Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: TERMINATOR  

Дата создания поста: 25 мая 2014, 07:16

Мир не покидают. Покинуть можно только свой собственный

Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Признание духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяснить новым, оригинальным, а порой и вызывающим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии.
Свами Праджнянпад, или Йогешвар Чхатопадхьяя, как его звали первоначально, родился в браминской семье в Западной Бенгалии. Несмотря на раннюю смерть родителей, получил традиционное браминское воспитание, хорошо знал санскрит и Упанишады. По настоянию старшего брата поступил в инженерное училище, но потом перешёл в Калькуттский университет, где изучал физику. Окончил его с золотой медалью, которой награждались особо одарённые студенты...
Что делать дальше?
Учение Свами Праджнянпада прежде всего поражает своей оригинальностью и особой способностью опровергать традиционные формулировки или, точнее, интерпретировать их иначе. Приведём несколько примеров.
1. Как известно, в Индии общепринято различать три способа достижения того, что называют "цель человеческой жизни", "совершенство", "самопознание" или "реализация".
Эти способы носят название "йога": йога познания, йога набожности или любви и йога действия. В зависимости от человека и его темперамента предпочтение отдаётся интеллектуальному или сердечному подходу через любовь к Богу или же действию служения другим, которое проповедовал Ганди.
Однако для Свами Праджнянпада существует только один подход, позволяющий объединить интеллект, сердце и действие, ибо подлинное понимание означает "видеть то, что есть", а следовательно, чувствовать. А чувство выражается в действии, которое само по себе вытекает из чувства.
2. Принято считать, что для вхождения в духовный мир необходимо покинуть мир обыденной жизни. Для Свами Праджнянпада непривязанность достигается не волевым усилием и не уходом из мира. Непривязанность - непосредственный результат жизненного опыта. "Мир не покидают. Покинуть можно только свой собственный мир. Освобождение приходит в результате жизненного опыта, который предполагает продолжение контакта с миром" - эта точка зрения приводит к парадоксальным следствиям, не совместимым с традиционными учениями;
- Не следует отказываться от желаний; напротив, необходимо пытаться удовлетворить их... для того, чтобы увидеть и на собственном опыте испытать, что никакое желание не может быть удовлетворено.
- Не нужно стремиться уничтожить эго, но следует предоставить ему возможность наибольшего расцвета, чтобы эго объяло всё, и тогда исчезнет чувство отделённости.
- Согласно Свами Праджнянпаду, по-настоящему человека освобождает только знание. Однако речь идёт не об обычном интеллектуальном или книжном знании, получаемом в школах и университетах, а о знании, проистекающем из опыта окружающего мира. Оно подразумевает работу над нашими ментальными представлениями, эмоциями и действиями.
Чтобы избежать недоразумений, связанных с содержанием предлагаемой читателю книги, необходимо уточнить, что она написана не Свами Праджнянпадом. Это перевод небольшого французского издания, составленного из высказываний индийского мудреца. По условиям публикации книга не должна была превышать ста страниц. И поэтому изречения Свами Праджнянпада остались без необходимых пояснений, которыми он их обычно сопровождал. Эти изречения были отобраны из писем учителя, конспектов учеников, записанных сразу после бесед с ним, и магнитофонных записей этих бесед. Сам учитель эти тексты никогда не просматривал.
С каждым собеседником Свами Праджнянпад общался по-разному - в зависимости от просьб, личных особенностей и потребностей ученика. При этом суть его учения оставалась неизменной. Ответы Свами Праджнянпада, носившие на первый взгляд личностный характер, имели обобщающее значение. При переводе изречений учителя на русский язык составитель стремился сохранить их разговорный стиль, не всегда отвечающий правилам грамматики. Язык Свами Праджнянпада прост, конкретен и естествен, ему чужды возвышенные призывы и абстрактные метафизические рассуждения.
Наибольшее значение Свами Праджнянпад придавал восприятию фактов такими, какие они есть на самом деле, и вёл по этому пути шаг за шагом каждого ученика.
Главное, повторял он постоянно, - это "видеть". Видеть означает не только смотреть и наблюдать, но рассматривать, распознавать, изучать... и только потом - но ни в коем случае не прежде - вбирать в себя, то есть принимать или, другими словами, "делать своим". Затем можно действовать, т. е. осуществлять на практике увиденное и прочувствованное. Лишь тот, кто увидел и усвоил, может правильно действовать.
Человеку сначала следует понять и почувствовать и только потом действовать, ибо обратный порядок вызывает чувство принуждения, которое, по словам учителя, "свойственно только животным и недостойно человека".
Согласно Свами Праджнянпаду, всё зависит от "видеть", противоположного "думать", которому учитель придаёт негативное значение. Конечно, такое понимание может показаться шокирующим представителю западной культуры, с малых лет приученному к тому, что "думать" - это наивысшее достижение человека. Ведь способность "думать" отличает его от животного и позволяет подняться над предрассудками суеверия и слепой веры.
Однако, критикуя "думать" - источник мышления, индийский мудрец вовсе не отрицает ум и разум. Напротив, в своём учении он постоянно и тщательно различает интеллектуальность, или правильное употребление интеллекта, и интеллектуализм - пародию на интеллектуальность, отделённую от чувства и действия. Интеллектуализм, присущий мышлению, или, можно сказать, ментальным процессам, называется на санскрите manas.
Смысл понятия manas неоднозначен и для русского читателя нуждается в пояснении. Значение этого слова на санскрите варьируется в зависимости от эпохи, философских школ, а иногда и от взглядов их представителей.
Понятие manas трудно перевести буквально. В своём учении Свами Праджнянпад использовал для перевода английское слово mind, наиболее точно передающее его смысл. Однако в русском языке слово manas традиционно переводится как "разум", "ум", "дух", "душа". Но ни одно из этих понятий не соответствует тому значению, которое вкладывал в слово manas Свами Праджнянпад. Manas для него означает некий "орган", вырабатывающий ошибочные представления о мире. На уровне интеллекта manas выступает как "думать"; на уровне ощущения - как эмоция; на уровне действия - как действие-противодействие.
Представляется, что наиболее адекватным этому слову был бы неологизм "ментал", но в переводе слова тагш8 на русский язык мы предпочитаем употреблять слово "мышление".
Ложные представления о действительности ("думать" или "мышление") создают эмоции, в свою очередь побуждающие к действиям, не соответствующим действительности. Такие действия вызывают противодействия. Появление противодействий, в свою очередь, позволяет осознать, что наши представления о мире не соответствуют действительности.
Иными словами, "мышление" - источник всех наших страданий, Поскольку освобождение от страданий является целью любого духовного поиска, успех его возможен, лишь когда прекращается деятельность "мышления", этого изворотливого обманщика, творца иллюзий и мифов, постоянно вводящего нас в заблуждение.
Но что происходит в случае уничтожения "мышления"?
- На интеллектуальном уровне исчезают ложные представления, фантазии, предрассудки, оценочные суждения - одним словом, всё то, что обычно называется "мышление". В результате человек видит действительность такой, какая она есть.
- На уровне чувств исчезают эмоции. Их заменяют чувства.
- На уровне действий прекращаются колебания, возникающие на стыке действия и противодействия. Человек обретает возможность действовать по-настоящему: действие происходит само собой, в зависимости от требований обстоятельств.
Исчезает противостояние ума, сердца и действия, они объединяются в единое целое. Человек становится внутренне целостным. Он живёт в единстве со всем, в не-двойственности. В этом для Свами Праджнянпада, так же как и для Упанишад - цель человеческой жизни. Достижение совершенства, о котором говорят мудрецы и к которому призван каждый человек.
Изречения Свами Праджнянпада расположены в алфавитном порядке, но знакомство с ними можно начинать с любой страницы. Поначалу произвольность изложения материала может создать некоторые трудности. В самом деле, одни изречения могут показаться слишком очевидными, другие - не очень понятными, третьи - не связанными друг с другом. Тем не менее составитель надеется, что у терпеливого и вдумчивого читателя окончательное впечатление окажется иным, ибо непонятное на одной странице проясняется на другой.
Учение Свами Праджнянпада похоже на разноцветную мозаику, красоту которой можно оценить, только рассматривая картину с разных сторон.


Было изменено: 17:59 06/06/2014.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩