Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Интересная Москва
Венценосный масон


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 2, замечено за сутки: 10

вернуться на 46 стр. списка тем

Лана Свет  
Венценосный масон
Лана Свет
В общественном сознании российский император Павел I слывет одной из самых одиозных и несимпатичных фигур отечественной истории. Сомнительная слава самодура, унаследовавшего все худшие качества своего отца, "жалкого алкоголика и дегенерата" Петра III... Однако далеко не все были уверены, что именно Петр III являлся настоящим отцом Павла I.

ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ
В связи с тем, что Павел появился на свет почти десять лет спустя после свадьбы Петра и Екатерины, когда многие уже были уверена в бесплодности этого брака ( а также под влиянием свободной личной жизни императрицы), ходили упорные слухи о том, что настоящим отцом Павла I, был не Петр IIIа первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, Граф Сергей Васильевич Салтыков.
В мемуарах Екатерина II даже содержится косвенное указание на это. Отчаявшаяся дождаться наследника императрица Елизавета Петровна, дабы династия не угасла, сама приказала Екатерине произвести на свет ребенка не зависимо от того, кто будет его генетическим отцом. В связи с этим приставленные к Екатерине придворные начали поощрять ее адюльтер. Тем не менее, Екатерина в своих воспоминаниях объясняет 10-ти летнюю бездетность так: многолетний брак не приносил потомства, поскольку Петр имел "некое препятствие", которое после ультиматума, поставленного ей Елизаветой, было устранено ее друзьями, совершившими над Петром насильственную хирургическую операцию, в связи с чем он все-таки оказался способным зачать ребенка.
Более фольклорной и находящейся в русле традиционных представлений о "подменном младенце" является история о том, что Екатерина Алексеевна будто бы родила мертвого ребенка и он был заменен неким "чухонским" младенцем, которого доставили во дворец по распоряжению императрицы.

Я ЕСМЪ ЦАРЬ!
Возможно, именно из-за этих слухов, постоянных смешков за спиною Павел Iвсю свою жизнь пытался доказать окружающим да и самому себе, что он сын Петра III.
С самого раннего детства он рос в крайне неблагоприятной семейной атмосфере. В 8-летнем возрасте Павел стал свидетелем дворцового переворота в 1762 г., в результате которого мать отобрала власть у отца. Насильственное отстранение от власти, а потом и убийство Петра III оказали огромное воздействие на психику впечатлительного мальчика.
Павел был нелюбим матерью, которая не раз позволяла себе оскорблять сына перед лицом своих фаворитов ( "тяжелый багаж", "жесткая тварь" и т. д.). Достигнувший совершеннолетия наследник также не испытывал нежных чувств к своей матери, не без оснований считая ее узурпатором принадлежащему ему по праву престола и серьезно опасался быть убитым или заключенным под арест.
Но больше всего император боялся быть отравленным. Не доверял отечественным кулинарам, повариху он выписал из старой доброй Англии. Впрочем, эта и другие предосторожности ему не помогли.

ВОЛЬНЫЙ КАМЕНЩИК
К власти Павел пришел довольно поздно в возрасте 42 лет, в 1796г. При дворе ходили легенды о якобы имевшимся, но уничтоженном завещании Екатерины в пользу ее внука Александра, но надежных доказательств существования данного документа нет.
Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избалованной при снисходительной императрице Екатерине IIдворовой знати уклад жизни по типу европейского. Павел старался как можно больше походить на своего великого предка. Сильную поддержку он нашел в лице тайного общества масонах. В то время Орден вольных каменщиков, разгромленный Екатериной II, пребывал в добровольном молчании, растерянности и бездействии. В то же время тайный орден сохранил свои основные кадры и организацию, ложи были готовы к возобновлению масонской "царственной работы". Новый император Павел I освободил арестованных масонов, вернул сосланных, призвал на государственную службу И. В. Лопухина и И. П. Тургенева, сделал фельдмаршалом виднейшего розенкрейцера Н. В. Репина, разрешил ( с оговорками) деятельность лож и капитулов.
По воцарении масоны посвятили Павлу I много од, согласно орденской символике именовали его "солнцем наших дней", а павловское царствие "возрождением".
Еще при жизни императрицы маленький оппозиционный двор цесаревича Павла Петровича стал настоящим масонским гнездом, где все решал наместный мастер Великой провинциальной ложи России и вице-канцлер граф Николай Иванович Панин и его преданный секретарь соавтор конституционных "прожектов" Д. И. Фонвизин. К сожалению, архивные свидетельства о вступлении великого князя Павла Петровича в орден вольных каменщиков пока не найдены, но по всей видимости, введение его в ложу состоялось в Европе. Масонство сделало стратегическую ставку на цесаревича в своей борьбе за власть с его умной и осторожной матерью, и в конце концов это погубило не только орден, но и самого императора.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ИМПЕРАТОРА
В последний день жизни 11 марта 1801 года Павел призвал к себе сыновей Александра и Константина и приказал привести их к присяге ( хотя они уже делали это при его восхождении на престол). После этой процедуры император пришел в хорошее расположение духа и дозволил сыновьям отужинать вместе с ним. Когда ужин кончился и все встали из-за стола, Павел вдруг сказал: " Чему бывать, того не миновать". И ушел в свои спальные апартаменты.
Между тем заговорщики уже действовали по заранее согласованному плану. Михайловский дворец, где располагался император, в эту ночь охраняли войска верные Александру. В заговоре участвовал даже полковой адъютант Павла I, который и провел во дворец группу заговорщиков. Среди них были лица, занимавшие высшие посты в государстве, - граф Пален, князь Зубов, его брат граф Зубов, князь Волконский, граф Бенигсен и генерал Уваров. Поначалу они якобы намеривались ограничиться арестом Павла с тем, чтобы заставить его отречься от престола в пользу старшего сына.
По дороге в апартаменты императора кто-то из офицеров наткнулся на лакея и ударил его тростью по голове. Лакей поднял крик. Павел, услышав шум, поднятый заговорщиками. Попытался скрыться через двери, которые вели в покои императрицы, но они оказались запертыми. Тогда он бросился к окну и спрятался за занавеской. Заговорщики, не найдя императора в постели, на мгновение растерялись. Им показалось, что заговор раскрыт и что это ловушка. Но граф Пален, самый хладнокровный из них, приблизился к постели и, потрогав простыни рукой, воскликнул: "Гнездо еще теплое, птица не может быть далеко". Заговорщики обыскали комнату и обнаружили спрятавшегося императора. Павел стоял беззащитный в ночной рубашке пред заговорщиками, в руках которых сверкали шпаги.
В описании дальнейших событий мемуаристы расходятся. Одни пишут, что император "вступил" в спор, длившийся около получаса и который, в конце концов, принял бурный характер. Посыпались взаимные оскорбления. При этом император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова, на что последний сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, впоследствии чего тот без чувств повалился на пол. В ту же минуту француз-камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарягин, офицер Измайловского полка, сняв висевший над кроватью шарф императора, задушил его им. На основании другой версии, Зубов, будучи сильно пьян, будто бы запустил пальцы в табакерку, которую Павел держал в руках. Тогда император первый ударил Зубова и, таким образом, сам начал ссору, которая также закончилось кровопролитием.
Оставшуюся часть ночи лейб-медик Вилие обрабатывал изуродованный труп Павла, чтобы наутро его можно было показать войска в доказательство его естественной смерти.
Но, несмотря на все старания и тщательный грим, на лице императора были видны синие и черные пятна. Когда он лежал в гробу, его треугольная шляпа была надвинута на лоб так, чтобы скрыть, насколько возможно левый глаз и зашибленный во время убийства висок.

Известие о смерти Павла вызвало с трудом сдерживаемое ликование на улицах обеих столиц. "Умолк рёв Норда сиповатый, Закрылся грозный, страшный взгляд", - писал в те дни Державин. По воспоминаниям Вигеля, генералы, доставившие весть в Москву на Вербной неделе, "всех встречающихся как будто взорами поздравляли и приветствовали": Это одно из тех воспоминаний, которых время никогда истребить не может: немая, всеобщая радость, освещаемая ярким весенним солнцем. Возвратившись домой, я никак не мог добиться толку: знакомые беспрестанно приезжали и уезжали, все говорили в одно время, все обнимались, как в день Светлого воскресенья; ни слова о покойном, чтобы и минутно не помрачить сердечного веселия, которое горело во всех глазах; ни слова о прошедшем, все о настоящем и будущем. Сей день, столь вожделенный для всех, казался вестовщикам и вестовщицам особенно благополучным: везде принимали их с отверстыми объятиями. - Записки Ф. Вигеля

В селе Авдотьино Ямкинского сельсовета Ногинского района Московской области на Романовской Аллее Славы, расположенной на территории Николо-Берлюковского монастыря 1 октября 2015 года состоялось открытие бронзового бюста Павла I (скульптор А. А. Апполонов)

ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ

Сцену убийства в Михайловском замке запечатлел Пушкин в юношеской оде "Вольность". В оде "Вольность" Пушкин называет его "увенчанным злодеем".

Городская легенда о призраке Павла I, который бродит по Инженерному замку, изложена в рассказе Н. С. Лескова "Привидение в Инженерном замке" (1882).

Драма Мережковского "Павел I" (1908) повествует о заговоре против императора, причём сам Павел предстает деспотом и тираном, а его убийцы - радетелями за благо России.

Повесть Юрия Тынянова "Подпоручик Киже" (1927) рисует в сатирических красках обстановку царствования Павла.

Книга Владислава Ходасевича о Павле I и его трагической судьбе осталась незавершённой.
В книге Марка Алданова "Чёртов мост" описывается смерть царицы Екатерины, воцарение Павла, перезахоронение Петра III и судьба фаворитов Екатерины, в частности князя Безбородко. Убийству Павла посвящён роман Алданова "Заговор".

В 1946 году Ольга Форш опубликовала исторический роман "Михайловский замок".
Роман В. Пелевина "Смотритель" (2015) построен на допущении о том, что Павел I инсценировал собственную гибель, чтобы стать первым смотрителем квази-масонского Идиллиума.

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩