Милая такая познавательная серия получается.)
Честно, жалко, что детям такого не дают...
Пишет чудесная девочка, профессиональный музыкант и преподаватель, а также журналист Мария Пустовит. Я у нее на фб заимствую эти тексты. С ее разрешения, конечно.
Если остановить на улице человека, с более или менее интеллигентным лицом, и спросить - какого Вы можете назвать композитора, из самых известных? - он скорее всего подумает секунд пять, и полувопросительно скажет:
- Ну... Моцарт?
И будет прав.
Моцарт, пожалуй, самый известный, самый универсальный и самый мистический композитор.
Вот да. Моцарт - композитор мистический.
И совсем не потому, что он тусил с масонами. Тусил он с ними или нет - науке неизвестно.
И уж точно не потому, что у него в последней симфонии якобы есть какая-то пространственно-временная прореха, через которую знающие люди могут выйти в астрал.
Кстати, я за всю свою жизнь так и не выяснила, что это за эпизод, хотя временами выйти в астрал мне очень хотелось. Ну или знающие люди просто не раскрывают карты.
Мистика заключается главным образом в том, что Моцарта совершенно невозможно сыграть.
Вообще.
Обычно этот замкнутый круг начинается довольно невинно.
Ты находишь старенький сборник с моцартовскими сонатами, открываешь и читаешь с листа. Фактура почти везде прозрачная, поэтому читаешь и радуешься. И в тебе нарастает недоумение - что здесь такого невозможного?
Украшения получаются аккуратно, пассажи удобно ложатся в руку, интонация дышит.
Ты ложишься спать и думаешь - ну все понятно, просто никто до меня не мог проникнуть в душу этой музыки. А я вот проник. Завтра доучу текст и поеду на конкурс королевы Елизаветы.
Назавтра ты встаёшь, с легким сердцем открываешь ноты... и понимаешь, что - как в анекдоте про мёртвого лося Валеру, - тебе здесь не рады. Нет, весь мелкий бисер в правой руке по-прежнему получается, но окончания лиг вдруг ставят тебе какие-то неожиданные подножки, кульминация выходит формальной, а украшения скомканными. Ну что ж, думаешь ты, значит и правда, не все так просто. Текст, наверное, требует какого-то жертвоприношения.
Ты пытаешься договориться по-хорошему: находишь хорошую редакцию, смотришь штрихи под лупой, выстраиваешь аккорды и интервалы, оркеструешь фактуру, пытаясь убедить соседей, что вот тут в левой руке полтора такта точно играет виолончель. Соседям уже надоело, тебе, откровенно говоря, тоже, но ты не сдаёшься и подключаешь тяжелую артиллерию - пропеваешь своим противным голосом партии всех голосов в каком-то внезапном фугато.
И через неделю фактура, в которой совершенно нечего учить, тебе всё-таки покоряется.
Но теперь ты уже и сам не рад - музыка превратилась в какой-то зомби-апокалипсис, все живые интонации исчезли, жизнерадостная главная партия звучит гимном северной Кореи, очаровательный минорный эпизод превратился в истерику какой-то нервной тетки, а медленная часть буксует и цепенеет.
Музыка у тебя под руками совершенно мертвая.
И ты думаешь, кто же ее убил? Кроме меня и сонаты здесь никого не было.
Или был?..
Играешь ещё раз, в отчаянной надежде что-то реанимировать.
Аккомпанемент перекрывает мелодию, в пассажах взвизгивают человеческими голосами самые неожиданные ноты, а из всех кадансов торчат какие-то свиные рыла. Такое ощущение, что соната замышляет против тебя что-то плохое.
Тебе становится страшно.
И чтоб не так бояться, ты злишься и говоришь - господи, да это же невозможно сыграть. Невозможно!
И кладёшь ноты в самый дальний угол. Пусть полежат.
А дальше уж у кого какая память. Кто-то через год снова открывает ноты. Кто-то через два.
Кто-то вообще больше не смеет.
А есть ещё всякие блаженные, которые этих свиных рыл не боятся. Вот они-то Моцарта и играют.
Но их мало.
Вы кого-то из них знаете?:)
(С)
Котеище про Моцарта. история почти двадцатилетней давности
гостил у любимой женщины в Санкт-Петербурге.
она жила на канале Грибоедова и утром любила просыпаться под вторую часть 21 концерта Моцарта для фортепиано с оркестром.
у нас была трудная любовь, мы начали расставаться с самого начала, и тянулось это годами...
в Москве в ларьке музыкальном купил я диск с 21 концертом. пришёл домой, включил, и понял, что концерт-то вовсе 22. несмотря на все надписи на диске.
вернулся в ларёк, попросил поменять.
что бы-ы-ыло!
продавщица высунулась наполовину из окошка и заорала как безумная:
- это тебе Моцарт? Моцарт! Концерт? концерт! так чего ж тебе ещё, ***, надо?! двадцать первый - двадцать второй, оху *** все, ***вашу, *** тебе в***... и т. д.
видите, какие сильные эмоции способен пробуждать Моцарт даже без музыки!
кстати, на всех дебильных сборниках, типа "популярная классика" "Шутка" Баха обязательно приписывается Моцарту.
Он вообще странный. Не дожил, не раскрылся полностью, но... Вот считается, что Моцарт он весь такой светоый, радостный, с прозрачной факрурой, ага... ХРЕН ТАМ!... Ранний Моцарт-да, такой и есть. Просто так вышло, что он почти весь - РАННИЙ! Поскольку ужел уж очень рано!... А послушайте внимательно его самые последние вещи... Ведь это же... Бетховен, в чистом виде! Тот самый-тяжелый, непонятый, почти угрюмый!...
А кстати, кто-нибудь слышал раннего совсем Бетховена?... Нам как-то подарили диски на гастролях.. в Италии. Еще давно... в далеком 88-м. У нас тогда и слушать то их не на чем было!))) Но я сохранила как память и послушала только в 90-е, через пару лет...
Это было малоизвестное, одно из самых ранних произведений. И честно, если бы меня спросили, кто автор, я бы ни секунды не сомневаясь, ответила, что это Моцарт... Настолько он был легким, светлым и веселый...
Из того, что нашла в сети. Относительно ранний Бетховен. Не слышу я там никакого трагизма. И если бы не знала саму музыку уже давно, сказала бы, что по стилю-это Моцарт:)