Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: ...  

Дата создания поста: 1 октября 2010, 23:13

ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ-

ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-

рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост:

отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-

ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди-

вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы-

ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются диффе-

ренцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и

представить ее в словесной форме.

Что это за аспекты?

Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-

ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире,

тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что

то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак-

тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта

двигателя внутреннего сгорания:

1. потенциальная энергия,

2. превращение потенциальной в кинетическую,

3. кинетическая энергия,

4. использование кинетической энергии.

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за

своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч-

ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-

тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он

работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-

вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:

- потенциальная энергия - кинетичская энергия

- превращение потенциальной - использование кинетичес-

в кинетическую кой энергии

Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических

и психических возможностях;

- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;

- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;

- активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из

полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Состав-

ные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимае-

мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-

ружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже восприни-

мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их

называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-

ство;

- отношения между следующими друг за другом процессами - время;

- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами

отношения объектов или измерение объекта объектом;

- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами

- притяжение-отталкивание.

Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о само-

чувствии находящихся в этом пространстве людей;

- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-

личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;

- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценнос-

ти и т. п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;

- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нуж-

ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

Несколько слов о происхождении графических символов.

Интравертную символику мы обозначили кружком, фигурой, которая создает

впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуи-

цию - треугольником, который отлично вписывается в круг. Логика и этика -

это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэто-

му если логику обозначили квадратом, как символом строгости мышления, то

для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подоб-

рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла.

Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только дру-

гого цвета: , , , .

Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8

элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-

жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название,

которым в будущем и будем пользоваться.

Рис. 1

Отражаемый Название качества психики Символ

аспект мира человека или элемента ИМ,

благодаря которому человек

получает информацию про

данный аспект мира

---

Потенциальная энергия. Интравертная интуиция

Превращение потенциальной Интравертная этика

энергии в кинетическую

Кинетическая энергия Интравертная сенсорика

Использование кинетической Интравертная логика

энергии

Пространство Экстравертная сенсорика

Время Экстравертная интуиция

Соотношения Экстравертная логика

Притяжение-отталкивание Экстравертная этика

Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.

Т. е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки ин-

формации. Но в сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди

склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м одно-

му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его

логическим, этическим и т. п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т. е. оп-

ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, являет-

ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда интровер-

тный - интровертом.

Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллек-

туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хо-

чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в

его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.

Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих

чувствах.

Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ, в тех назва-

ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис. 2/.

Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические

типы распространены среди населения республики /Литовская ССР/. Для этого

обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же

рис. 2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка лю-

дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-

нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди муж-

чин или только среди женщин.

Отсюда релятивность таких понятий как женственность и мужественность:

каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-

ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, лич-

ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа

ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной

мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,

которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально

мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую
структуру.
Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

Название типа Символ Мужчины Женщины

типа

Шизотимы

---

1. Логико-сенсорный экстраверт 5 2

2. Логико-интуитивный экстраверт 4 2

3. Логико-сенсорный интроверт 6 3

4. Логико-интуитивный интроверт 6 5

5. Этико-сенсорный экстраверт 3 10

6. Этико-интуитивный экстраверт 5 9

7. Этико-сенсорный интроверт 3 4

8. Этико-интуитивный интроверт 3 10

Циклотимы

---

9. Сенсорно-логический экстраверт 9 3

10. Сенсорно-этический экстраверт 4 9

11. Сенсорно-логический интроверт 12 8

12. Сенсорно-этический интроверт 7 15

13. Интуитивно-логический экстраверт 11 4

14. Интуитивно-этический экстраверт 10 6

15. Интуитивно-логический интроверт 8 2

16. Интуитивно-этический интроверт 4 8

Всего: 100 100

Из них этические 39 71

экстраверты 51 45

интроверты 49 55

логические 61 29

Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-

бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индиви-

дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.

В примерах, где ради образности говорится "он", таким же образом можно

сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-

ческих типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп

Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток

с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом

ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩