Новость, что Владимир Путин поручил Минобрнауки РФ совместно с Российской академией наук разработать комплексную программу научных исследований, связанных с всесторонним этнографическим изучением русского народа, как-то затерялась в сегодняшней ленте событий.
А ведь это важнейшая история.
Дело в том, что крупнейший этнос России и Европы, более того, крупнейший белый народ на планете с этнографической точки зрения является изученным лишь фрагментарно.
Целью организовать комплексное изучение еще в 1846 году задался Николай Иванович Надеждин, выступая на одном из самых первых заседаний Русского географического общества, заявил:
"Россия, которая в настоящем величии своем, сама есть целый огромный мир, главным предметом внимания нашего должно быть то, что именно делает Россию Россиею; то есть - человек Русский!"
"Если, собственно в географическом отношении, Земля Русская до сих пор, считается слишком еще мало обследованною и дознанною; то об этнографическом изучении Русского человека - сказать и это будет слишком много."
Вскоре после Надеждин возглавил этнографическое отделение РГО, которое приняло "Этнографическую программу", где акцент делался на изучении русских.
Но в 1917 году это направление совершило резкий разворот. Национальная дезорганизация и фрагментация русских, строительство новой исторической общности "советский народ", как основа советской национальной политики сказалась и на научных исследованиях. Русские, в советской этнографии перестали быть цельным объектом исследования, а изучались, как набор региональных идентичностей, в описании культуры которых политически целесообразней было сделать акцент на инородном влиянии, чем подчеркнуть общерусское.
Эта фактически деколонизационная практика продолжилась и в постсоветской исследовательской традиции.
Надеюсь, поручение президента переломит эту прискорбную традицию.
Историк-алкоголик, Пикабу