Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Master of puppets  

Дата создания поста: 12 февраля 2012, 06:50

Углич. Отчёт о поездке


Этот крохотный по столичным меркам приволжский городок тем не менее сыграл значительную роль как в истории средних веков государства Российского, так и в культурной жизни более позднего периода.
Именно здесь непостижимым образом соединились обе династии российских царей: здесь погиб последний Рюрикович - сын Ивана Грозного царевич Дмитрий и здесь родилась и выросла боярыня Ксения Шестова - мать первого царя династии Романовых Михаила.
Но в истории города есть не только трагические страницы.
Здесь в разное время бывали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Аксаков, историк М. П. Погодин, жил и работал знаменитый актёр М. А. Чехов, брат писателя.
Здесь родился известный советский учёный академик А. И. Опарин, прошли детские годы поэтессы Ольги Берггольц.
Едем в Углич!

Поезд Москва-Рыбинск отправляется ежедневно с Белорусского вокзала столицы. До Углича идут два прицепных вагона, сидячий и плацкартный. И хотя по карте до пункта назначения меньше 300 км, путь растягивается на всю ночь - сказывается стоянка в Калязине на 3, 5 часа со сменой локомотива.
После стоянки наш путь лежал по одной 47-километровой колее, проложенной среди леса. Фонарей не было даже на остановках, вдоль поезда бегали аборигены с фонарями. Всё это напоминало времена батьки Махно.
Итак, в 6 утра мы прибыли в Углич. Нас встретили одноэтажное каменное здание вокзала размером с небольшую подмосковную дачу, паровоз как монумент на запасном пути и лес, подступающий вплотную к путям.
Пассажиры довольно быстро разбежались по домам, остались только мы и четверо молодых девиц с могучими рюкзаками видимо, их путь лежал дальше, в Мышкин. Утро выдалось холодным, всё-таки рядом два водохранилища - Рыбинское и Угличское.
Сфотографировали карту, и отправились в город. По пути не встретили ни одного человека, машин на улицах тоже не было. Всё-таки в провинции люди просыпаются позже. Да и делать в столь ранний час по большому счёту нечего.
Дошли до центральной площади, побродили по берегу Волги. Оказалось, что Угличского кремля как такового не существует - в своё время Екатерина II приказала снести стены, срыть оборонительные валы и устроить город по европейскому образцу. То есть, что мы сегодня видим на карте - не изначальная планировка.
На территории бывшего кремля находятся остатки каменных палат удельных князей, это одно из старейших каменных зданий России, сохранившихся до наших дней. Заслуживают внимания и церковные постройки - храм Дмитрия на крови, построенный по приказу Петра Первого в 1692 году на месте трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия - младшего сына Ивана Грозного, Спасо-Преображенский и Богоявленский соборы.
Как положено, территория кремля находится на высоком мысе, с оконечности которого открывается прекрасный вид на реку и Угличскую ГЭС.
Угличская ГЭС была построена в 1935 году, во время индустриализации. Во время войны она снабжала Москву электроэнергией, в связи с чем подвергалась ожесточённым бомбёжкам фашистской авиацией. Так Углич, находившийся вдалеке от театра военных действий, стал прифронтовым городом. Плотину ГЭС оборонял зенитный полк, личный состав которого состоял из молодых женщин, ведь почти все мужчины были на фронте. Следопыты во время экспедиций находят обломки гитлеровских бомбардировщиков, сбитых отважными зенитчицами во время боёв. Также во время одной из экспедиций был обнаружен схрон диверсанта - рация, пистолет и ракетницы, с помощью которых планировалось наводить вражескую авиацию на цель.
Несмотря на мирное время, плотина ГЭС и сейчас очень хорошо охраняется вооружённой стражей. Всё-таки стратегический объект.

Музеи

В Угличе очень хорошо развито музейное дело. Всего в городе 15 музеев, из них 11 находятся в черте города. Основная масса принадлежит частным лицам, и только два - историко-архитектурный и художественный музей и музей гидроэнергетики находятся в ведении государства.
На центральной площади, Успенской, в здании бывшей публичной библиотеки находится музей городского быта. Собрана интереснейшая экспозиция артефактов конца 19-начала 20 веков. Посуда, одежда, игрушки, музыкальные инструменты, мебель и многое другое даёт наглядное представление о быте горожан того времени.
Далее наш путь лежал мимо пристани для круизных теплоходов в музеи тюремного искусства, галерею кукол и "Библиотеку русской водки".
Музей тюремного искусства был создан в 2004 году адвокатом из Рыбинска. За время своих командировок он собрал внушительную коллекцию запрещённых предметов, отобранных тюремной администрацией у заключённых. Заточки, самодельные игральные карты, шахматы из хлебного мякиша, окрашенного чернильной пастой, портреты близких на ткани, и даже самогонный аппарат.
Из основной экспозиции настоящая тюремная дверь с мощными засовами и "волчком" (отверстием для наблюдения) ведёт в комнату, где воссоздана обстановка камеры смертников. Двухъярусные нары, стены, покрытые цементной "шубой", тусклая лампочка в нише, забранной частой железной сеткой, два манекена в полосатых тюремных робах - всё это производит гнетущее впечатление.

Куклы и Смирнов

Чтобы добавить позитива после посещения узилища, хоть и не настоящего, мы отправились сначала в галерею кукол, и потом в музей русской водки.
Галерея кукол была открыта в 2003 году угличской мастерицей Ольгой Павлычевой. Её куклы не просто красавицы в ярких нарядах, а очаровательные и озорные дети. Используя самые доступные и даже примитивные материалы: солёное тесто, ткань, бумагу, шерстяные нитки, художница не просто изготавливает куклу, а каждый раз создаёт неповторимый образ. Используя технику папье-маше, ей удаётся добиваться естественности лица каждой модели. Все детали одежды, аксессуары, обувь кукол изготовлены руками талантливого художника. Каждую куклу хочется взять на руки, прижать к себе, побаюкать, настолько точно передано сходство с ребёнком. Непременно побывайте в этом музее и хотя бы на короткий отрезок времени окунитесь в добрый мир детства.

Появление в Угличе музея истории русской водки, или, как его называют, "Библиотеки русской водки", закономерно - ведь в этих приволжских краях, а именно в деревне Каюрово в приходе села Потапова Мышкинского уезда Ярославской губернии родился Пётр Смирнов, известный фабрикант русских водок и других изысканных напитков.
Экспозиция невелика, но можно достаточно наглядно проследить эволюцию винокурения (именно так раньше называлось производство алкоголя) от Смирнова до наших дней. Среди экспонатов корчаги, бутыли, станок для разлива, старинная тара, акцизные марки, конторские книги и прочее.
По стенам расставлены образцы водок со всей России, начиная с Дальнего Востока и заканчивая Калининградом. Есть стенд с водками других стран - Германии, Франции, Испании, Италии, а также Вьетнама и Китая. В бутылках восточных соседей плавают законсервированные змеи, зрелище неаппетитное, но говорят, что такие настойки полезны для здоровья. Главное - умеренность, как и во всём.
А почему "библиотеки"? Наверное, потому, что раньше, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны в хороших домах престижным считалось иметь водку на каждую букву алфавита, от А до Я: анисовая, барбарисовая, вишнёвая, фисташковая, яблочная...
Гончарная мастерская за углом встретила нас запахом сырой глины. Мастер-гончар, в фартуке, забрызганном рыжими комками, проводил нас в помещение с гончарным кругом посередине. Вдоль стен на полках стояли изделия, которые лепили посетители мастер-класса. Пока гончар рассказывал нам о своём древнем ремесле, из-под его рук на гончарном круге появлялся горшок.

Ко мне, упыри!

Сверившись с картой, мы отправились в Музей мифов и суеверий русского народа. Его создали в 2003 году году петербуржцы Александр Галунов, давно интересующийся фольклором, и его жена Дарья Чужая, художница и скульптор.
Атмосфера музея чувствуется уже во дворе, где нас попросили подождать начала экскурсии. Плети дикого хмеля, висящие мутным зелёным пологом, козлиный рогатый череп, прибитый к посеревшей от времени стене, поскрипывающая дверь всё это готовит к осмотру экспозиции. Кстати, это сейчас рога используются в городских квартирах в качестве вешалок для одежды, но наши предки считали их мощным оберегом.
Так и вышло прямо в холле посетителей встречает восковая кукла женщины-упыря, прототипом которой послужила гоголевская Панночка, приподнявшейся из гроба и тянущей руку со скрюченными пальцами в сторону двери. Рядом, под стеклом реконструкция захоронения ведьмы, погребённой по всем тогдашним правилам - лицом вниз и с осиновым колом между лопаток. Экскурсовод утверждал, что это кости из настоящего захоронения 15 века, но проверить не было возможности, поэтому поверили на слово.
Дальше - кукла Бабы-яги в человеческий рост. Скульптор изобразил старуху за приготовлением колдовского зелья из котелка торчат крысиные хвосты, пучки трав, раскрытый фолиант с рецептами соседствует на столе с черепом медведя, а на плече колдуньи сидит огромный чёрный ворон.
В соседней комнате несколько кукол, изображающих мифологических существ, в которых верили наши предки. Первой стоит кикимора, потом домовой, лесовик, полевик и довершает композицию его супруга - полудница. Все они изображены в среде обитания или за любимыми занятиями. Так, кикимора сидит за прялкой, у полевика в руках небольшой сноп колосьев, а домовой, поджав колени к окладистой бороде, сидит на грубо сколоченной деревянной скамье.
См. фото.

В музей электроэнергетики мы не попали - очередная экскурсия начиналась почти через час, а ждать на улице не хотелось. Тем более, что начало смеркаться и стал накрапывать дождь. На очереди был музей Угличские звоны, так он был обозначен в путеводителе, но как выяснилось, его название иное.
По дороге нам встретился ещё один частный музей, это был музей истории одной улицы - Спасской. Помните пословицу "катись колбаской по Малой Спасской"? Угличане утверждают, что она родилась именно в их городе. Оказывается, в своё время в Угличе было необычайно развито колбасное производство, и большинство артелей располагалось именно на Спасской улице. Ну что же, эта версия имеет право на существование.
В музее нам показали работающий телефон конца 19 века. Он подключён к сети, действительно работает, на него можно позвонить, а вот обратно нет. Дело в том, что в то время соединение устанавливалось вручную, барышнями на центральной станции, поэтому на аппарате отсутствуют привычные нам кнопки или диск для набора номера.
И наконец - угличские звоны. Несмотря на достаточно поздний час, хозяин музея принял нас довольно радушно, всё рассказал и показал.
Потомственный краевед, он тщательно собирает и бережно хранит свидетельства истории родного края, начиная со Смутного времени заканчивая нашими днями. В экспозиции нашлось место реконструкции древнерусских доспехов, кафтанам стрельцов, жупанам польских солдат, которые сожгли Углич в Смутное время, а также обломкам фашистских бомбардировщиков, сбитых во время Великой Отечественной войны.
Венчает экспозицию артефакт новейшей истории отлитый из алюминия герб СССР, диаметром более метра. Когда-то он находился в здании местного партийного комитета, после распада империи его убрали в кладовую, но в итоге поместили в музей. Всё-таки это часть нашей истории!
Особого внимания заслуживает рассказ экскурсовода про угличские звоны. Оказывается, на Руси существовало несколько, как бы мы сейчас сказали, школ этого искусства. Одна из них угличская считалась самой известной на рубеже18-19 веков.
Что и было продемонстрировано на небольшой звоннице, которая стояла здесь же, на невысоком подиуме.
"Чернец убежал, чернец убежал", "А мы видели его, а мы видели его", "За Волгу побежал, за Волгу побежал" заливались колокольчики, но казалось, что это переговариваются звонари угличских церквей.
Распрощавшись с последним музеем, мы отправились на вокзал. С наступлением темноты улицы старинного города вымерли, кругом не было видно ни души. Добрались без приключений, зал ожидания оказался открытым. Внутри обнаружились умилительно-древние фанерные сиденья и потолок, расписанный кленовыми листьями.
Через полчаса подали тепловоз с двумя вагонами, и в 22. 30 мы тронулись в обратный путь.
Прощай, провинция!

Было изменено: 21:15 12/02/2012.

Было изменено: 23:26 12/02/2012.

Как задобрить домового

Из всех празднеств наших предков, живущих в Северном полушарии, самым
главным, священным и могущественным, был "Йоль" - праздник зимнего
солнцестояния. В ночи "Йоля" все миры сходятся: боги и богини нисходят
на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, а мертвые выходят из Нижних
Миров. Именно отсюда к нам пришло большинство сказочных персонажей,
многие из которых живут до сих пор. Некоторые из них отличаются буйным
характером, так что лучше уметь с ними ладить.

Главный такой персонаж это, конечно, домовой. Задабривать его можно
едой и питьем. При этом, как считается, он очень любит сладкую выпечку.


Также домовой обожает, когда празднуют его день рождения. Обычно это
был либо день 1 апреля, либо 7 февраля. В эти дни ему обязательно надо
налить водки.

С кошкой может выйти конфуз: домовой может ее и не полюбить. Поэтому,
при переезде в новый дом кошку подносили к печке (где, как считается,
обитает домовой) и говорили: "Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого
зверя на богатый двор".


Лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул
заблудившуюся корову. И очень обрадуется Леший, если оставить ему
где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут: например,
пирожок или пряник.

Водяным обязательно приносили жертву при строительстве мельницы.
Иногда это были остриженные волосы и ногти. Также водяной не против
табачку и медовых сот. В Болгарии именно водяные считаются покровителями
пчеловодов.

Русалкам, как истинным женщинам, приносили в жертву пряжу: ее нужно было развесить на ветках кустов и деревьев у водоема.

В жертву животным, наделенным демоническими чертами, приносили
ритуальные предметы: возле норы ласки, например, клали веретено и пряжу.


Волку, который долго наделялся магическими свойствами, несли в церковь лен и коноплю.

Одним из самых страшных духов считался банник. Он, если осерчает, мог
и уморить в бане. Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок
ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. А уж
если хотите совсем оградить себя от козней банника, можете задушить
черного петуха и закопать его в четверг под порогом бани, после чего
уйти, пятясь задом и кланяясь.

Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя
сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если человек не
брезговал, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а
старичок-Полевик исчезал.

Было изменено: 21:09 23/12/2012.

Комментарии:

Свеtочкa  
Классно!
Как будто сама побывала в Угличе. Фотографий бы еще побольше, для более полного восприятия информации.
Nirvana  
)))
с третьего раза, но я все-таки дочитала до конца! Могу собой гордиться)))
Действительно, а почему бы не съездить в Углич? *задумалась*
Елена  
одобрям-с)))
[ Комментарий виден только автору дневника ]
Алёна  
***
Интересный отчет.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩