Статья в Российской газете в апреле 2016 г:
28. 04. 2016 09:10
Как изменились брянцы за 30 лет после Чернобыля
Александр Федосов (Брянск)
Накануне тридцатилетия чернобыльской катастрофы, которая случилась 26 апреля 1986 года, в Брянскую область нагрянул десант зарубежных экологов, медиков и журналистов. Они пытались понять, как сказалась радиация на людях, животных, природе. Сами брянцы думают о том, как жить на родной земле, чтобы не одолевали болезни, чтобы не приходилось ездить на заработки в другие края.
Смешные люди из-за границы
В Новозыбкове, который стал самым крупным городом области, зараженным радиацией, иностранцы пробыли несколько дней. Беседовали с местными жителями, общались с медиками, властями, осматривали детей. Англия, Япония, Канада, Франция увидят репортажи из села Святска, которое опустело еще в 1986 году, и других мест. Данные точнейших дозиметров снимали камерами, селян расспрашивали о житье, ожидая откровений.
- Иностранцы смешные, - рассказал житель Красногорского района, соседствующего с Белоруссией, Александр Иваненко. - Им кажется, что тут все должны держаться в ужасе за голову и думать только о радиации. Но так жить невозможно. Страха уже давно нет, люди привыкли, живут как могут.
Бывший депутат областной Думы и известный эколог Людмила Комогорцева сопровождала гостей:
- Побывали в лесничестве Злынковского района. Около Старого Вышкова, где местные жители заготавливали березовый сок, уровень радиации оказался в десять раз выше нормы, а у школы - в пять раз. Даже на детской площадке все "светится". Когда стала выяснять, почему не расширили хотя бы на пару метров дорожку около школы, люди сказали, что боятся говорить об этом, иначе, по их мнению, закроют школы. Они опасаются, что у них отберут льготы. Даже в Святске, где радиация превышает 40 кюри, крупный инвестор пытается возрождать сельское хозяйство.
По данным природоохранной прокуратуры, которая опирается на заключение Калужского отдела "Рослесзащиты", уровень радиации в древесине на некоторых делянках юго-западных районов, прежде всего в Клинцовском лесничестве, в пять раз превышает предельные нормы. По мнению прокуроров, нельзя передавать лесные участки арендаторам без проверок наличия радионуклидов в древесине.
- Но в обязанности лесников не входит измерение уровня загрязнения древесины, у них нет даже поверенных приборов, - поясняет Людмила Комогорцева. - Кроме того, до сих пор не разработаны правила ведения лесного хозяйства на чернобыльских территориях. Начальник Брянского управления лесами Владимир Котенков сообщил мне, что прокуратура проиграла суд только по той причине, что при всем желании лесники не могли бы определять, заражено ли дерево радиацией, так как нет ни методики, ни специалистов, ни денег, ни полномочий. Это уже, скорее, вопросы Роспотребнадзору и специализированным организациям вроде "Тайфуна". К сожалению, за 30 лет так и не была принята программа "Радиационные леса", хотя ее подготовили более десяти лет назад.
За три десятилетия в чернобыльских лесах скопилось более семи миллионов кубометров древесины. Уже случилось более тысячи пожаров в радиационных лесах, и дым каждого усиливал заражение местности.
Превращения цезия
До сих пор в чернобыльских районах области проживает более 310 тысяч человек, в том числе на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 выше пяти кюри на квадратный километр - около 154 тысяч. Наибольшие уровни гамма-излучения - до 0, 8-1, 6 микрозиверта в час - отмечаются в деревнях Увелье, Заборье и Николаевке Красногорского района. Ученые института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН провели исследование в загрязненных радионуклидами районах и установили, что мышцы животных содержат радиоактивный цезий. В мясе кабана он превышает норму в 117 раз, косули - в 20. В грибах радиации в 20 и более раз больше предельного порога. Конечно, есть их нельзя, но их едят и ими торгуют вовсю."