Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Машенька  

Дата создания поста: 13 мая 2012, 18:01

Записки от беспамятства. Страна присутствия - Израиль.

17. 04. 2012. День первый. Вернее, раннее утро. Как
обычно, питерская хмарь и дождь. Дождь в дорогу к удаче. Поглядим. Мучительно хочется в тепло и к солнцу. Я "вибрирую" с прошлого вечера, перед поездками всегда так. Сто раз проверила все вещи и документы. Будто на год собралась, а не на 7 дней...

Я думаю, что машина времени это самый обыкновенный самолет. Из питерской апрельской зимы - в израильское апрельское лето, а через 7 дней обратно. Только душа обратно за самолетом, скорее всего, не успеет, потом все же вернется ночью и расскажет снами, как ТАМ хорошо. И скажет: "А давай? Давай хоть на годик куда-нибудь к солнцу уедем?". Проснусь с этой мыслью в который уж раз...
Конечно, все будет не так, как я придумала. Иначе, лучше, глубже и ярче. Семь дней лета превратятся в 168 часов райской жизни, и их с лихвой хватит на полгода детальных воспоминаний-ощущений с грезами наяву.
Так всегда у меня. Где же, в какой стране родилась моя душа, которая 30 лет не может принять Питер за родной город и мается, и неволится, и ищет, и нет ей покоя? Настойчивые поиски родины души... Может, это и есть счастье? Спросила себя голосом тайм-менеджера: "А если осталась тебе всего неделя жизни? Как бы распорядилась ею? Может, лучше дома бы... А?". Нет. К морю. Туда же. Все бы так и оставила. На парашюте бы только полетала над горами, чтобы понять, как это с небес на землю смотреть. Потренировалась бы перед вечностью, угол зрения выбрала бы... Честное слово!
Капитан воздушной лодки пообещал жалкие +23 за бортом, когда уже приземлились. Расстроилась и вскоре поняла, что зря, потому как все +35, не меньше! Самолет сел в крошечном аэропорту Овда с одноэтажным, похожим на сарайчик, зданием. Едва спустилась по трапу, была атакована девушкой-пограничником: "Поставь вещи, не трогай их и отвечай на вопросы. Как тебя зовут? Куда едешь? Зачем? На сколько? Кто купил билет? Почему одна? Где работаешь? Будешь пересекать иорданскую границу?". Уф... Отпустили... На паспортном контроле все повторилось, однако багаж не досматривали. Ладно. А вдруг я и правда палестинский террорист или (о боже, боже!) невозвращенец? Блюдут покой своей страны. Честь им и хвала.
Отель большой и хороший. Отличный номер с кроватью таких размеров, что спать на ней в одиночестве тяжкий грех. А еще в номере сейф и чайник с чайно-кофейными принадлежностями. Пошвыркала израильского чайку, потому что невесомый самолетный завтрак давно перестал ощущаться, а до ужина еще 3 часа.
Море выпустило мне навстречу стайку разноцветных рыб и белых барашков. Вода около +22 градусов, входишь в нее, как в ледник, но потом привыкаешь и плывешь. Она тяжелая, маслянисто-соленая, обволакивающая и прозрачная до лазоревого света со дна.
На вечерней встрече с отельным гидом (Либи-Альбина из Кемерово, маленькая, основательно беременная девочка) не удержалась и купила три экскурсии. Люблю, когда нет выбора: больше их покупать все равно негде и не у кого. Поеду в заповедник дикой природы, в Иерусалим и на Мертвое море. Еще выдали карту местности, Эйлата то есть, с обведенными кружочками особо важными пунктами: отель, туристический центр и обмен валюты. Карты - это замечательно, обожаю их разглядывать, но совершенно не умею читать. Познакомилась с питерской Надей, с ней же вечером пробежалась 6 км до центра и обратно (уложились в три с половиной часа, но едва не умерли от усталости и жажды, хотя с удовольствием напились из-под крана в туалете, ибо вода в Эйлате очень чистая, ее дают некипяченой даже детям). Надя шопоголик-диверсант: заходит в магазины, смотрит, меряет, приценивается, беседует с продавцом и... ничего не покупает! И так в каждом магазине на нашем пути! Обмен валюты на еврейские деньги шекели такой: за 100 долларов дают 366 шекелей, то есть 1 шекель около 8 рублей. Теперь хотя бы понятно, как считать цены. Все кажется дорогим, дороже, чем в Питере. Ну, покупки это второстепенно, главное свежие впечатления!
С балкона моего номера видна Иордания на противоположном берегу Эйлатского залива, а в 5 минутах езды от отеля граница с Египтом. Три страны стянулись к кусочку Красного моря, чтобы с ревностью и принципиальностью поделись эту территорию на три небольших ломтя.
Второй израильский день начался посещением фабрики эйлатского камня (малахит с лазуритом вместе) и приобретением сказочной красоты кольца. Не смогла устоять там перед фантастическим обаянием в общем-то некрасивой женщины, предложившей подчеркнуть "благородство такой изящой руки". А старенький хозяин фабрики смешно жаловался на свою венгерскую жену, у которой он "первый раб". Потом было плескучее море, шуршащие под ветром пальмы, причудливые обломки кораллов под ногами...
День закончился песчаной бурей и шквальным ветром. Те, кто ехали в это время по каменной пустыне с Мертвого моря, рассказывали о мраке в прямом смысле. Порывы ветра носили тамстолбы песка и пыли, видимость была почти нулевая, а водитель туристического автобуса все ехал вдоль желтой дорожной полосы, потому что остановка в такую погоду означала гарантированное столкновение с идущими сзади машинами. Завтра у меня должна быть поездка в заповедник дикой природы, волнуюсь, как все будет, если ветер не утихнет. Ну, с Божьей помощью.
Я еще вчера утром была дома, а такое чувство, что уже неделю здесь, в Эйлате. Все-таки перемещения в пространстве великое изобретение человечества! Да и причудливый хронотоп моей жизни удивляет все больше. Я хотела бы научиться жить без часов, только внутренним ощущением времени, как древние и кое-кто из современных людей. Прав бы Уайльд, когда писал о вреде и бессмысленности пунктуальности. Успевая ко времени, постоянно фиксируя его, мельчишь собственную жизнь, которую надо измерять событиями, а не часами.
День третий. Утро началось мигренью, несмотря на удобство сказочно широкой кровати и обилие подушек. Она еще только подкрадывалась, временами давала несильного толчка в затылок, а уже было понятно, что просто так не отпустит, помочалит всласть. Так и вышло. Правда,
основательно вцепилась она в меня уже потом, после возвращения из поездки в Хай-Бар. Сидя у входа в отель, ждала вчерашний красивый и очень удобный автомобиль невиданной марки. Вместо этого приехал знавший лучшие времена джип раздолбай... с принцем за рулем. И не надо рассказывать мне про белых коней! Оказывается, принцы ездят на таких вот... транспортных средствах. Смотрела бы на него, не отрываясь! "Так и будете там сидеть?". Это вместо приглашения. Делать нечего, полезла в своей шифоновой хвостатой юбке в этот транспорт. Хорошо, хоть рядом с собой усадил. Так ведь и пялилась на него всю дорогу, хотя и помимо его зеленых глаз с серебряными искорками было что посмотреть. Например, проезжали мимо кибуцев, где всякие овощи выращивают и финиковые пальмы в промышленных масштабах, мимо водоема, где соль выпаривают. Он удивил обилием птиц, особенно ярко-розовых фламинго. Оказывается, они розовеют от того, что едят рачков в этом озерце, а те питаются какой-то хитрой водорослью. Маленькие фламинго грязновато-белые, невзрачные, вся мх красота с возрастом приходит.
Потом был заповедник Хай-Бар, задуманный израильтянами как питомник ветхозаветных животных и птиц. Красноногие страусы с пышными черными и серыми перьями, адаксы с огромными рогами-спиралями, аравийские ораксы с рогами-шпагами, куланы, газели... Хищники в закрытых
просторных вольерах сладко спали, полностью игнорируя посетителей. Спал и фенек, который там тоже водится, оказывается. Поразил даман, по виду нечто среднее между кроликом и крысой, размером с откормленного кота, а на деле родственник слона! В голове не умещается! Издевка природы или божий промысел? Неясно.
Возникла мысль: с виду вся эта резервация не очень-то приглядная, саванна почти голая, вокруг только серо-желтый камень, песок и редкие зонтики акаций с нереально глубокими корнями, добывающими под землей воду. Тем не менее, раненые животные там вылечиваются, здоровые размножаются, людей не боятся, степенно прогуливаются вблизи джипа. Условия, приближенные к естественным, не "потемкинские деревни" для внешней красивости, а по-настоящему все, для жизни.
На обратном пути в который раз за эти дни поразилась зеркально ровной поверхности шоссе. Таких дорог в России я не видела никогда! Вдоль обочины ярко-желтая рельефная полоса единственный ориентир для водителей в песчаную бурю. Гористая местность создает приятное волнообразие пути, и хочется ехать по этой дороге далеко-далеко за горизонт. Сегодня легкий ветерок, но бури не предвидится, хотя от дымки иорданских гор через залив не видно. Нежарко, но солнышко греет и румянит кожу, прогоняет питерскую синюшность с лица. Солнце все лечит, и тело, и душу. Завтра самый важный день иерусалимский, начнется в 4:45 утра, до ночи протянется. Каким он будет? Пока не знаю точно, но что не зряшным- определенно. Жду.
День четвертый. Иерусалим город мира. Описывать путь паломника от турбизнеса нет нужды: часовой сбор всех страждущих по отелям Эйлата (мой, ясное дело, был первым, посему карусель на автобусе от отеля к отелю вкусила сполна), путь к святыням через завтрак на автозаправке, через фабрику косметики с солями Мертвого моря и серпантин над пропастью, все это известно, оправдано и поэтому малоинтересно. Гомонящий Иерусалим другим быть и не мог: высокий сезон здесь круглый год, при этом разномастная публика, несмотря на столпотворение, была вполне дружелюбной и вежливой. Зачем человек едет в этот город? Почему Вифлеем, где стоит храм Рождества Христова, тянет к себе магнитом людей со всего света и почему эта территория является палестинской автономией? Почему храм Гроба Господня объединяет в одну смиренную очередь на поклонение людей разных вер и конфессий? Что чувствуют все эти люди, стоя в темных, словно закопченных стенах и ожидая своей очереди преклонить колени? Правда ли, что чудо благодатного огня само происходит каждый год вот уже не одну сотню лет или оно просто не может не произойти по политическим, религиозным и иным причинам? У кого-то из писательниц (Толстая, Улицкая? Не помню.) давно уже нашла мысль о том, что сложно проникнуться духом святости в этой вечной шумной, немного базарной толпе, во время экскурсионного бега по узким улочкам к очередному святому месту, среди разноязыкого говора всюду и везде. И что нет здесь места благоговению и интимному разговору с Богом, медитации и возвышенному трепетанию. Не знаю... Теперь уже не знаю, хотя тогда, прочитав эту фразу, почти согласилась с ней. Иерусалимская атмосфера - это зеркало нашей жизни, в которой всегда все рядом: возвышенность и приземленность, бескорыстие и денежный расчет, молчание и назойливый шум, слезы радости и пустота горя. Это, мне кажется, только еще раз доказывает, что Бог если и есть, то внутри человека, в его душе, а не снаружи. И внутренней этой беседе наедине с собой не сможет помешать никакой внешний шум. То, что должно в Тот Самый День стать геенной огненной, пока еще цветущая зеленая долина. Главная мусульманская мечеть Иерусалима стоит ровно напротив Храма Рождества Христова. Иудейская святыня -Стена плача- густо усыпана записочками с сокровенными желаниями на всех языках мира.
О, нравы! Во все времена! Религиозные евреи могут жениться и плодить по куче детей, а вот работать совсем не обязаны, главное для них с шести лет и до смерти изучать Священное Писание, в этом цель и смысл их религиозной жизни. При этом их будут содержать на пособия различные фонды и богатые горожане, которые платят непомерно большие налоги. И это норма жизни. Загадка!
Увидела несколько примечательных икон и атрибутов христианства. Например, единственную улыбающуюся богоматерь Вифлеемскую, Иерусалимское пятикрестие, которое может носить только тот, кто действительно был на Святой Земле, Длань Божью, удивительно похожую на руку Фатимы с мусульманского Востока, икону "Святое семейство" с Иисусом-подростком и его родителями.
В храме Гроба Господня больше всего поразилась даже не Голгофе, а камню миропомазания, благоухающему и приятно маслянистому на ощупь. Когда зажигала свои 33 свечи от благодатного огня, шесть дней назад сошедшего на землю в Светлую Пасху, заметила, как почему-то дрожит рука...
В который раз услышала историю Иуды. Не вызывает он у меня негодования, ничего тут уже не поделаешь. Он должен был сделать, что сделал, иначе как бы Иисус смог исполнить свою миссию и спасти всех через свое самопожертвование? Ведь и Иуда вскоре после всех событий свел счеты с
жизнью... Оно и понятно. Кстати, о 30 сребрениках. Он отдал их первосвященникам, не воспользовался наградой. Не смог? Не захотел? На эти деньги был разбит сад, так что сумма немалая. Хотя в деньгах ли дело?
Пятый израильский день прошел на пляже и у бассейна, порадовал загаром и полным безмыслием в голове... Созерцание и безделье это тоже счастье!
День шестой. Дорога на Мертвое море тянулась среди гор и предгорий, напоминающих лунный пейзаж. В стороне остался иорданский город Акаба. Подумалось о том, что море с названием "Мертвое" дает всем приехавшим на него красоту, здоровье и долголетие, ведь в его горько-соленой, глицериновой на ощупь воде растворены 49 элементов таблицы Менделеева. Еще одна загадка жизни!
В отеле, куда меня привезли на отдых и купание, было полно русских. Вернее, русских или даже одесских евреев, какими они бывают в анекдотах и простеньких фильмах. Они совсем не мешали, скорее, забавляли, а еще были очень доброжелательными. "Деточка, тебе не надо стоять на солнце, раз ты уже вся в этой лечебной грязи! Так мне врач сказал, а я ему доверяю!". И палец вверх для назидательности.
Легендарная лечебная грязь не под ногами, продается в магазинах "порционно". В "порции" грязи ровно столько, чтобы покрыться ею целиком. Она густая, жирная, шелковистая, очень приятная на ощупь. Обмазавшись для обретения неземной красоты, я за 20 минут покрылась серой, словно вараньей, второй кожей, с морщинками и трещинками на засохшем грязевом панцире.
Бултыхаться в Мертвом море не особо понравилось. То ли от страха брызнуть ядреной водицей куда не надо, то ли от потери контроля над своим телом, которое в этом соляном составе было словно в невесомости. Ну, покувыркалась у самого берега, ойкая от острейших катышков соли, попавших в резиновые тапки. Из воды бегом в душ, смывать щипучий налет.
Надышавшись испарениями моря, в которых, помимо остального, содержится бром, обратно я ехала в сонной прострации. Мысли заплетались неплотной косичкой, граница между сном и явью стиралась, и непонятно было, что происходило на самом деле, а что пригрезилось моему
беспокойному сознанию.
По приезде едва хватило сил поужинать и дойти до номера. Необъятная постель приняла и обволокла явно помолодевшую, но обожженную солнцем кожу, и мгновенно пришел крепкий сон. Еще один чудесный день.
День седьмой и последний. Утром проснулась задолго до будильника, около шести часов. Собрала вещи, позавтракала, успела пробежать вдоль берега и даже купить фруктовый гостинец родителям диковинные плоды кактусов. Попрощалась с морем и загрустила. Уезжать всегда жалко. Едва ли я научилась справляться с этой дорожной грустью, даже став взрослой. Маленькой, помню, я просто заболевала безысходной тоской по покинутому месту, по закончившемуся счастливому времени. А сейчас... Сейчас окончание хорошего означает, что место для нового тоже хорошего, даже еще лучшего свободно. Остается только ждать, со всей верой, на которую я способна. Наверное, счастье и в этом тоже. Скоро самолет домой.

Было изменено: 14:31 14/05/2012.

Комментарии:

Щасвирнус  
***
Спасибо, хорошо рассказываете, мне понравилось - искренне и просто..
........  
Кстати,
ты еврейка?
Т. е поездка имеет явный паломнический привкус
Машенька  
Нет, я не еврейка.
Я во все страны мира так же езжу... Паломничество - это поклонение святым объектам. А я поклоняюсь Духу Путешествий и новым впечатлениям! ))
........  
Явно
же путешествия у тебя сакральны
Это имелось в виду
Машенька  
Да, безусловно,
но это не зависит от страны... Они сакральны всегда, в любом случае...

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩