки используются для рисования смайликов, знает, безусловно, всякий: :"), однако немногие догадываются, что у скобок как у знака пунктуации есть и другое применение.

Прочитав следующий абзац, вы станете одним из этих немногих. Итак, для чего же могут пригодиться скобки? Кратко основное правило применения скобок можно сформулировать так: если вы хотите вставить в предложение дополнение или пояснение высказанной вами (на бумаге) мысли или ее части, это дополнение (а это может быть одно слово или целое предложение) заключается в скобки. Пояснения и дополнения могут представлять собой следующее.

Вы хотите пояснить свою мысль, ввести добавочную информацию, не связывая ее со всем предложением синтаксически, т. е. не "встраивая" в предложение.
Примеры.

1. "Ввиду форс мажорных обстоятельств (сильный буран) сроки поставок были изменены".

2. "Наша семья пользовалась услугами этой парикмахерской скорее по привычке (рядом с домом давно открылась новая), а еще из уважения к ее хозяину".

Вы хотите ввести в ваше предложение дополнительное замечание, комментарий, также синтаксически не связанный со всем предложением. Такие дополнения могут также выражать вопрос или восклицание.
Примеры.

1. "С начала месяца руководство ввело (к всеобщему негодованию сотрудников) штрафы за опоздания без уважительной причины".

2. "Когда она заметила, что купюра фальшивая (вот ужас!), то просто растерялась".

3. "Когда нибудь (кто знает?) роботы станут такими же верными друзьями и помощниками человека, как, например, собаки".

Примечание. Использование подобных синтаксических конструкций в деловой переписке крайне нежелательно, так как это придает речи экспрессивный оттенок, плохо сочетающийся со стилем делового общения.

Вы вводите в ваше предложение замечание, синтаксически связанное со всем предложением, но имеющее дополнительное, второстепенное уточняющее значение.
Примеры.

1. "Всеобщее внимание в этот момент было приковано к новому платью хозяйки дома (прескверно на ней сидевшему)".

2. "Каждый раз, выходя из дома (что уже превращалось в систему), он вспоминал, что снова не погасил свет в прихожей.;

3. "Уточнения и дополнения (найти которые можно в приложении 1) будут внесены во вторую редакцию третьего тома".

Примечание. Как и в предыдущем пункте, следует отметить малую пригодность подобных синтаксических конструкций для деловой переписки, они, скорее, подходят для менее официального стиля общения и художественной речи.

Скобки используются для передачи отношения слушателей к чьей-либо речи, к примеру при ведении протокола заседания, собрания.

Примеры.

1. "Внедрение новых технологий уже в этом году приведет нашу компанию к небывалым успехам! (Аплодисменты в зале)".

2. "Сегодня я как никогда рад объявить имена победителей, ведь ими стали наши соотечественники! (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию)".

В случае если вы используете цитату, в скобках за ней указываются фамилия автора и название произведения, из которого взята эта цитата, причем точка, обозначающая конец предложения, будет ставиться после закрывающей скобки.
Пример. "Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью" (Рассел Б., "Почему я не христианин").

Также полезно знать, что в драматическом тексте в скобки заключаются авторские ремарки.
Пример. "Яу Ель. Ты ведь отрекся! Император. Не совсем. (Злобно). Не ты ли отдал приказ меня расстре лять?

Яу Ель. Мало ли что! Чего не скажешь сгоряча" (Брехт Б., "Турандот, или Конгресс обелителей")

Теперь проверим себя расставим правильно знаки препинания (пропущены запятые, точки и скобки) в отрывке:

"В сложившихся обстоятельствах штормовой ветер и сильный мороз самым благоразумным представлялось вернуться на базу Однако направившись в сторону лагеря мы обнаружили вот ужас! что мост разрушен Закинув нагруженные рюкзаки за спины и без того ноющие от перегрузок мы побрели вдоль реки".

Правильно: "В сложившихся обстоятельствах (штормовой ветер и сильный мороз) самым благоразумным представлялось вернуться на базу. Направившись в сторону лагеря, мы обнаружили (вот ужас!), что мост разрушен.

Закинув нагруженные рюкзаки за спины (и без того ноющие от перегрузок), мы побрели вдоль реки".
ne obschaus  
Скобки плюс другие знаки препинания
ne obschaus
Важно помнить, что знаки препинания должны правильно сочетаться между собой. Скобок это касается в первую очередь, так как они чаще других знаков выступают в сочетании с точками, запятыми, двоеточием и прочими своими "коллегами". Существует несколько очень простых правил, регламентирующих взаимоотношения знаков препинания внутри одного предложения.

Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед открывающей или закрывающей скобкой, их место после закрывающей скобки.
Поясним на примерах:
Примеры.
1. "Отряд продвигался в полной темноте (было новолуние), но темпа не сбавлял".

2. "К тому времени все было готово к отъезду (надо сказать, мы собрались сказочно быстро); чемоданы собраны; ожидающая
нас машина урчала у подъезда".

3. "Все в этой комнате было знакомо мне до мельчайших подробностей (сколько лет прожил я здесь!): и потертый коврик у кровати, и неизменный фикус на подоконнике, и выцветшие гардины".

4. "В отношениях с подчиненными он требовал только одного (видимо, самого главного в его понимании) железной дисциплины".

Такие знаки препинания, как точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие должны располагаться:
перед закрывающей скобкой, если имеют отношение только к словам, заключенным в скобки;
Пример. "Подбегая утром к зданию, где располагался наш офис, с опозданием на 15 минут, я отметила про себя (ура-ура!), что машины шефа на месте еще нет".

после закрывающей скобки, если относятся ко всему предложению в целом.

Пример. "И для чего только вы притащили сюда эту дворнягу (и блох ее заодно)?"
ne obschaus  
Кавычки
ne obschaus
Очень часто в речи мы употребляем слова "в кавычках". Например, когда говорят об "успехах в кавычках", то имеют в виду нечто противоположное по значению неудачу, провал и т. п.

Постараемся разобраться, где, когда и для чего используются кавычки, однако оговоримся сразу, что в деловой переписке кавычки встречаются нечасто.

Если вы хотите употребить в вашем тексте цитату, она должна быть заключена в кавычки.
Пример. "Глядя на запыленную витрину буфета, я невольно вспомнил слова Булгакова: "Свежесть бывает только одна первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!"

Примечание: если вы "встраиваете" цитату в предложение, то перед ней не нужно ставить двоеточие.

Пример. "Еще Михаил Булгаков в "Собачьем сердце" говорил, что "разруха не в клозетах, а в головах".

В кавычки необходимо заключать слова, если вы употребляете их не в прямом значении, а иронически и в переносном смысле.
Пример. "Последнее "достижение" моего сына совсем меня расстроило это надо было додуматься подложить кнопку на стул учительнице математики".

Примечание: для официального стиля общения ирония нетипична, и об этом нужно помнить.

Не забывайте заключать в кавычки и все "необычные" слова устаревшие и уже не употребляемые в обычной речи или, напротив, впервые предлагаемые слова.
Примеры.

1. "Как явствовало из названия картинки, изображенное на ней существо называлось "жабак" чудовищная помесь лягушки и собаки".

2. "Утром бабушка встанет раньше всех, наденет свой "запон" и пойдет возиться на кухню. И скоро оттуда так вкусно запахнет, что в кровати уже не улежать".

Всевозможные названия, будь то название гамбургера в "МакДоналдсе", вашего любимого романа или подводной лодки, тоже
заключаются в кавычки.

Примеры.
1. "Вновь перечитываю "Анну Каренину" Льва Толстого и вновь ужасаюсь ее нелепой и жестокой гибели".

2. "Представители компании "Феникс" явились на переговоры точно в назначенное время".

Примечание: кавычки не ставятся, если в состав названия входят слова "имени...", "памяти...".

Пример. "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского".

Используйте кавычки при прямой речи, если она не начинается с абзаца, а продолжает строку.
Пример. "Вслед за мальчуганом по улице, не разбирая дороги, бежал грузный мужчина и кричал: "Стой! Да подожди ты, давай поговорим!"

Примечание: в деловой переписке прямая речь не употребляется.

Теперь проверим себя, правильно расставив знаки препинания (пропущены кавычки).

1. Новая экранизация Войны и мира вызывает множество вопросов.

2. И тогда Красная Шапочка спросила: Бабушка, а почему у тебя такие большие ушки?

3. На аэродроме имени Гагарина 7 октября будет грандиозное авиашоу.

4. Комсомольская правда моя любимая газета.

Правильно:
1. Новая экранизация "Войны и мира" вызывает множество вопросов.

2. И тогда Красная Шапочка спросила: "Бабушка, а почему у тебя такие большие ушки?"

3. На аэродроме имени Гагарина 7 октября будет грандиозное авиашоу.

4. "Комсомольская правда" моя любимая газета.
ne obschaus  
Кавычки плюс другие знаки препинания
ne obschaus
Как и в случае со скобками, существует ряд несложных правил, помогающих правильно организовать расстановку различных знаков препинания в сочетании с кавычками в одном предложении.

Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не могут стоять перед закрывающими кавычками. Ставьте их только после кавычек.
Пример. "После такого грандиозного провала он решил, что называется, "залечь на дно".

Пример. "Представители "Кристалла", тщательно рассмотрев все аргументы, решили от предложения отказаться".

Пример. "За воротами заурчал мотор "Жигулей"; захлопали дверцы; машина отъехала".

Вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие должны ставиться:
перед закрывающими кавычками, если имеют отношение только к словам, заключенным в кавычки;

Пример. "На мой вопрос "Что мы теперь будем делать?" никто не ответил".
после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению в целом.

Пример. "И это все твои так называемые "факты"? Неубедительно".

Примечание: если перед закрывающими кавычками требуется поставить или вопросительный знак, или восклицательный знак, или многоточие, то после кавычек этот же знак ставить еще раз не нужно, но если знаки не повторяются, то ставятся и тот и другой.

Пример. "Не напоминает ли вам это сны Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?"

Пример. "Решено было изменить на другое название статьи "Любой ценой к победе!".
ne obschaus  
Точка с запятой
ne obschaus
Знак препинания "точка с запятой" встречается чаще всего в длинных предложениях, свойственных официальным стилям общения. Точка с запятой помогает выделять в таких предложениях смысловые части, т. е. облегчает понимание текста.

Если сложное предложение состоит из нескольких предложений, часто имеющих внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой. Эти предложения могут быть независимы друг от друга, а могут подчиняться одному главному.

Предложения внутри одного сложного могут соединяться разными способами: без помощи союзов;

Пример. "Необходимость ввести новую систему оплаты труда была вызвана недовольством персонала прежней системой начисления заработной платы; дисциплинарные взыскания, вводимые параллельно с новыми принципами оплаты труда, повысили уровень ответственности у работников предприятия; нововведения за короткие сроки увеличили прибыль предприятия". с помощью различных союзов: "однако", "все же", "тем не менее" и др.

Пример. "Внедрение новейших форм хозяйствования на предприятии способствовало увеличению прибыли; однако повлекло за собой необходимость переквалификации большего числа рабочих, не имеющих соответствующих навыков; тем не менее именно
новые технологии позволили предприятию выйти в число лидеров в своем сегменте рынка".

Примечание: в случае когда внутри сложного предложения простые связываются при помощи союза "а", требуется большая осторожность. Точка с запятой здесь применима, только если связываемые им предложения распространены и имеют внутри себя запятые.

Примечание: союзы "и", "да" (в значении "и") могут быть использованы только для соединения предложений, которые без них были бы разделены точкой.

Если в предложении вы используете распространенные однородные члены, между ними также может стоять точка с запятой.
Пример. "Первое время коллектив представлял собой пестрое разнородное сборище: здесь собрались специалисты высокого класса, поверившие в успех нового начинания; энтузиасты без особых талантов, зато заражающие всех своей энергией и верой в победу; и просто случайные люди, тоже постепенно загорающиеся общей идеей".

Точка с запятой используется при построении списка, если рубрики перечисления не являются самостоятельными предложениями, и особенно в тех случаях, когда внутри них есть запятые.
Пример. "В целях повышения эффективности труда собрание постановило с 31 ноября:

1) запретить курение на рабочем месте;

2) запретить курение на территории предприятия, кроме специально отведенных до этого мест;

3) поручить начальнику отдела кадров Ивановой А. И. контроль своевременного прихода сотрудников на работу".
ne obschaus  
Тире
ne obschaus
Тире среди других знаков препинания занимает особое место, потому что это единственный знак препинания, в постановке которого пишущему предоставляется некоторая свобода воли. Иногда тире называют "авторским знаком", но, оговоримся сразу, только если речь идет о художественном тексте, дружеском послании. В этих и подобных случаях тире помогает сделать речь более выразительной и красочной, более тонко расставить смысловые оттенки, подчеркнуть эмоции. В том, что касается официальных писем, постановка тире, безусловно, строго регламентирована, ведь ни о каких интонационных нюансах, и ни о какой экспрессивной окраске здесь речь не идет. Рассмотрим основные случаи, когда постановка тире необходима.

Тире ставится в предложении между подлежащим и сказуемым, если: и подлежащее, и сказуемое выражены существительным в именительном падеже и между ними нет связки;
Пример. "Знание сила. Береза дерево. Колорадский жук вредитель. Секретарь правая рука руководителя. Отдел по маркетингу важное звено компании".

Примечание: если перед сказуемым стоит отрицание "не", тире ставить не нужно. Пример. "Банан не дерево. Дельфин не рыба". подлежащее существительное или глагол в неопределенной форме, а сказуемое выражено глаголом в неопределенной форме и между ними нет связки;

Пример. "Жизнь прожить не поле перейти". подлежащее присоединяется к сказуемому словами "это", "это есть", "это значит", "вот".

Примеры.
1. "Компьютеризация это залог успеха предприятия".

2. "Быть ответственным это значит думать о других".

3. "Мама вот первое слово, которое обычно говорят дети".

Если после перечисления ряда предметов вы обобщаете их одним словом, перед ним необходимо поставить тире.

Пример. "Компьютеризация рабочих мест, организация курсов повышения квалификации для персонала все предложения по повышению эффективности труда заслуживают внимания".

Если в конце предложения вы вводите некоторое добавление, пояснение, приложение, оно присоединяется к основному предложению при помощи тире.

Пример. "Не забыл он упомянуть и об альтернативе проводной связи транкинговой системе "Алтай".

Пример. "Некоторым людям кажется бессмысленным держать в городской квартире этих маленьких пушистых хищников кошек".

Если предложения в составе одного сложного соединяются без помощи союзов, между ними ставится тире в тех случаях, когда второе предложение по смыслу представляет собой следствие или вывод из первого.
Пример. "Собрание акционеров отменили председатель совета директоров не приехал". ("Собрание отменили, поэтому председатель и не приехал".)

Пример. "Предложение заманчиво устоять невозможно".

Пример. "Техническая база обновлена работаем без перебоев".

При обозначении временных, пространственных либо количественных пределов тире заменяет слова "от... до".

Пример. "Рейс Чикаго Москва".

Пример. "В знаменитой автогонке Париж Даккар принимали участие российские спортсмены".

Пример. "Предметы быта французских феодалов IХ-Х веков".

Теперь проверим себя, правильно расставив знаки препинания (пропущены запятые, точки и скобки).

1. На поезд Саратов Берлин билетов не достать.

2. Внешний вид персонала важная часть имиджа компании.

3. Арбуз ягода.

4. Мухомор ядовитый гриб.

5. Бедность не порок.

6. И сестра, и тетка, и обе кузины все пришли поздравить Эмму с днем рождения.

Правильно:

7. На поезд Саратов Берлин билетов не достать.

8. Внешний вид персонала важная часть имиджа компании.

9. Арбуз ягода.

10. Мухомор ядовитый гриб.

11. Бедность не порок.

12. И сестра, и тетка, и обе кузины все пришли поздравить Эмму с днем рождения.

Прочие случаи постановки тире в предложении относятся главным образом к художественной речи, где служат для придания ей большей выразительности. Прокомментируем некоторые из этих случаев при помощи примеров.

Пример 1. "Хотел с утра сделать тысячу дел к вечеру понял, что толком ни одного не осилил. Пытался встать на руки упал".
Пример 2. "Хотел заговорить язык не слушался".

В данном случае тире связывает либо два сказуемых (пример 1), либо два независимых предложения (пример 2) и используется для противопоставления одного другому.

Пример 3. "Девушка смахнула слезу, минуту еще покрутила в руках кольцо и с размаху швырнула его в реку". В художественной речи при помощи тире может отделяться, по желанию автора, любая часть предложения для усиления необходимого эффекта.

Пример 4. "Потерять друга легко найти трудно.

Пример 5. "Ты лед ты пламень. Ты пух ты камень".

В данном случае тире между двумя предложениями (пример 5) или между однородными членами (пример 4) выражает их резкое противопоставление.

Пример 6. "Веру Ивановну в банк, а Марья Петровна доклад на завтра".

Тире может ставиться на месте пропущенного члена предложения. В данном случае пропущено сказуемое. Иначе предложение могло бы выглядеть так: "Веру Ивановну посылаем в банк, а Марья Петровна готовит доклад на завтра".

Пример 7. "Машину до блеска, завтра без опозданий. (Машину отмыть до блеска, завтра приехать без опозданий)".

Пример 8. "В этот момент я не мог поверить своему счастью! дверь наконец отворилась".

Пример 9. "Только однажды да и то помнится смутно видела я этого странного человека".

В этих примерах при помощи тире выделяется пояснение, комментарий, стоящий в середине предложения.

Пример 10. "Как правило, вся входящая и исходящая документация приказы, письма, телефонограммы, протоколы, запросы дублируется для надежности на сервере".

В примере 10 при помощи тире выделена группа однородных членов, стоящих в середине предложения после обобщающего слова.
ne obschaus  
Двоеточие
ne obschaus
Двоеточие используется в основном при перечислениях и при оформлении прямой речи, но есть у него и другие функции. Рассмотрим более подробно различные случаи применения двоеточия.

Если в конце вашего предложения предполагается перечисление, то перед ним нужно поставить двоеточие, особенно если есть обобщающее слово или слова "как-то", "а именно".

Пример. "В связи с расширением строительная фирма приглашает на работу рабочих следующих специальностей: каменщик, кровельщик, машинист крана".

Пример. "Для приема иностранной делегации необходимо привести в порядок ряд помещений, а именно: холл, конференц-зал, столовую".

Если перечисление находится в середине предложения после обобщающего слова или слов "как-то", "а именно", перед ним ставится двоеточие.
Пример. "Всевозможные мелкие детали, а именно: цветы на столах, свежие фрукты, хорошо наточенные карандаши благоприятно влияют на впечатление от встречи в целом".

Примечание: в данном случае после перечисления ставится тире.

Если предложения в составе одного сложного соединяются без помощи союзов, между ними ставится двоеточие в тех случаях, когда второе предложение разъясняет смысл первого либо содержит причину, основание того, о чем идет речь в первом предложении.
Пример. "Теперь я абсолютно уверен: подбор персонала имеет очень большое значение".

Пример. "Собрание акционеров отменили: председатель совета директоров не приехал". ("Собрание отменили из-за того, что председатель не приехал".)

Если предложения в составе одного сложного соединяются без помощи союзов, между ними ставится двоеточие в тех случаях, когда в первом предложении главными по смыслу являются глаголы "видеть", "смотреть", "слышать", "знать", "чувствоать" и т. п.

Пример. "Долго шел Иван-Царевич по лесу и вдруг видит: стоит посреди болота избушка на курьих ножках".

Пример. "Сад хирел, словно предчувствовал свою судьбу: через два года на его месте вырос новый поселок с прямыми заасфальтированными улицами, детскими площадками и автостоянкой".

При помощи двоеточия вводится прямая речь, если она начинается не с абзаца, а продолжает строку.
Пример. "Продавщица в колбасном отделе вежливостью не отличалась и только буркнула из-за прилавка: "Вам чего?".

Пример. "Я спросила старичка на лавочке: "Сколько времени?". А он мне в ответ: "Очень мало". Я не поняла и снова спросила: "Что это значит очень мало времени?". Старичок грустно сказал: "У меня осталось очень мало времени радоваться жизни".

Ну, вот теперь мы немного разобрались в хитросплетениях пунктуации русского языка. Мы видим, что не всегда сложно то, что кажется самым трудным, и не всегда легко понять то, что кажется простым. Тем не менее уверенному в своих знаниях человеку нечего бояться, как госпоже N. Эта госпожа N работала секретарем лет десять и блестяще справлялась со своими обязанностями, была мастером заполнения формуляров и написания служебных справок. Но вот ей предложили более привлекательное место, и она с радостью сменила место работы. Однако оказалось, что на новом месте госпожу N подстерегали непредвиденные трудности: вместо привычных коротких писем, где и нужно-то было всего поставить одну точку, одну запятую, а то и того меньше, ей пришлось писать развернутые отчеты, письма и пресс-релизы. К содержанию ее "трудов" никто не имел претензий, но вот к пунктуации... после нескольких серьезных ошибок начальник принес ей справочник. Бедная госпожа N очень смутилась. Надеюсь, мы с вами никогда не попадем в такую ситуацию! :-)
Анкета удалена  
вот
Анкета удалена
полезная инфа. Спасибо. Может, пригодится.

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩