Как только клуб понимает, что конкретно он ищет, начинается аналитическая работа, направленная на то, чтобы отобрать определенное количество игроков перед тем, как приступить к просмотру видео материалов. Задаются параметры поиска или фильтры, которые зависят от политики клуба, финансовых возможностей, да и в целом здравого смысла. При этом необходимо понимать, что в правильно функционирующем клубе селекционный отдел работает не только, когда уже поставлены задачи. Он работает постоянно, отсматривая футболистов, собирая информацию и имея всегда в рукаве несколько вариантов в каждую позицию. Необходимость в покупке игрока может возникнуть внезапно (травмапредложение от которого нельзя отказаться) и счет будет идти даже не на недели, а на дни, и если нет хорошо изученых и проработанных варинтов, то либо команду не получится усилить вовсе, либо будет куплен первый подвернувшийся под горячую руку игрок, что очень рискованно.
Если же нет каких-то наработок и четкого понимания, как и где необходимо искать, то клубы уже на этом этапе начинают сотрудничать с агентами, или посредниками, то есть связываются с ними и просят помочь усилить ту или иную позицию. Те агенты, в свою очередь, звонят другим агентам и таким образом выстраивается аналитическая работа и поиск, который больше похож на хаос, и который приводит к тому, что стоимость футболиста увеличивается как за счет того, что агенты будут просить за свою работу комиссию, так и из-за того, что слишком много посторонних людей задействовано в процессе. Это очень деликатные процессы и чем больше людей знает, что какой-то клуб интересуется определенным футболистом, тем больше шансов, что им сразу же заинтересуются еще несколько клубов, что неминуемо приведет к увеличению его стоимости. Впрочем, для некоторых клубов сотрудничество с агентами является неотъемлемой частью их футбольной жизни. Как говорится, хозяин барин.
Чуть более подробно об агентах и особенностях их работы я расскажу отдельно.
Если максимально подробно останавливаться на этом этапе селекционной работы, то необходимо обозначить источники появления информации, потому что имя игрока не появляется на рабочем столе просто так. Футбол это нескончаемые потоки огромного количества важной и не очень информации, и селекционый отдел клуба должен быть внутри всех информационных потоков и должен быть способным правильно ее обрабатывать и фильтровать.
Для того, чтобы не перегружаться ненужной информацией, необходимо определиться с основными параметрами поиска и установить определенные внутренние фильтры, которые, как я уже отмечал выше, зависят от политики клуба, его финансовых возможностей и здравого смысла. Политика клуба может заключаться в том, что не покупаются футболисты старше определенного возраста, в клубах может быть определенный психологический финансовый лимит на покупку футболиста, а может быть наоборот, что клуб даже не будет рассматривать покупку игрока, если тот стоит меньше определенной суммы. Примеров таких параметров масса они отражают философию клуба, задачи, которые ставятся перед командой, амбиции их владельцев. Но чаще всего вся информация фильтруется исходя из здравого смысла. Если футболисту 35 лет, то вряд ли он может быть интересен клубу, стремящемуся к стабильности и выстраивающему долгосрочную политику, если, конечно, такой игрок не берется под конкретную краткосрочную задачу. Игровая статистика, его национальность, антропометрия, клуб за который выступает, индивидуальные и командные успехи вот лишь несколько параметров, которые оцениваются в первую очередь.
Основными источниками информации являются:
Просмотр матчей. В матче играют 22 футболиста, не считая тех, которые выходят на замену, и совершенно не обязательно, что вам понравится только тот футболист, которого было желание посмотреть изначально.
Спортивная пресса. Чаще всего иностранная. В каждой стране есть как минимум по одной серьезной спортивной газете, которая рассказывает, что там происходит в ежедневном режиме. Абсолютное большинство предоставляют возможность читать материалы на их интернет-страничках бесплатно. Невозможно знать бразильский футбол, если не читать каждый день Globoesporte, про то, что происходит в аргентинском футболе, очень исчерпывающе рассказывается в Ole. И это лишь первые источники информации, которые приходят в голову, а их масса. Это огромное преимущество, когда в селекционном отделе есть люди, владеющие иностранными языками и способные получать и анализировать информацию из первых рук.
Специализированные источники информации. Сейчас очень много различных статистических сайтов и специальных служб, которые способны снабжать очень узкопрофильными данными об игроках. При помощи фильтра на сайте!Ссылки Запрещены!, самого первого и главного помощника любого скаута, вы сможете найти, например, всех нападающих мира моложе 20 лет, уже играющих в своих клубах и проанализировать их статистику. Wyscout, совершивший революцию в том, что касается доступности просмотра в режиме онлайн практически любых футбольных матчей, начал готовить специализированные выдержки по разным соревнованиям, где можно подчерпнуть много полезной информации и самостоятельно стал экспериментировать с оценкой качеств игроков, выставляя им определенные индексы в зависимости от их мастерства.
Футбольные симуляторы. До того, как мне задали вопрос в одном из интервью, я даже и не задумывался о том, что существует возможность поиска информации по игрокам в футбольных играх. Если честно, я и сейчас не воспринимаю этот источник информации всерьез и никогда к нему не прибегал, но тем не менее он существует, и говорят, на эти программы работают настоящие профессиональные скауты, которые пытаются предсказать футбольное будущее многих молодых игроков, выставляя им определенные оценки.
Агенты. Безусловно, необходимо поддерживать связь с агентами и находить в себе силы выслушивать их, даже если они пытаются прорекламировать футболиста, которому за 30 и он уже год не играет, ведь в будущем может так случиться, что этот самый агент будет представлять интересы нужного тебе игрока. Однако чаще всего агенты стараются продвинуть игрока, который уже на спаде, или у которого есть проблемы. Особенно подозрительными бывают ситуации, когда один и тот же футболист предлагается несколькими агентами. Безусловно, бывают и исключения, и любую информацию лучше лишний раз перепроверить, но хорошему игроку не нужна лишняя реклама, чаще всего это просто потерянное время. Если игрок хороший, а клуб располагает серьезной селекцинной службой, то он должен сам находить футболиста без помощи посредников, которые, как уже отмечалось ранее, еще и захотят за это получить посредническое вознаграждение.