Фабрики и товарищества
Посуду из фарфора придумали делать китайцы в VI-VII веках до н. э. Но благодаря европейцам эти предметы стали неотъемлемой деталью сервировки королевского стола. Первым в Европе появился мейсенский фарфор из Саксонии - рецепт белого фарфора придумал немецкий алхимик Иоганн Бетгер, а популярным его сделала французская Севрская мануфактура.
В Россию мода на фарфор пришла в середине XVIII века - тому немало способствовал химик и специалист по горному делу Дмитрий Иванович Виноградов. Он сам конструировал печи для обжига, долго исследовал глины из разных месторождений, пока не вывел точную формулу и рецептуру.
В 1744 году в Петербурге по указу Елизаветы I заработала Невская порцелиновая мануфактура, позднее ставшая Императорским фарфоровым заводом. Название сохраняется до сих пор, хотя в мире больше известно клеймо "ЛФЗ" (Ленинградский фарфоровый завод, или Ломоносовский фарфоровый завод). Логотип "ЛФЗ" придумала в 1936-м ленинградская художница Анна Яцкевич, в ноябре 1944 года она впервые нарисовала и знаменитую кобальтовую сетку.
Кроме собственно посуды, на ЛФЗ всегда активно развивалось направление художественного фарфора, к сотрудничеству привлекались лучшие художники своего времени - Иван Билибин, Константин Сомов, Евгений Лансере. Годы после революции стали временем расцвета агитационного фарфора: хрупкий материал стал мощным орудием пролетарской пропаганды. Блюда, тарелки и чашки украсили гербы, красные звезды, громкие лозунги "Земля трудящимся" и "Царству рабочих и крестьян не будет конца". Воодушевленные воззваниями революционной эпохи, в 1920-х годах на ЛФЗ творили Николай Суетин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие авангардисты.
Сервиз Императорского фарфорового завода с фирменной кобальтовой сеткой - зор создан по мотивам росписи первого русского сервиза "Собственный", изготовленного создателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем Виноградовым в середине XVIII века для Императрицы Елизаветы Петровны
Вплоть до конца XIX века фарфор был очень дорогим и доступным лишь аристократии. Для них работал и переселившийся в Россию английский купец Франц Гарднер, в 1754 году открывший фабрику в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне - Дмитровский фарфоровый завод). Визитной карточкой "Мануфактур Гарднеръ в Вербилках" стали именные сервизы с гербами аристократических родов, монограммами и вензелями, императорские подарки, а также сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.
В отличие от государственного Императорского завода в Петербурге производство Гарднера было частным и передавалось по наследству на протяжении нескольких поколений, пока в 1892 году не было куплено Матвеем Кузнецовым и интегрировано в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" наряду с еще семью мануфактурами. Тут уже был налажен выпуск продукции для более демократичного потребителя: мещан, купцов, чиновников. Посуду украшали городские пейзажи и портреты современников, популярны были и фигурки на бытовые сюжеты.
Матвей Сидорович Кузнецов был внуком гжельского купца и основателя фарфоровой фабрики в Дулево - это производство в Орехово-Зуевском районе появилось в 1832 году. На рубеже XIX-XX веков на заводе господствовал "русский стиль" с фольклорными мотивами и театрализованными сценами из боярской жизни. Также пользовался спросом крестьянский фарфор с цветами-"агашками" (яркие розы с округлыми лепестками) и ягодами, выполненными скорописным маховым письмом. В XX столетии этот цветастый стиль продолжил художник-фарфорист Петр Леонов - его броские яркие предметы называют ситцевыми.
Чтобы избежать подделок, каждое производство ставило фирменное клеймо - оно же гарантировало качество. По этим клеймам сегодня ориентируются коллекционеры, определяя время создания предмета.