Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Питейный дом - съестное заведенье
А посуда вперёд и вперёд...


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 9

вернуться на список тем

Master of puppets  
А посуда вперёд и вперёд...
Master of puppets
... по полям и чему-то там идёт

Это я к чему...
Ни один приём пищи не обходится без посуды
Полистал темы домика - есть у нас ценители прекрасного
И Козочка права - когда на столе красивые тарелки и хорошие приборы, настроение повышается

Нашёл у себя в закладках старую статью, публикую её с незначительными сокращениями
Кстати, с создателем музея, который упоминается в конце, я знаком )))
Master of puppets  
***
Master of puppets
Советский сервиз.
Как он стал маркером эпохи и куда пропал в наши дни.
Какие наборы сегодня продаются на мировых аукционах за миллионы рублей

РБК Life рассказывает о едва ли не главном маркере периода СССР - сервизе. Это набор столовой, чайной или кофейной посуды, выполненной из фарфора, хрусталя или серебра. Кто и когда придумал сервиз, как он попал в страну и почему не пользуется широким спросом сегодня. Спойлер: некоторые наборы становятся предметом спортивного интереса коллекционеров и уходят с молотка мировых аукционов за миллионы рублей.

Статус и дефицит
Хороший столовый и чайный сервиз - предмет гордости людей старшего поколения, символ достатка и благополучия каждой советской семьи. Фарфоровую посуду всегда держали на видном месте - на застекленных полках буфетов и "горок" в гостиной. Доставали только по особым праздникам, да и то не всегда - "жалко, раскокают еще". Фарфоровые чашки и тарелки приравнивались к музейным экспонатам - из них никогда не ели и не пили в обычные дни. Супницы, салатники и соусники если и выходили в свет, то только к праздничному застолью. А вот повседневную посуду, попроще, прятали в сервантах за закрытыми створками или на кухне.

Бережное, не сказать трепетное, отношение объяснялось тем, что сервиз можно было конвертировать в приданое или передать по наследству (как хрусталь и столовое серебро). Дорогой качественный фарфор считался достойным подарком, в том числе не слишком близким людям, например коллегам по работе и даже официальным лицам. Родственники и друзья скидывались, чтобы преподнести сервиз на максимальное количество персон молодоженам и юбилярам, тем самым повышая статус торжества или круглой даты.

Заполучить его подчас было непросто, даже в знаменитом "Доме фарфора" на Ленинском проспекте: в открытую продажу он не поступал, а доставался через "своих". Таким дефицитным товаром, возведенным в ранг культа, считался сервиз "Мадонна" производства ГДР - с радужной глазурью, обильным золочением и сценами соблазнения Юпитером нимфы Каллисто. Посуду покупали с рук, привозили из командировок. Даже несмотря на свою чрезмерную аляповатость, в СССР "Мадонна" слыла признаком буржуазности и могла стоить до 25 советских рублей (сегодня цены за наборы на маркетплейсах доходят до 60 тыс. руб.). Простой фарфор массового производства могла позволить себе любая семья, даже с очень скромным достатком.
Master of puppets  
***
Master of puppets
Фабрики и товарищества
Посуду из фарфора придумали делать китайцы в VI-VII веках до н. э. Но благодаря европейцам эти предметы стали неотъемлемой деталью сервировки королевского стола. Первым в Европе появился мейсенский фарфор из Саксонии - рецепт белого фарфора придумал немецкий алхимик Иоганн Бетгер, а популярным его сделала французская Севрская мануфактура.

В Россию мода на фарфор пришла в середине XVIII века - тому немало способствовал химик и специалист по горному делу Дмитрий Иванович Виноградов. Он сам конструировал печи для обжига, долго исследовал глины из разных месторождений, пока не вывел точную формулу и рецептуру.

В 1744 году в Петербурге по указу Елизаветы I заработала Невская порцелиновая мануфактура, позднее ставшая Императорским фарфоровым заводом. Название сохраняется до сих пор, хотя в мире больше известно клеймо "ЛФЗ" (Ленинградский фарфоровый завод, или Ломоносовский фарфоровый завод). Логотип "ЛФЗ" придумала в 1936-м ленинградская художница Анна Яцкевич, в ноябре 1944 года она впервые нарисовала и знаменитую кобальтовую сетку.

Кроме собственно посуды, на ЛФЗ всегда активно развивалось направление художественного фарфора, к сотрудничеству привлекались лучшие художники своего времени - Иван Билибин, Константин Сомов, Евгений Лансере. Годы после революции стали временем расцвета агитационного фарфора: хрупкий материал стал мощным орудием пролетарской пропаганды. Блюда, тарелки и чашки украсили гербы, красные звезды, громкие лозунги "Земля трудящимся" и "Царству рабочих и крестьян не будет конца". Воодушевленные воззваниями революционной эпохи, в 1920-х годах на ЛФЗ творили Николай Суетин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие авангардисты.

Сервиз Императорского фарфорового завода с фирменной кобальтовой сеткой - зор создан по мотивам росписи первого русского сервиза "Собственный", изготовленного создателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем Виноградовым в середине XVIII века для Императрицы Елизаветы Петровны

Вплоть до конца XIX века фарфор был очень дорогим и доступным лишь аристократии. Для них работал и переселившийся в Россию английский купец Франц Гарднер, в 1754 году открывший фабрику в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне - Дмитровский фарфоровый завод). Визитной карточкой "Мануфактур Гарднеръ в Вербилках" стали именные сервизы с гербами аристократических родов, монограммами и вензелями, императорские подарки, а также сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.

В отличие от государственного Императорского завода в Петербурге производство Гарднера было частным и передавалось по наследству на протяжении нескольких поколений, пока в 1892 году не было куплено Матвеем Кузнецовым и интегрировано в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" наряду с еще семью мануфактурами. Тут уже был налажен выпуск продукции для более демократичного потребителя: мещан, купцов, чиновников. Посуду украшали городские пейзажи и портреты современников, популярны были и фигурки на бытовые сюжеты.

Матвей Сидорович Кузнецов был внуком гжельского купца и основателя фарфоровой фабрики в Дулево - это производство в Орехово-Зуевском районе появилось в 1832 году. На рубеже XIX-XX веков на заводе господствовал "русский стиль" с фольклорными мотивами и театрализованными сценами из боярской жизни. Также пользовался спросом крестьянский фарфор с цветами-"агашками" (яркие розы с округлыми лепестками) и ягодами, выполненными скорописным маховым письмом. В XX столетии этот цветастый стиль продолжил художник-фарфорист Петр Леонов - его броские яркие предметы называют ситцевыми.

Чтобы избежать подделок, каждое производство ставило фирменное клеймо - оно же гарантировало качество. По этим клеймам сегодня ориентируются коллекционеры, определяя время создания предмета.
Master of puppets  
***
Master of puppets
Что в цене: тогда и сейчас
Если в советские годы люди стремились заполучить дефицитный товар, то в наши дни ценят то, что представляет собой большую редкость. В послевоенном СССР фарфоровые изделия были поставлены на поток, а сюжеты черпались из повседневной жизни: космические полеты, освоение Севера, деревенский фольклор, спортивные достижения. И даже в этом ширпотребе находится штучный антиквариат. Например, коллекционный дулевский чайный сервиз из тонкого костяного фарфора, выпущенный в 1980 году, в год Олимпиады в Москве, или авторские экземпляры чайных наборов 1960-х, сделанные мастерами ныне не существующего Кузяевского завода.

Стоимость сахарницы может значительно вырасти, если на ней будет подлинный агитационный рисунок раннесоветского времени. Агитационный фарфор всегда вызывает ажиотаж на торгах Sotheby's и Christie's. Например, тарелка с надписью "Победа трудящихся" ушла с молотка за 17, 5 тыс. (1, 2 млн руб.) в 2010 году, а тарелка с изображением серпа и молота - за 50 тыс. (3, 5 млн руб.) в 2005 году. Супрематический чайник и получашка Казимира Малевича, выпущенные Государственным фарфоровым заводом в 1923 году, производятся до сих пор, правда, в очень ограниченном количестве и стоят больше 60 тыс. руб.

Пример агитационного фарфора - тарелка с надписями "Октября 1917" и "Победа трудящихся". В 2010 году она была продана на аукционе Christie's за 17, 5 тыс. (1, 2 млн руб.), хотя оценочная стоимость была почти в три раза ниже

У иностранных туристов кобальтовая клетка ЛФЗ всегда считалась главным сувениром из Петербурга - посещение фирменных магазинов "Императорский фарфор" на Невском и Владимирском проспектах входило в обязательную программу в городе на Неве. Сегодня чайный сервиз с фирменным рисунком из 14 предметов на шесть персон стоит 34, 4 тыс. руб., а кофейный из 20 предметов на шесть персон обойдется в 40, 6 тыс. руб.
Master of puppets  
***
Master of puppets
Ностальгия по будущему
С фамильным фарфором теперь охотно расстаются - и вовсе не потому, что не хотят хранить память о прошлом. Он занимает слишком много места и совсем не приспособлен к современной жизни: золоченые блюдца боятся микроволновок и посудомоечных машин, да и большие домашние застолья сегодня стали редкостью.

По большому счету фарфор полностью утратил свой функционал и социальный статус: мы воспринимаем его с точки зрения эстетики, а коллекционеры охотятся за раритетами из спортивного интереса. Как, например, музыкант Вовка Кожекин, который даже создал музей советского фарфора в кафе Ex: Libris, расположенном в здании Тургеневской библиотеки на Чистых прудах. Вдоль стен от пола до потолка - ГДР-овская и чехословацкая мебель, за стеклом которой выставлены те самые чашки и блюдца из нашего детства.

"Наш музей - это ностальгия по будущему. Люблю наблюдать, как посетители заходят и говорят: "У бабушки был такой сервиз!" - говорит Кожекин. В его коллекции - главным образом фарфор 1960-х, экспериментальный и новаторский для советского производства. Организаторы стремятся не только сохранить трогательные советские сервизы как уникальные свидетельства материальной культуры, но и популяризировать чаепитие - истинно русский культурный феномен.
lastochka03  
Ну что сказать...
lastochka03
Пошлый я человек... Люблю фарфор, хрусталь, серебряные ложечки))
На работе пью чай из стакана с подстаканником)) Коллеги смотрят с иронией... Можно, конечно, и из бумажного стаканчика пить, но не так вкусно))

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩