После крещения Руси в 988 году лревнее боевое искусство волкодлаков утратило былую славу, поскольку их стали отождествлять со зловредными ночными оборотнями. Однако сами супервоины не исчезли и по- прежнему жили в южных степях у истоков Дона, Кубани и Днепра. Позднее к ним стали присоединяться крестьяне, бежавшие от помещичьего гнета, а в XVI веке еще и жители Новгорода великого, разоренного Иваном Грозным. Так Пичерноморье возник субэтнос - казаки, говорившие на одном из южных диалектов русского языка.
Для истории же древнего славянского боевого искусства важно то, что новгородцы были весьма искушены в "колдовских" знаниях и умели применять их в схватках. В частности, у них были боевые комплексы "Кулак Перуна", "Буза", "Скобарь", не уступавшие волкодлакским. Когда сошлись вместе носители разных стилей тайной боевой магии, то они нге вступили в противобоство, а создали новое общее искусство боя, выживания и целительства - "Казачий спас". Тех, кто владел им, стали называть спасовцами, или характерниками.
О том, что входило в это искусство, в наши дни известно достаточно много. Начнем с самого спорного, вызывающего неибольшие сомнения - со способности превращаться в волков, медведей и прочих зверей. Для этого якобы надо было кувыркнуться через дубовую колоду и произнести колдовской заговор. кстати, от описания этого обряда в руском языке появилося выражение "делать все через пень-колоду", то есть странным, необычным способом.
На самом деле ни волкодлаки, ни характерники не были оборотнями в буквальном смысле слова. Речь идт о массовом гипнозе, когда маги - воины "перекидывались": внушали противникам,, что вместо человека те видят волка или медведя. Или, наоборот, "превращали" в себя вражеских воинов. А среди запорожских казаков характерников был, например, некий Фесько, который "отращивал" себе сразу несколько голов, так что находившиеся поблизости не могли понять, какая из них настоящая. У других супервоинов то же самое происходило с руками, в которых были сабли и шашки, и противник не знал, от какой ждать удара. Близко к этому стоит умение создавать своих астральных и фантомных двойников и заставлять напрасно биться с "пустым местом". Все эти разнообразные приемы характерники называли умением "сон насылать".
Что касается их неуязвимости для стрел, пуль и мечей, то это было связано с умением быстро вводить себя в особое состояние, когда ход их собственного времени многократно ускоряется. Характерники определяли, что такое состояние наступило, по тому, что у них холодел затылок. Это позволяло видеть действия противника в замедленном темпе и легко уклоняться от ударов мечей и летящих в них стрел, а впоследствии даже пуль. Впрочем, не исключено, что с помощью здравы, т. е. внутренней энергии, они могли окружить себя невидимым мощным панцирем, котрый действительно отклонял стрелы и пули в сторону. Причем, чтобы "зарядиться волшебной силой", характерники спали по свисавшими ветявями вековых дубов.
С помощью специальных упражнений вырабатывали они и способоность ясновидения, которую называли умнием "заглянуть в зеркальце за тысячу верст".